К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

АйТи-трансформация: от управления процессами к эффективному использованию человека


    Дальнейшее развитие информационных технологий ведет к структурным изменениям в системе управления как отдельных компаний и ведомств, так и целых регионов и отраслей. Как все это может повлиять на эффективность управления государством и к каким изменениям в экономике может привести, рассуждает Борис Славин, директор по исследованиям и инновациям ГК АйТи, кандидат физико-математических наук, член правления Союза ИТ-директоров.

    Современные информационные технологии (ИТ) начинают менять сущность управления, делая его ориентированным на человека. Традиционные системы управления оперируют только функциями, которые надо исполнять, но такой подход перестает оправдывать себя в условиях быстрых изменений бизнеса. Позволяя легко перестраивать коммуникации людей и точечно использовать возможности каждого человека для повышения эффективности коллективной работы, ИТ разрушают устоявшуюся систему с жестко выстроенной иерархией и строгим распределением полномочий и предоставляют инструменты настройки системы управления под людей. Субъектно-ориентированные системы управления бизнес-процессами (SBPM) создают в компании виртуальные карьерные «лифты» для быстрого «перемещения» или «вытаскивания» наверх нужного человека для решения определенной задачи.

    Такое «умное» управление востребовано прежде всего высокотехнологичными компаниями, в стоимости товаров и услуг которых знания составляют существенную долю либо играют важную роль. Неслучайно на Западе получили широкое распространение корпоративные системы управления идеями или инновациями. Однако информационные технологии позволяют выстроить новые отношения не только с сотрудниками, но и с клиентами, переложив на них даже часть задач бизнеса. Например, системы дистанционного самообслуживания становятся неотъемлемой частью, а подчас и критерием успеха предоставления финансовых, транспортных, туристических услуг. Более того, за счет разнообразных сетевых систем лояльности, клиенты часто сами выступают продавцами. Границы предприятия, различия между клиентами, партнерами и сотрудниками стираются.

    Еще одной трансформирующей функцией ИТ является возможность массового и практически мгновенного вовлечения людей в информационную деятельность. Наиболее известная из таких технологий – краудсорсинг – стала неотъемлемым элементом управления инновациями. В России крупные компании (Сбербанк, РЖД и др.) также применяют эту технологию, но пока лишь для поиска предложений в обслуживании клиентов. Инновациями в полном масштабе российские компании управляют еще редко.

    А между тем в мире начинается эра посткраудсорсинговых технологий, или технологий коллективного интеллекта. Носителем знаний в таких технологиях выступают уже не сотрудники (как при управлении инновациями), не интернет-сообщество (как при краудсорсинге), а экспертные сетевые сообщества. Такие сообщества профессионалов, объединяющих людей из разных компаний и разных стран, сами становятся субъектами рынка. Так одна из крупнейших международных экспертных сетей Gerson Lehrman Group (GLG) объединяет свыше 500 тысяч профессионалов. Это высокооплачиваемые специалисты – профессура и генеральные директора компаний, у которых можно заказать экспертизу или консультацию в своей области.

    Опыт создания экспертных сетей уже есть и в России. Недавно началось бета-тестирование экспертной сетевой платформы EXPINET, в котором принимают участие несколько десятков профессионалов в области ИТ. Как только экспертная платформа сможет поддерживать в онлайне деятельность экспертов, их число возрастет в сотни раз. Желание воспользоваться данной коммуникационной платформой изъявили представители других специальностей — юристы, преподаватели, менеджеры. Отличие таких сообществ от групп по интересам, например, в Facebook, существенное. Коллективное IQ социальной сети, как правило, ниже среднего — люди с высоким интеллектуальным уровнем бескомпромиссно спорят в чатах, снижая почти до нуля уровень контента. В профессиональных сетях это исключено: контент формируется на основе рефератов, рецензий и экспертиз, причем эксперты не ругают, а советуют. Пользователи сети имеют обязательства, причем никто не имеет права писать все, что ему взбредет в голову, и не может не отвечать на поставленные им задачи и вопросы. Такое сообщество не заинтересовано в массовом пользователе, для него важен общий интеллектуальный уровень участников, которые должны быть профессионалами в той или иной области, пользоваться авторитетом.

    Вовлечение экспертных сетей в экономику сильно изменит и бизнес, и экономику. Если в России экспертизы используются лишь для устранения конкурентов или для судебных разбирательств, то в мировой практике они давно используются для помощи в принятии решений. Необходимо развивать экспертную экосистему и в России. Особенно эффективным может оказаться использование экспертизы для совершенствования Федеральной контрактной системы[1]. В государственных структурах, где зарплата специалистов, как правило, ниже рыночных и высококвалифицированных специалистов очень мало, руководители вынуждены обращаться за помощью для формулировки требований и консультаций к самим поставщикам. Нетрудно понять, что руководители госструктур становятся обязанными поставщикам за проведенные консультации, хотя экономии тоже нет: поставщики включают время, затраченное на консультации, в стоимость будущих контрактов. Таким образом, даже в отсутствие коррупционности, конкурсная процедура проходит нечестно, и пытаться преодолеть эту проблему ужесточением закона – бессмысленно. Профессиональная сетевая экспертиза, не аффилированная с поставщиками, может решить эту проблему, сыграв такую же роль, как интернет-сообщество в контроле над простыми закупками.

    Внедрение стандартных корпоративных систем, разрабатываемых крупными поставщиками программных продуктов (SAP, Microsoft, Oracle и др.), все больше становится обычной, а иногда и вообще – облачной, доступной прямо из интернета, услугой, которая должна предоставляться просто по требованию, как электроэнергия. На первый план выходят задачи, которые позволяют трансформировать бизнес с использованием ИТ, повышать интеллектуальность продуктов и услуг за счет управления инновациями и идеями, вовлекать в бизнес самих клиентов и интегрироваться с целыми сообществами. Новая, «умная» экономика требует «умного» управления со стороны правительства и, прежде всего, инвестиций в человека, в развитие его интеллекта. России необходима не просто модернизация экономики, которая освобождает человека от рутинных операций, выкидывая его из процесса созидания товаров и услуг, а интеллектуализация экономики, вовлечение человека в творческую, мыслительную деятельность с использованием ИТ.

    [1] Речь идет «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральный Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

    Другие примеры АйТи-трансформации >>>

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+