К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Приходите, дети, в Африку гулять: как Россия кормит континент

Фото Imago / TASS
Фото Imago / TASS
Африка — не политический, а вполне реальный бизнес-партнер для российских аграриев и производителей удобрений: туда отправляют товаров почти на $10 млрд. Спрос на российское зерно, масло и удобрения огромный. Но работать с Африкой могут только те, кто ничего не боится. Миллионы, заработанные там, совсем не «легкие деньги». А препятствия, от сильной конкуренции и сложной регуляторики до пиратов, засух и наводнений, вполне реальны. Чего больше в Африке: рисков или сказочной прибыли — разбирался Forbes

Шесть лет назад, в 2019 году, в России началась реализация федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Одним из самых удачных направлений оказалась Африка, говорит управляющий директор консалтинговой компании Центр компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Дмитрий Краснов. Все эти годы на континент приходилось 40% отечественного агроэкспорта.  

К 2024 году российские поставки в страны Африки достигли $6,97 млрд, говорит Краснов, а вместе с удобрениями — $9,5 млрд. Но в первом полугодии 2025-го поставки российского АПК лишь немного превысили $2,1 млрд, то есть были на треть ниже, чем за тот же период прошлого года, отмечает Краснов. «Падение было связано с общим уменьшением экспортных возможностей России из-за невысокого урожая, сниженной почти в три раза квоты на вывоз зерновых и общего падения рентабельности поставок», — поясняет эксперт. Поставки зерновых и растительных масел — основные направления российского экспорта — упали в первой половине 2025-го на 35–41%. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

С середины года ситуация постепенно выравнивается: по данным Минсельхоза, товарооборот России со странами Африки в АПК за первые восемь месяцев 2025-го вырос приблизительно на 43% год к году (11 млн т и $2,8 млрд), а за девять месяцев Россия отправила в Африку более 13 млн т сельхозпродукции на $3,4 млрд (хотя все равно за оставшееся время довести экспорт до показателей полного 2024-го будет сложно). 

 

Перспективы африканского рынка остаются исключительными, уверен руководитель проектов практики «АПК и потребительский сектор» компании Strategy Partners Артем Суворов. При средних темпах роста африканского АПК в 20% в год российские экспортеры могут к 2030 году нарастить объем поставок до $21 млрд.

Удобрять и консультировать

Одно из важнейших направлений российско-африканской торговли — удобрения. К 2030 году этот рынок на континенте может вырасти более чем на 30%, до $20 млрд. Даже при сохранении нынешней доли в 10% российские производители заработают более $2 млрд, подсчитал Суворов.  

 

В 2024 году, по данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), Россия поставила в Африку 1,9 млн т удобрений почти на $1,5 млрд, рост за три года составил 50%. 

Ключевые игроки на этом рынке — «Фосагро» и «Еврохим», на них приходится 35% и 25% всего российского экспорта удобрений в Африку, отмечает Суворов. Российское присутствие выходит за рамки поставок, добавляет он. Компании реализуют комплексные программы поддержки: обучают местных аграриев методам земледелия, разрабатывают продукты под местные условия и занимаются агроконсультированием.

Африка — одно из приоритетных направлений международного развития «Фосагро», подтверждает представитель компании. «В 2024 году мы нарастили поставки на континент на треть по сравнению с 2023-м, до 740 000 т. А за три квартала этого года экспорт в Африку вырос еще более чем на треть по сравнению с тем же периодом прошлого года», — говорит он. Всего компания отгружает удобрения в 21 страну Африки, обеспечивая 7% общего импорта удобрений континента, радуется собеседник Forbes. В 2024 году в пятерку лидеров по объему импорта продукции «Фосагро» вошли ЮАР (поставки выросли на 10%), Мозамбик (на 80%), Марокко (в 5,5 раза) и Камерун (на 60%). К тому же впервые за восемь лет крупную партию удобрений закупила Эфиопия. 

 

«Еврохим» только за 2024 год увеличил поставки удобрений в Африку на 45% — до 0,7 млн т. А «Уралхим» заявил о планах нарастить поставки в Африку к 2030 году до 5 млн т в год. К тому же компания создала совместные предприятия с местным бизнесом в ЮАР и Кот-д’Ивуаре, напоминает Суворов. 

«Еврохим» отказался от комментариев, «Уралхим» на запрос Forbes не ответил.

Главное — зерно

Но ключевая позиция продовольственных поставок в Африку — зерновые. По данным «Агроэкспорта», в 2024 году на них пришлось 87% от общего объема ввезенной продукции. Большую часть составила пшеница. В 2024 году, по данным Минсельхоза, этой культуры в Африку поставили на $5,8 млрд, ячменя — на $231,7 млн, кукурузы — на $40,2 млн.

По итогам 2024 года Россия закрепила за собой статус крупнейшего экспортера пшеницы в Египет, поставив туда более 10 млн т. Страна закупает много российского зерна в рамках своих госпрограмм через тендеры, говорит гендиректор «Землицы» (входит в ГК «Кириллица») Наталья Згурская. Страны Африки южнее Сахары, самые бедные, остаются стабильными покупателями самой дешевой пшеницы, на дорогую у них не хватает средств, уточняет Згурская. Некоторые поставки из России в Африку являются гуманитарными, но их объем невелик, до 200 000 т в год.

Одна из самых экономически развитых стран континента, ЮАР, тоже закупает в России зерно и удобрения, а также экстракты, эссенции и концентраты кофе. С 2021 года, рассказали в «Агроэкспорте», объем поставок в страну неуклонно растет, и в 2024 году он увеличился более чем вдвое, составив $205,4 млн (942 000 т продукции). 

 

Сыр в масле

Еще одно важное направление экспорта —  растительные масла. В 2024 году на континент их поставили на $702 млн. Россия обеспечивает более трети всего импорта масел в Африку, говорит Суворов. Значительную долю в этих поставках занимает один из ведущих в России агрохолдингов «Астон», экспортирующий в регион свыше 100 000 т продукции, в первую очередь подсолнечного и соевого масла. «Астон» на запрос Forbes не ответил. 

Место на рынке есть не только для крупных производителей. «К нам поступают предложения по работе с африканскими странами, недавно — по экспорту нерафинированного масла подсолнечника по 5000 т в месяц», — рассказывает гендиректор компании «Леон» (Ростовская область) Андрей Курносов. По его словам, предложения рыночные — $1250 за тонну с доставкой в порт Новороссийска.   

«Продовольственный экспорт все менее активен, доллар к рублю ослабел, значит, российская продукция стала менее конкурентоспособной. Но пока для масла все равно основным рынком остается внешний, включая африканские страны», — уточняет Курносов. 

Помимо традиционных пшеницы и масел, растет и экспорт молочной продукции, отмечает гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов. Многие африканские страны имеют свою специфику, например продукция, поставляемая туда, должна соответствовать стандартам халяль. А российские компании, по словам Белова, уже наработали хороший опыт в этой категории и имеют соответствующие сертификаты. 

 

В первую очередь на африканский рынок отправляют биржевые молочные продукты: сухое молоко, сыворотки, сыры, а также WPC (концентрат сывороточного белка), пермеат (молочный компонент, получаемый после удаления молочного жира и молочного белка из молока) и лактозу. Интересуются африканские покупатели и другими продуктами из молока: например, Нигерия и Сенегал в 2025 году на 22% увеличили закупки российского мороженого.  

Серьезным стимулом для экспорта молочной продукции в Африку стало повышение компенсации расходов на транспортировку до 100%, введенное правительством России с 1 января 2024 года. «Важную роль в развитии экспорта должны сыграть меры государственной поддержки: льготные кредиты, возмещение прямых понесенных затрат для экспортно ориентированных производителей сухих молочных продуктов», — отмечает Белов.

«Спрос на продовольствие со стороны африканских государств будет расти и дальше», — уверен руководитель «Агроэкспорта» Илья Ильюшин. Высокий потенциал для экспорта из России у мяса птицы, зернобобовых и кондитерских изделий, добавляет он. 

Экспорт мороженой рыбы в первой половине 2025 года уже вырос более, чем на 55%. В прошлом году, по данным Аналитического центра Рыбного союза, экспорт рыбы и морепродуктов из России только в ЮАР составил 6000 т, или $100 млн. 

 

Реальные риски

Но Африка не «легкие деньги», это длинная игра с высокой волатильностью, говорит Суворов. Это редкий рынок, где базовый спрос на еду, энергию, складские мощности, дорожную инфраструктуру растет быстрее, чем успевают его удовлетворить. У России уже есть рабочие «якоря» — зерно, удобрения, энергетика. «Конкуренция сильная, риски реальны», — резюмирует Суворов.

Самая очевидная проблема — логистика, говорит он. Сложности есть в портах и припортовой инфраструктуре, а также на «последних милях» — в глубине континента. «Без локальных хабов и распределенных схем поставок маржа «съедается» задержками и издержками», — подчеркивает Суворов. 

Морские перевозки, по словам Згурской, осложнены рисками прохода через Суэцкий канал и повышенными страховыми ставками, связанными с пиратством и нестабильной ситуацией в ряде регионов.

Сложный климат с засухами и наводнениями делает неустойчивыми планы посевов и логистики, продолжает Суворов: трудно спрогнозировать потребности в продукции даже на год.

 

Еще одна системная проблема — отсутствие прямых расчетов: большинство финансовых учреждений Африки не имеют корреспондентских счетов в российских банках, поэтому платежи проходят через третьи страны, что увеличивает сроки и издержки, создавая риск блокировки трансакций, обращает внимание Згурская. 

Сдерживающим фактором является и то, что каждая страна имеет собственные налоговые, таможенные и валютные правила, что требует адаптации контрактов, добавляет Згурская. К тому же сложно найти  надежных партнеров: без тщательной проверки контрагентов и юридического сопровождения сделки могут оказаться убыточными, говорит она. «В некоторых странах высокие операционные риски: от регуляторики и судебной защиты до буквальной физической безопасности», — подтверждает Суворов. Да и в целом нужно еще приноровиться к местной бизнес-культуре — быть готовым к более длительному циклу согласований и специфике в соблюдении сроков. 

К тому же Россия далеко не единственная страна, желающая заработать на Африке. Основные наши конкуренты — Китай, США и страны ЕС, уточняет Суворов. Отечественным экспортерам приходится соперничать с компаниями из Бразилии, Индии, Турции, добавляет Згурская. «В сегменте зерновых наши основные конкуренты — Украина и Франция, в масличных культурах и подсолнечном масле — Аргентина и Малайзия, в мясной продукции — Бразилия, в рыбе и морепродуктах — Норвегия и Марокко. Китай активно продвигает переработанные продукты и готовую пищевую продукцию, а Турция делает ставку на гибкую логистику и агрессивную ценовую политику», — рассказывает она.

Но у российских компаний есть преимущества. Ключевое из них — конкурентоспособность цен и надежность поставок больших объемов зерновых, что критически важно для продовольственной безопасности африканских стран, полагает Згурская. Существенным преимуществом, по ее словам, является и географическая диверсификация поставщиков внутри России (от юга до Поволжья), что снижает зависимость от погодных рисков. 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+