К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Человечное кибербудущее

Человечное кибербудущее
Совместный проект Nike и «Моторики» показывает — у людей с протезами нет ограничений в спорте. Убедиться в этом можно, посмотрев фильм, который был снят в рамках проекта «Спорт без исключений», цель которого – изменить восприятие людей с протезами рук.
 

Альбине скоро исполнится 12 лет, и почти половину своей детской жизни она состоит в сообществе киби-героев компании «Моторика». Ее левую кисть дополняет красивая киберрука, благодаря которой она может не только взаимодействовать с предметами, но и заниматься спортом. С детства Альбина любила лазать по стенкам, лестницам, кувыркаться и бегать, поэтому сейчас родители не переживают за ее активные хобби. Несмотря на протез, девочка очень самостоятельная. Когда одна из сестер начинает заниматься в секции, Альбина стремится попробовать новое увлечение за компанию. Так в ее жизни появились лыжи. А еще есть брейк-данс, художественная гимнастика и плавание — занятия проходят в специальном адаптивном отделении спортивной школы, рассчитанном на детей с разными возможностями.

По словам Светланы, мамы Альбины, в последнее время в общественных местах перестали уделять пристальное внимание киберруке ее дочери. «Как цветные волосы прочно укоренились в повседневной жизни, так и протезы скоро станут такой же привычной ее частью», — уверена она. Этот процесс уже запущен благодаря «Моторике», которая активно продвигает киборг-культуру. Никакой агрессивной фантастики. Есть реальность — люди, лишившиеся руки вследствие трагического случая. И есть возможность эту потерю компенсировать.

«Моторика» создает тяговые и бионические протезы рук — кистей и предплечий — для детей и взрослых. С 2016 года компания изготовила более 2500 протезов, в том числе для уникальных случаев протезирования детей, которым ранее отказывали из-за сложности травмы ввиду отсутствия подходящих решений. Компания поддерживает контакт с каждым из своих пользователей, создает сообщества пользователей, прислушивается к их просьбам и проблемам. «Моторика» с самого начала отказалась от таких терминов, как «человек с инвалидностью» или «человек с ограниченными возможностями здоровья». В экосистеме, которую она выстраивает, приняты иные, более звучные названия — киберчеловек, киби-герой (так именуются участники детского сообщества).

Сооснователь «Моторики» Василий Хлебников подчеркивает, что людям без рук или ног не нужна жалость, им нужен качественный гаджет, который улучшит их жизнь. Здесь не нужно воспроизводить дискурс сожаления, типичный для инклюзивного подхода. «Инклюзивность концентрируется на отличии, в то время как человека с протезом давно стоит воспринимать так же, как человека в очках», — рассуждает Хлебников. Продвижение этой идеи в массы помогает менять общественное мнение, а это важно и для детей, и для родителей — они убеждаются, что их ребенок не хуже других. Насколько это тонкая настройка, показывает опыт Светланы. В детском сообществе есть специальный чат, где взрослые делятся своим опытом жизни с протезами. «Когда видишь, что люди завели семью, организовали свой бизнес, начали водить машину, невольно вдохновляешься и понимаешь, что жизнь с протезами без ограничений — реальность», — говорит мама Альбины.

Свое развитие тема равных возможностей получила в совместном проекте Nike и «Моторики». «Цель инициативы Nike «Спорт без исключений» — разрушить устаревшие паттерны восприятия людей-киборгов в обществе», — объясняет Василий Хлебников. В рамках проекта уже созданы видеоинструкции для тренеров, демонстрирующие, как дети без рук занимаются бегом, футболом, йогой, скейтбордингом под присмотром специалистов на одинаковых условиях с другими ребятами. Такие показательные уроки — лучший способ объяснить, что отсутствие руки не равно отсутствию возможностей. С той же целью Nike и «Моторика» сняли и разместили на YouTube документальный фильм (Альбина была в числе киби-героев, участвовавших в съемках).

Знаменитое высказывание сооснователя бренда Билла Бауэрмана «Если у тебя есть тело, ты — атлет» стало основой философии Nike и отлично отражает суть проекта с «Моторикой». Репутация бренда вызывает доверие у аудитории, среди которой есть те, кто сомневается, доверить ли своего ребенка тренеру, а также переживает за уровень нагрузки на занятиях. В рамках проекта тренеры разработали специальные комплексы упражнений, а в планах — запуск детских тренировок на регулярной основе в Nike Box MSK.

Занятия спортом имеют особое значение для детей с протезами. По данным «Моторики», люди без рук чаще подвержены проблемам с позвоночником. Спорт минимизирует эти последствия за счет компенсаторной физической нагрузки. Но найти подходящего тренера и секцию очень непросто. Везде при подаче документов требуется справка о группе здоровья, и в большинстве случаев к тренировкам допускаются только дети с первой группой — без каких-либо хронических заболеваний. «Отсутствие руки или ноги — это не заболевание, но и получить справку, в которой будет сказано, что ребенок здоров, не удастся», — констатирует Светлана.

Будет ли ребенок с протезом заниматься спортом или нет, во многом зависит от настойчивости родителей. Тренеры привыкли идти по пути наименьшего сопротивления и смотреть только на формальные требования. Многие еще и опасаются дополнительной ответственности — вдруг не получится найти правильный подход? Инициатива «Спорт без исключений» призвана закрыть этот пробел. «Моторика» за несколько лет проведения соревнований среди кибатлетов (это соревнование киберлюдей по мастерству владения кибергаджетами) накопила достаточный опыт работы с детьми с протезами. Первые тренеры пришли в совместный проект с Nike именно из кибатлетики.  Сейчас «Спорт без исключений» привлекает специалистов по всей России, согласных заниматься с киби-героями и демонстрировать, что в таких тренировках нет ничего сложного.

По данным ВОЗ, к 2035 году каждый четвертый человек в мире будет пользоваться каким-то персональным медицинским гаджетом — слуховым аппаратом, протезом, кардиостимулятором и т. д. «Рано или поздно протез из сложного дорого социального устройства превратится в доступный носимый и стильный аксессуар», — уверен Василий Хлебников. «Моторика» старается обеспечить протезами как можно больше пользователей, чтобы прийти к серийному производству и предлагать доступные решения. Программы фандрайзинга позволяют не только собирать деньги на протезы, но и популяризировать культуру киборгов для тех, кто хочет ассоциировать себя с ней. Компания выпускает соответствующий мерч, сотрудничает с издательствами и сценаристами комиксов, с образовательными организациями, проводит мастер-классы в пользу киберлюдей.

Для Альбины «Моторика» изготавливает протезы уже пять лет. В активную фазу взросления ребенок вырастает из протеза за полгода. Дети охотнее идут на выбор ярких дизайнов, чтобы протез стал не только полезным инструментом, но и любимой игрушкой, выполняющей функцию повседневного предмета. «Моторика» растет вместе со своими киби-героям. В начале июня Альбину ждут вступительные экзамены в школу акварели. В будущем она хочет профессионально заниматься рисованием и участвовать в соревнованиях по плаванию. А ее протез станет более функциональным — вплоть до встроенной социальной карты для комфортного передвижения по городу. Технологическое усовершенствование — дополнительный стимул носить протез и гордиться им. В этом уверены не только родители кибердетей, но и основатели «Моторики». По их мнению, кибербудущее, в котором возможности равны у всех, наступит совсем скоро.


*На правах рекламы

0+

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+