К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 
Forbes. Детали

«За автомобиль будут давать квартиру»: какое будущее ждет российский авторынок

Автомобильный рынок в России испытывал проблемы еще с пандемии: покупатели сталкивались с дефицитом машин и значительным ростом цен. В то же время дилеры фиксировали резкое падение спроса, снижение покупательной способности и рост задолженности по автокредитам. После 24 февраля кризис на рынке новых автомобилей только усилился. В этом выпуске говорим с аналитиками и автоэкспертами о том, какой рост цен на машины ждет россиян и на чем, в принципе, теперь придется ездить гражданам


Российский автомобильный рынок уже не первый год переживает нелучшие времена: так, в пандемию, в апреле 2020-го, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых машин упали на 72%, чуть менее чем до 39 000 штук. Апрель 2022 года поставил новый антирекорд: продажи рухнули на 78,5%, реализовать удалось всего 32 000 автомобилей. Лидерами по падению стали «Автоваз» — с минусом в 78%, Kia — минус 76% и Hyundai — минус 73%. 

Прогнозы неутешительны, так как на рынке после начала «спецоперации»* России на Украине работу приостановил десяток брендов. Из-за дефицита предложения и нестабильности курса рубля растут и цены на автомобили. Стоимость резко начала увеличиваться еще в пандемию, так как из-за нехватки чипов для производства машин возникли проблемы с поставками. По подсчетам агентства «Автостат», только за 2021 год новые автомобили подорожали на 20% — и средняя стоимость машины превысила 2 млн рублей. 

Теперь — после событий 24 февраля — эксперты, с которыми поговорил Forbes, ожидают еще больших сложностей с покупкой новых автомобилей из-за усиливающегося дефицита предложения и увеличения сумм на ценниках.

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов

«Когда мы в «Синих ведерках» (неформальное общественное движение за права автомобилистов. — Forbes) говорили, что через несколько лет автомобиль мы будем покупать в ипотеку, конечно, все воспринимали это как некую разновидность шутки. Но если посмотреть на тренды в целом в мире, то мы видим, что спрос на автомобили растет, а производство падает. Пик производства автомобилей был достигнут в 2017 году, когда было произведено 97 млн автомобилей за год. Если посмотреть на то, что произошло после 2017 года, — обратите внимание, ковид здесь не стал тем самым триггером по падению, хотя хорошо лег в тренд, — начался тренд на падение общего количества произведенных автомобилей. Пик, похоже, приходится на 2022 год — подчеркну, по всему миру, это не только российская история. В Китае, например, в апреле производство автомобилей упало на 75% в физических штуках относительно марта. Связано это с локдаунами, но аналогичные процессы происходят и в других странах мира».

«Автомобили у нас будут, но в зависимости от того, как будет развиваться ситуация. Возможно, «Автоваз» резко увеличит производство. Возможно, люди начнут ввозить так называемые распилы, когда автомобили пилятся — разрезаются болгаркой на несколько частей и ввозятся сюда как запчасти. А потом здесь собираются, свариваются и как-то легализуются. Возможно, мы будем больше приобретать японских праворуких автомобилей».

«Поскольку спрос на автомобили у нас 1,5 млн штук в год — это минимальный спрос на текущий момент, — то, конечно же, автомобили будут стоить дорого. То есть экономавтомобили будут стоить непропорционально дорого относительно текущего момента. И мы будем брать больше кредитов, будем залезать в долги, но на автомобиле ездить продолжим. Потому что, честно говоря, я не могу представить себе жизнь современного активного человека без автомобиля. Конечно, будем ездить, но цена, с учетом проблем в производстве, будет космической. И я не удивлюсь, если настанет тот день, когда за автомобиль будут давать квартиру, причем довольно близко к Москве».

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто

«Рынка новых автомобилей сейчас в России нет. И когда он возродится — сказать достаточно сложно. Потому что очень многие компании просто объявили о приостановке продаж, некоторые говорят: «Мы не уходим, просто приостановили производство, вы подождите». Существует и как-то живет по своим законам рынок вторичных автомобилей, он начал показывать некие признаки оживления, но пока только признаки. А на рынке новых машин сейчас можно более-менее спокойно купить автомобили двух-трех китайских брендов. Остальное, если есть, то в единичных экземплярах и по каким-то заоблачным ценам».

«Средний возраст автомобиля у нас перешагнул планку в 14 лет, постепенно подходит к 15, поэтому «десятилетка» — это новый автомобиль. К сожалению, единственные варианты подпитки этого рынка, потому что у нас в стране притока новых машин в ближайшее время не ожидается, это надежда на Японию и праворульные машины». 

Главный редактор портала Quto.ru Денис Смольянов

«Дилеры сейчас не знают, когда к ним придут автомобили. И то, что у них на складе есть, — может, на месяц, может, на пять. Если у дилера все в порядке с деньгами, с кредитами, то смысла сбрасывать цену, снижать стоимость автомобиля для него никакого нет. Вот пример дилера в Санкт-Петербурге: раньше этот довольно крупный дилер в месяц продавал 150-200 автомобилей, иногда больше, иногда 300. А сейчас планы у них — продавать 20-24 автомобиля в месяц. И в связи с таким планом ценники у этого конкретного дилера довольно безумные. По некоторым автомобилям просто цена умножается в два раза от той, что была в рознице. И дилер вот такими темпами, не торопясь, продает 20 автомобилей в месяц. У другого дилера, у которого могут быть проблемы с кредитами, например, или по любой причине срочно нужны деньги — этот дилер будет постепенно скидывать стоимость, пока автомобиль не купят. Поэтому мы можем видеть сейчас, что у каких-то дилеров ценники безумные, а кто-то иногда, что называется, «сливает» автомобили. Но «слив» этот происходит в крайне ограниченных количествах: нужно «слить» два автомобиля, чтобы получить оборотные средства на какое-то время, вот, «сливает» два автомобиля — и все на этом».

Здесь приведена частичная расшифровка выпуска. Полную версию материала слушайте на сайте Forbes и на популярных подкаст-площадках.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

——

Подписывайтесь на наш подкаст, ставьте оценки и пишите комментарии!

Если хотите обратиться к нам напрямую, то вам на почту: silko@forbes.ru.

Ведущий и продюсер — Глеб Силко.

Музыка: Steven F. Allen — AuDioChosis / Audiomirage

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+