К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Меню воздействия: как создавать реальные импакт-проекты

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Инвесторы, филантропы, благотворительные фонды, стартапы нуждаются в понятном руководстве, как создавать эффективные импакт-проекты, считает советник Forbes по стратегии социального предпринимательства Ольга Паксон

Российский миллиардер Роман Авдеев усыновил 19 детей-сирот, разочаровавшись в попытках помочь детским домам. Тара Винклер, соучредитель Детского фонда Камбоджи, закрыла приют, который она сама же создала в этой стране, вернула детей родителям (они, к удивлению, оказались живы) и переориентировалась на помощь семьям. Оба пришли к выводу, что детям лучше помогать в семьях, а не в детских домах. К тому же выводу пришли исследователи. В итоге Тара Винклер написала книгу «Как (не) создавать детский дом: советы женщины, которая это сделала».

Морган Саймон, соучредитель Transform Finance Foundation, разочаровалась в «неправильном» импакт-инвестировании и тоже написала книгу «Реальный импакт: новая экономика социальных изменений». Один из ее примеров — про микрофинансирование, кредиты на развитие малого бизнеса. Долгое время оно было гордостью устойчивого развития, но потом установили, что микрофинансирование не способствует ликвидации нищеты и даже чем-то похоже на вредную практику payday loans (выдачу ссуд до получки под высокие проценты).

Между тем 73% импакт-инвесторов считают «достойную работу и экономический рост» импактом, по данным ежегодного обзора Global Impact Investing Network (GIIN). Это цель ООН №8 в области устойчивого развития, и если применять ее буквально, даже большинство не имеющих импактного наполнения проектов могут претендовать на ее достижение.

 

Эти истории и статистика демонстрируют, что и филантропы, и импакт-инвесторы зачастую обречены на неэффективное использование ресурсов. Кто-то героически находит лучший способ, как Роман и Тара, а кто-то нет. Проблема в отсутствии удобного руководства о том, как использовать средства для создания реального воздействия: рецепт импакта пока не создан.

Концепция «Пять измерений воздействия», утвержденная Impact Management Project (IMP), и ресурсы GIIN и других организаций предоставляют полезные материалы, которым импакт-­инвесторы теоретически должны следовать. Но большинство им не следуют в момент принятия инвестиционного решения, а те, кто следует, все равно вряд ли заранее определят наиболее эффективный подход к сиротам или микрофинансированию, потому что такая информация обычно не сводится в удобный для инвесторов формат.

 

Вместо этого, согласно eжегодному обзору GIIN, большинство инвесторов просто ссылаются на цели устойчивого развития ООН (ЦУР или цели ООН) для определения задач проектов в области воздействия. Цели ООН — это универсальный призыв помогать людям и планете, но не все из них подходят для определения эффективности конкретного проекта. Технически проект может соответствовать некоторым целям ООН и классическим показателям измерения воздействия, при этом не имея ничего общего с импактом.

Почему же инвесторы упорно используют цели ООН? Причина очевидна: у них серьезная репутация, они понятны и умещаются на одной красочной странице. Многие могут даже не знать, что у 17 целей ООН собственные 169 задач и 231 индикатор и многие из них больше подходят для правительств и международных организаций, чем для инвесторов.

На мой взгляд, импакт-инвестированию и благотворительности стоит в первую очередь решить, «что считается», прежде чем думать, «как считать». Организациям, лидирующим в области определения и измерения импакта, стоит приоритизировать создание рецепта импакта для идентификации того, «что считается», поставив его даже перед популярной темой измерения импакта. Осуществление такого проекта, особенно если проект будет включать построение простого и привлекательного моста между целями ООН и определениями импакта, укрепит и импакт-инвестирование, и благотворительность.

 

Принципы составления такого меню импакта для импакт-­инвестирования и за его пределами следующие.




Акцент на импакт-решениях.

Обычно спонсоры имеют наибольшую возможность повлиять на проект в момент принятия решения: вносить ли средства, начинать ли проект и на каких условиях. Поэтому крайне важно смещение акцента на то, чтобы направить инвесторов к правильному первоначальному решению.




Практичность.

Инвесторы уже проголосовали деньгами — они основывают инвестиционные решения о воздействии в основном на целях ООН. Большинство на этом этапе избегает установленных систем измерения импакта. Соответственно, чтобы помочь им принять правильное решение, целесообразно создать руководство, ориентированное на цели ООН. Именно такая легкая для инвесторов система имеет наибольшие шансы для быстрого и широкого распространения.





Краткость.

Полезных материалов по импакт-инвестированию предостаточно, но разобраться в них непросто. Отчет «Переосмысление измерений» Института мониторинга Deloitte указывает на острую необходимость обобщения существующей литературы по импакту. Популярность одностраничного списка целей ООН преподает урок: руководство должно быть кратким и понятным. Впоследствии руководство может принять интерактивный электронный формат.

Упрощение.
Классические определения импакт-инвестирования, будь то в виде четырех основных характеристик GIIN или пяти измерений IMP, представляют собой списки факторов, а не меню вариантов для выбора. На то есть веские причины, в том числе создание простора для изобретения новых типов импакт-проектов. Хотя материалы GIIN демонстрируют, как проследить цели ООН через списки и показатели, инвесторам по-прежнему предстоит самим применять списки факторов, определять их относительный вес и голосовать за или против в отношении наличия импакта. Гораздо удобнее просто ткнуть в соответствующий яркий квадратик на плакате с 17 ЦУР, и инвесторы склонны именно к такому подходу.

 

Наведение моста между 17 целями ООН (с учетом 169 релевантных задач ООН) и импактом выполнит часть работы за инвесторов и благотворителей, создав меню направлений, которые статистически оказывают реальное позитивное воздействие. Выводы о результативности импактных начинаний обычно основываются на комплексных системных исследованиях, которые одному инвестору не под силу провести и систематизировать. Например, индустрии импакт-инвестиций потребовалось более 10 лет, чтобы понять, что микрофинансирование не приводит к снижению нищеты, если только оно не соответствует конкретным требованиям. Поэтому организации типа GIIN могут гораздо лучше определить наиболее импакт-эффективные области и наилучшие стандартные подходы, чем конкретный инвестор.

Согласно отчету GIIN «Состояние практики измерения и управления воздействием», свыше 70% импакт-инвесторов надеются на улучшение «интеграции данных о воздействии в процесс принятия решений». Меню импакта как раз представляет собой способ создать такую интеграцию, при этом оно упростит процесс принятия решений инвесторами и снизит вероятность ошибок. Например, ЦУР №8 (достойная работа и экономический рост) укажет на свою неприменимость к частным проектам в отсутствие особых обстоятельств, а ЦУР, которые ставят задачей «финансовую доступность», направят инвесторов в сторону обделенных слоев населения и их финансового обслуживания на справедливых условиях. Меню импакта увеличит приток средств в более эффективные области воздействия и уменьшит соблазн рапортовать об импакте там, где его нет.

Универсальность. Вклады в импакт-инвестирование и благотворительность соединяются в общей концепции «валюты добра», но соответствующие организации по-прежнему разделены. Было бы уместно создать универсальное меню импакта, пригодное для инвесторов, филантропов, благотворительных фондов, импакт-стартапов и всех остальных. Причем было бы особенно полезно в рамках меню импакта указывать, будет ли тип проекта наиболее эффективным в рамках благотворительности или импакт-инвестиций. При этом может потребоваться расширение интерпретации ЦУР, например, в области поддержания искусства и культуры или вопросов, специфичных для детей и семей. Эти и другие темы являются традиционными темами благотворительности, но нечетко вписываются в действующие цели ООН.

Кто же может реализовать проект? Только организация с признанной репутацией могла бы взять на себя задачу адаптации целей ООН. Такая инициатива может быть в рамках группы ООН или за ее пределами. Например, это Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН), Принципы ответственного инвестирования ООН (UNPRI), Стандарты воздействия ЦУР Программы развития ООН (UNDP), Оперативные принципы по управлению воздействием МФК (IFC), Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Всемирный экономический форум (в частности, его Совет глобального будущего по инвестициям в ЦУР), GIIN, IMP, Глобальная система рейтингов воздействия на инвестиции (GIIRS), Глобальная инициатива по отчетности (GRI), Совет по стандартам устойчивого учета (SASB) или аналогичные институты. Мы предложили GIIN создать меню импакта в рамках развиваемой ими Методологии стандартизации и сравнения показателей импакта и сотрудничаем с GIIN.

 

Ведь результатом будет повышение эффективности импакт-­инвестиций и благотворительности через достижение гармонии между целями ООН и определениями импакта, между результатами импакт-исследований и теми, кто может их воплотить в жизнь, а также между методами принятия решений участниками рынка добра. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+