К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Страховой рынок адаптируется к новым вызовам и продолжает развиваться

    Страховой рынок адаптируется к новым вызовам и продолжает развиваться

    Последние два года стали для рынка страхования серьезной проверкой на прочность. В условиях экономического кризиса прирост страховых сборов оказался рекордно низким, при этом в течение 2015 года лицензий лишились несколько десятков компаний. Будут ли эти факторы губительными для всего рынка или, наоборот, экономические потрясения станут для страховщиков эффективным мотиватором для развития? Об этом читайте в интервью с генеральным директором страховой компании «Согласие» Майей Тихоновой.

    — Страховой рынок по итогам 2015 года показал беспрецедентно низкий совокупный рост страховых сборов — всего 3,3%. В 2014-м он демонстрировал увеличение на уровне 9%. Как вы прокомментируете сложившуюся ситуацию?

    — На страховой рынок оказывает существенное давление как общая стагнация экономики, так и несколько внутриотраслевых факторов. Если говорить о тенденциях на страховом рынке, то в розничном секторе важно выделить негативное влияние, которое оказывают так называемые автоюристы. По оценкам некоторых экспертов, только по ОСАГО почти половина выплат по судебным решениям в 2015 году ушла на вознаграждение автоюристам, а это 18,4 млрд рублей. В корпоративном секторе страхования заметно сократились сборы по ДМС из-за оптимизации расходов на социальные пакеты работодателей. С другой стороны, есть и положительные результаты. Так, на розничном рынке страхования высокий прирост показали сборы по ОСАГО за счет двухэтапного повышения тарифов в конце 2014 — начале 2015 годов. Кроме этого, уверенное развитие рынка продолжает демонстрировать страхование имущества физических лиц — рост в 2015 году составил 13,7%.

    — Расскажите подробнее о ключевых тенденциях развития страхового рынка в 2015 году.

    — Рынок развивался разнонаправленно. Если розничные продажи показали увеличение на 9%, то корпоративные сократились на 2%. Мы ожидаем дальнейший рост ОСАГО относительно автокаско – так, как это происходит в большинстве развитых стран, где сборы по обязательному страхованию автогражданской ответственности превышают страхование каско на 30—50%.

    Сегмент розничного автокаско сократился на 20%, тогда как объемы премии по корпоративным автомобильным паркам выросли на 6%. Основной причиной снижения сборов по розничному автострахованию стало продолжающееся третий год сокращение рынка новых автомобилей: в 2015 году продажи упали на 37%.

    Страхование имущества юридических лиц от огня и сопутствующих рисков демонстрирует рост за счет повышения страховых сумм в связи с девальвацией рубля.

    Снижение объемов грузоперевозок, а также спроса на лизинговую технику негативно сказывается на страховании различных видов транспорта – таких, как каско железнодорожного транспорта, морское и авиастрахование.

    Рынок добровольного медицинского страхования в 2015 году получил «подпитку» за счет закона об обязательном страховании трудовых мигрантов. Снижение курса рубля делает более привлекательным обучение в российских вузах иностранных студентов, которые также активно страхуются по индивидуальным программам ДМС.

    В корпоративном сегменте клиенты продолжают сокращать социальные пакеты, что приводит к урезанию программ, снижению покрытия и уменьшению сборов премии. Положительная динамика 2015 года составила 2,4%, что же касается 2016-го, сборы в данном сегменте останутся на уровне 112 млрд рублей.

    — Каким 2015 год был непосредственно для страховой компании «Согласие»?

    — «Согласие» неуклонно продолжает следовать стратегии развития, нацеленной на повышение сборов страховых премий по маржинальным видам страхования. В 2015 году нам удалось очистить портфель от убыточных, некачественных сегментов, постепенно заменяя их на прибыльные. Все это позволило сохранить многолетние позиции компании в топ—10 крупнейших страховщиков* и обеспечило СК «Согласие» прибыль по итогам 2015 года.

    За год компания заключила свыше 2,3 млн договоров страхования на общую сумму 31,5 млрд рублей и урегулировала убытков на 24,2 млрд рублей. Доля корпоративного бизнеса в портфеле компании по сравнению с 2014 годом выросла на 10 процентных пунктов. Драйверами роста в корпоративном сегменте стали страхование грузов (+48%), средств водного транспорта (+41,2%), урожая сельскохозяйственных культур (+62,3%), ответственности за неисполнение обязательств (+18,7%), а также страхование от несчастных случаев и болезней (+20,5%).

    В этом году СК «Согласие» вышла на рынок космического страхования и успешно осуществила страховую защиту запуска ракетоносителя «Протон—М», ракеты «Союз—ФГ», пилотируемого грузового корабля «Союз ТМА—20М», а также их стыковку с международной космической станцией. Это еще один важный шаг на пути дальнейшего качественного развития компании в сегменте корпоративного страхования.

    — Регулятор ежедневно сообщает об отзыве или приостановке лицензии двух-трех компаний — только в 2015 году страховой рынок из-за отзыва разрешительной документации покинули более 60 игроков. Сможет ли данный процесс стать залогом доверия со стороны страхователей или, напротив, вселит неуверенность относительно будущего страховой отрасли?

    — Сокращение рынка — не самоцель для Банка России. Лицензии лишены компании с фиктивными активами. Регулятор требует, чтобы страховые резервы покрывались реальными ликвидными активами. Если компания выполняет это требование, то она продолжает работать, если нет, вынуждена уйти. Когда на рынке останутся только компании надежные и финансово устойчивые, доверие к нашей отрасли укрепится. Но для этого придется пройти через переходный период, на протяжении которого из страховой отрасли будут уходить игроки, не способные работать по новым правилам.

    Кроме этого, Центробанк выделил 22 системно значимых страховых компаний, в число которых входит и СК «Согласие». К таким страховщикам регулятор предъявляет повышенные требования и проводит постоянный мониторинг финансовой устойчивости. Рейтинговые агентства, особенно зарубежные, тщательнее подходят к оценке рисков при негативных отраслевых изменениях, оказывающих влияние непосредственно и на самих игроков. Не отразилась ли эта ситуация на рейтинговании СК «Согласие»?

    Действительно, в кризисные времена подход рейтинговых агентств становится жестче. Однако несмотря на это, наша компания успешно прошла актуализацию рейтинговых оценок и сохранила долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг финансовой устойчивости международного агентства Standard & Poor’s на уровне «ВВ—» и оценку наивысшего уровня надежности «А++» от «Эксперт РА».

    — Что сегодня предпринимают страховщики, чтобы клиент мог сократить затраты на страхование относительно безболезненно для качественного покрытия рисков?

    — Ключевая задача в условиях сокращающегося рынка — предлагать оптимизацию расходов на страхование, сохраняя качественное покрытие, положительную динамику сборов и рентабельность бизнеса в целом. Сегодня страховщики активно внедряют комплексы франшиз, позволяющие клиенту выделить действительно актуальные для него риски и не переплачивать за избыточное покрытие в различных сегментах бизнеса.

    Учитывая это, страховая компания «Согласие» предлагает всевозможные решения. Если говорить на примере автострахования, то, включая в продукт франшизу в размере 30 000 рублей на недорогие транспортные средства, клиент может сэкономить до 50% от стоимости договора.

    Кроме этого, в 2016 году мы запустили новый продукт «#каско_рассрочка», ключевое преимущество которого — ежемесячный платеж. Клиент сам выбирает срок страхования — от одного месяца до нескольких лет. В продукте предусмотрены все условия и опции полного каско с автоматическим ежемесячным списанием платежа с банковской карты. Теперь клиенту не нужно переживать, что он пропустит срок очередного взноса. Ему не надо искать и вызывать агента или ехать в офис компании, чтобы оформить договор страхования. А для безаварийных водителей предусмотрена скидка в размере 1% от предыдущего платежа.

    Если страхователь одновременно оформляет договоры на страхование квартиры и машины по договору каско, то в рамках услуги «13-й месяц в подарок» срок страхования по обоим договорам составит 13 месяцев. При этом стоимость страхования не увеличится.

    — Каковы ваши ожидания развития страховой отрасли в 2016 году?

    — Несмотря на различные вызовы, страховой рынок адаптируется и продолжает развиваться. Корректируются тарифы и страховое покрытие, растет финансовая грамотность населения, клиенты предъявляют все новые и новые требования к страховщику. С одной стороны, работать в таких условиях достаточно сложно, а с другой — сложившаяся ситуация создает стимул для новых возможностей и развития.

    * http://www.cbr.ru/finmarkets/?Prtld=sv_insurance

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости