К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От автоматизации к роботизации: зачем нужны цифровые роботы

    От автоматизации к роботизации: зачем нужны цифровые роботы
    Роботизация бизнес-процессов — новый тренд на рынке автоматизации бизнеса. О том, зачем требуется внедрять цифровых роботов, на что они способны, а также о перспективах применения Robotic Process Automation (RPA) на российском и глобальных рынках рассказал Станислав Крупник, вице-президент компании Blue Prism в России и странах СНГ.

    — Станислав, наше интервью — ваш первый крупный разговор в публичном пространстве после вступления в должность. Как бы вы оценили рынок роботизации бизнес-процессов на момент вашего прихода?

    — Мы видим, что и в России, и в мире сейчас присутствует большой спрос на автоматизацию процессов корпоративного уровня, бизнес-ориентированную, без необходимости кодирования или долгого процесса внедрения. Это неудивительно: текущая конъюнктура рынка требует быстрой реализации конкурентных преимуществ и поддерживающих технологий, поэтому все ожидают незамедлительный возврат инвестиций.

    Как и в любой другой области, российский рынок RPA имеет свою специфику. Однако все мировые практики вполне успешно адаптируются в российских реалиях. Так, например, на начало 2021 года роботизацию в том или ином объеме уже внедрили около 42% российских компаний. Для сравнения: в мировой практике этот показатель с 2018 года составляет более 53%. Таким образом, по объему внедрений Россия активно догоняет мировой рынок.

    Что же касается мотивации компаний по интеграции роботов в свой бизнес, то и здесь российская практика сравнима с мировой: в первую очередь компании стремятся увеличить свою производительность и улучшить качество текущих процессов.


    Отличие подхода Robotic process automation (RPA, роботизация бизнес-процессов) от других способов автоматизации в том, что инструменты этого класса применяют «поверх» уже используемых приложений, не вмешиваясь в их работу. В основном RPA имитирует действия сотрудников, заменяя их полностью или частично. Это позволяет значительно точнее, чем в других случаях, оценивать экономическую эффективность внедрений и быстро получать отдачу.


    — Чем объясняется столь высокий спрос и в мире, и в России?

    — Все очень просто: базовая автоматизация и внедрение основных бизнес-приложений в большинстве компаний закончены, но сама среда при этом стремительно меняется, требуя высокой эффективности и гибких решений. Тут и приходят на помощь RPA-проекты: они делаются быстро, а уже развернутые решения легко модернизировать и менять, получая при этом понятную отдачу. Цифровая трансформация, которую переживают или к которой готовятся коммерческие и государственные структуры, требует именно таких подходов.

    Понятие RPA давно вышло за определение лишь роботизации процессов: теперь это решения для интеллектуальной автоматизации и глобальной бизнес-трансформации. Интеграция данных и систем, помощь в обслуживании клиентов и повышение сервисного уровня, работа поставщиков — вот лишь основные направления, где применяется RPA. Программные роботы, цифровые работники используют искусственный интеллект и когнитивные способности, что делает их частью рабочего процесса и человеческого коллектива.

    — Какие отрасли являются сегодня лидерами интеллектуальной автоматизации на базе RPA?

    —  Из более чем 2000 клиентов Blue Prism в мире лидерами автоматизации были и остаются финансовый сектор, ретейл, энергетика, а также добывающая промышленность и производство потребительских товаров. Например, в банках RPA применяют для открытия счетов и выполнения многих рутинных операций. В целом же ключевые потребности в автоматизации похожи для всех отраслей: это сокращение расходов на операции и процессы, и как следствие — на персонал, уменьшение числа ошибок, повышение уровня и качества обслуживания клиентов, то есть наращивание эффективности клиентского опыта.

    В России все развивается по похожему сценарию. А вот такие отрасли, как страхование, телеком, медицина, имеют наибольший потенциал в реализации RPA-проектов. Велик потенциал и в госсекторе: для них очевидна необходимость в автоматизации и упрощении процессов, сокращении персонала и повышении эффективности. Игроки этих отраслей проявляют к нашим решениям заметный интерес, а при внедрениях быстро осваивают новый подход.

    — Есть ли особенности спроса на RPA-решения, характерные именно для российского рынка?

    — Повторюсь, что во всем мире наибольшим спросом пользуется быстрая автоматизация без необходимости кодирования. Россия не исключение.  На данный момент у нас есть порядка 20 российских клиентов, есть заказчики в странах СНГ, на Украине и в Казахстане. Для двух лет работы на отечественном рынке мы считаем это очень хорошим результатом. Примечательно, что некоторые российские заказчики даже более продвинуты в отношении скорости внедрения технологий, чем многие европейские или американские компании.

    Один из наших топ клиентов в мире — крупнейший российский банк, который вот уже более трех лет успешно масштабирует технологию Blue Prism и прошел серьезный стратегический путь бизнес-трансформации.

    Другой интересный проект реализуется с Альфа-Банком: решения Blue Prism помогают оптимизировать работу нескольких департаментов. Банк быстро движется по пути бизнес-трансформации, кросс-функциям, постоянно добавляются все новые процессы. В результате Альфа-Банк сумел построить эффективный внутренний центр компетенций, поддержки и продвижении цифровых работников по кросс-процессам.

    Помимо банковского сектора, мы работаем и с крупными игроками российского рынка ретейла. Своего рода образцово-показательный пример реализации интеллектуальной автоматизации в этой отрасли — внедрение Blue Prism RPA в федеральной сети «Магнит». Успешно автоматизирован финансовый блок: программные роботы обрабатывают счета, самостоятельно ведут расчеты, при этом работа выполняется быстрее, точнее, с меньшими трудозатратами. Внедрение RPA-решений позволило компании получить существенные выгоды от нашей технологии.

    Если говорить о мире в целом, один из наших крупных заказчиков — концерн Telefonica, работающий в области телекоммуникаций. Решения Blue Prism RPA, включающие работу 600 роботов, позволили нашему клиенту уменьшить среднюю продолжительность звонка поддержки с девяти минут до двух, а общий экономический эффект достиг порядка $85 млн.

    — Какова средняя длительность RPA-проектов?

    — Первоначальную автоматизацию нескольких процессов можно реализовать за 4-6 недель, от принятия решения до выхода в промышленную эксплуатацию. Конечно, это лишь начальная стадия. На пути к цифровой трансформации компания проходит большой путь от осознания требований, проблем, задач бизнеса до реализации действительно масштабных кросс-функциональных изменений.

    В этом процессе мы выделяем три этапа. Сначала точечные изменения, начальные процессы, затем второй этап — осознание результата, оценка сделанного. Третий этап включает в себя переход к трансформации бизнеса посредством масштабирования по всем департаментам.

    — Насколько быстро можно получить возврат инвестиций от реализации автоматизации?

    — В RPA-проектах можно рассчитывать на достаточно быстрый возврат инвестиций. Другое дело, что сложность RPA-проектов состоит в том, что нужно точно и правильно выбрать, с чего начать, разобраться, какие именно процессы принесут быстрый и достоверный эффект. Для этого у нас есть развитая методология и средства ее поддержки.

    Комплексная модель роботизации компании, включающая лучшие практики для различных отраслей, поможет реально оценить возможную отдачу. Разработаны и методики оценки возврата инвестиций.

    Многие из наших клиентов начинают с пилотов: сначала берется несколько ключевых процессов, выполняется роботизация, за несколько месяцев эксплуатации становится ясно, какой экономический эффект дает RPA-подход. Необходимо помнить и о том, что автоматизация сотен процессов и серьезное масштабирование потребуют не одного года. Средний срок обучения технического специалиста инструментарию Blue Prism составляет несколько недель, бизнес-пользователя — около недели. Поэтому крупные компании все чаще создают внутренние центры экспертизы при внедрении RPA, в том числе и для поддержки пользователей. Ведь реализация автоматизации посредством роботизированных решений — это крупнейшая стратегическая ценность для предприятия.

    «Контрольная комната» для робота

    — В чем заключаются особенности подхода Blue Prism к ведению RPA-проектов?

    — Существенная особенность — ценообразование. Обычно бывает так: одна лицензия — один выполняемый процесс в производстве при отсутствии ограничений на количество пользователей, процессов и роботов. Наша лицензия не ограничена каким-то одним конкретным процессом. Это позволяет использовать одну лицензию для многих процессов, переключаться, реализовывать кросс-процессные функциональные управления, автоматизировать не только какой-то объект процесса, но и весь процесс целиком, а если нужно, то и последующий за ним. В моменты пиковых нагрузок можно сосредоточить усилия многих роботов на одной задаче, а затем поручить им что-то другое.

    Кроме того, в нашу платформу входит специальный инструмент — «контрольная комната», где выполняются переключения, перераспределения ресурсов, ведется мониторинг загрузки программных роботов. С точки зрения эффективного расходования средств на ПО это очень важно, и наши клиенты считают это важным преимуществом.

    Более того, продукты Blue Prism позволяют интегрироваться с любыми решениями по искусственному интеллекту, которые есть на рынке, их возможности можно подключать к нашим программным роботам, что серьезно расширяет их функциональность.

    Не менее важны и программные средства описания процессов, к которым клиент получает доступ после покупки лицензий. Часто не так сложно и долго автоматизировать процесс, как описать его, а потом, когда он изменится, зафиксировать изменения и скорректировать программную реализацию. Компоненты нашей платформы, связанные и дизайном процессов, решают именно эту проблему. Есть и инструмент, позволяющий автоматически сгенерировать описание и дизайн процесса из действий программного робота.

    — По сути, RPA — это актуальная альтернатива традиционным бизнес-приложениям, эффективная замена привычных интеграционных решений?

    — Действительно, с одной стороны, наши решения являются альтернативой стандартным подходам к интеграции: RPA позволяют выгружать и загружать данные, передавать, очищать, обрабатывать их, и зачастую это намного проще и быстрее, чем строить сложную интеграцию, например шины данных.

    Но не все так однозначно. Если говорить про бизнес-функции, то RPA правильно было бы назвать дополнительной возможностью. В организации уже должны быть развернуты ERP-системы, CRM, электронный документооборот и подобные решения. А наши инструменты позволяют упростить работу со всеми этими системами, ускорить ее и сделать более эффективной. Поэтому RPA — технология скорее комплиментарная, чем заменяющая.

    — В чем заключаются конкурентные преимущества технологий Blue Prism?

    — В первую очередь в возможности масштабирования технологий на множество кросс-процессов и реализации большого объема операций. У нас есть российский клиент, который использует более тысячи программных роботов, что превращается в 10 000 FTE экономии при условии 9-часового рабочего дня без перерывов на кофе. Никто другой на рынке не может покрыть такие масштабные операции, как Blue Prism.

    Наше второе преимущество — стабильность продукта. У наших клиентов практически отсутствует необходимость обращения в службу поддержки. При этом сама служба, конечно же, есть и работает, но в год она получает всего лишь несколько обращений.

    Еще одно ключевое преимущество перед конкурирующими решениями — широта предложения. Кроме самих программных роботов и инструментов их создания, мы предлагаем средства описания, анализа, построения процессов и управления задачами. У нас есть и собственные средства распознавания структурированных и неструктурированных документов, комплексное решение для контактных центров, которое выходит далеко за рамки общепринятой функциональности RPA.

    Для того чтобы RPA стала органичной частью рабочих процессов, очень важно, чтобы и обычные сотрудники знали, что именно делает программный робот, а смежные подразделения ясно представляли, как работают цифровые сотрудники в общем процессе. Нужно, чтобы все это понимали и в совете директоров, причем не только на старте проекта, но в его развитии и масштабировании. Программные средства Blue Prism обеспечивают всю необходимую визуализацию для того, чтобы наш клиент максимально быстро и эффективно мог достигнуть своих целей.


    Компания Blue Prism была основана в 2001 году, в 2016 году вышла на IPO на Лондонской бирже. Является первым в мире разработчиком роботизированных решений для автоматизации бизнеса. Сегодня у компании насчитывается около двух тысяч клиентов в ста пятидесяти странах. Представительство компании в России работает с 2019 года. Штаб-квартира находится в Великобритании.


    * На правах рекламы

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+
    Наш канал в Telegram
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
    Подписаться

    Новости