Менеджмент компании «Сибур — Русские шины» (дочка «Сибур Холдинга») во главе с гендиректором Вадимом Гуриновым может выкупить часть ее активов. Об этом Forbes рассказали три знакомых Гуринова. Сделка может оцениваться в сотни миллионов долларов.
У «Сибур-Русских шин» пять шинных заводов: «Ярославский шинный завод» (г. Ярославль), «Волтайр-Пром» (Волжский), «Омскшина» и «Кордиант-Восток» (Омск) и «Уралшина» (Екатеринбург). Еще два предприятия — в Кирове и Воронеже — достались «Сибуру» в ходе банкротства шинного холдинга Amtel. Их «Сибур» уже договорился продать СП итальянской Pirelli и «Ростехнологий», сумма сделки составит €222 млн. Так что менеджмент может претендовать не на все предприятия.
«Сибур Холдинг» производит и поставляет около 400 моделей шин. Без учета заводов Amtel доля «Сибура» на внутреннем рынке — около 25%, говорит аналитик Raiffeisen Константин Юминов; это второй по величине производитель после «Нижнекамскшины». Исходя из прогноза EBITDA «Сибур-Русских шин» в $70-80 млн в 2011 г., сумма сделки без учета долга компании может составлять $300-600 млн, говорит управляющий директор Газпромбанка Марина Алексеенкова.
40-летний Гуринов возглавляет «Сибур — Русские шины» с 2006 года. Если сделка состоится, он станет основным, если не единственным, владельцем шинных активов «Сибура», говорит один из источников Forbes. Сумму возможной сделки он не называет, но утверждает, что по крайней мере частично профинансировать ее Гуринов в состоянии самостоятельно, ведь он был совладельцем недавно проданной сети гипермаркетов «Лента». В сентябре TPG Capital, ЕБРР и «ВТБ Капитал» закрыли сделку по покупке примерно 44% «Ленты» за $1,14 млрд у Августа Мейера и трех миноритариев. Был ли Гуринов в числе продавцов, представитель TPG пока не уточняет. Сам Гуринов неделю назад отвечать на вопросы Forbes по поводу возможной сделки категорически отказался. Связаться с ним сегодня пока не удалось. А представитель «Сибура» сказал лишь, что переговоры ведутся с несколькими претендентами. Источник, близкий к компании, уточнил, что не исключается и продажа активов по частям (имеются в виду заводы, не вошедшие в сделку с Pirelli и «Ростехнологиями»).
До прихода в «Сибур — Русские шины» Гуринов занимался продуктовым бизнесом в Санкт-Петербурге. Он был основателем и совладельцем кондитерской фабрики «Любимый край», выпускающей овсяное печенье, пряники «Штучки» и др. «Это очень вкусное печенье, но дивидендов не приносит», — рассказывал Гуринов в интервью «Ведомостям». С 1997 года он владел миноритарным пакетом акций компании «Петроимпорт» (в 2001 году переименована в «Петросоюз») — одного из крупнейших в России производителей кетчупа, майонеза и маргарина. По словам Гуринова, к моменту прихода в «Сибур» в 2003 году он продал пакет «Петросоюза» «нескольким покупателям, в том числе Heinz».
Сделка, в ходе которой активы компании достаются ее менеджменту (management buy-out), уже обсуждалась в «Сибур Холдинге». Но тогда речь шла не только о шинном подразделении, а о всей компании в целом. В 2008 году выкупить контроль в «Сибур Холдинге» у Газпромбанка предложили пять менеджеров во главе с президентом холдинга Дмитрием Коновым. Для этой сделки менеджерам предстояло найти невероятную для наемных работников сумму — 53,5 млрд рублей. Из-за кризиса привлечь финансирование не удалось. И в итоге компанию выкупили совсем другие инвесторы — основной владелец «Новатэка» Леонид Михельсон и основатель Gunvor Геннадий Тимченко.