«Ъ» узнал детали иска об изъятии долей Петербургского терминала в доход государства
Генпрокуратура в иске об изъятии части долей Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) в доход государства ссылается на то, что над стратегическим предприятием в нарушение закона был установлен иностранный контроль, пишет «Коммерсантъ». По данным газеты, ведомство хочет признать ничтожными сделки, которые позволили увеличить до 50% долю наследников скончавшегося основателя ПНТ Дмитрия Скигина, являющихся гражданами «недружественных» стран — Германии и Франции
Генпрокуратура в иске об изъятии в доход государства 2753 акции Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) ссылается на то, что над стратегическим предприятием в нарушение закона был установлен иностранный контроль, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на документ. В качестве ответчиков в иске также значатся три кипрские офшорные компании — «Туджунга Энтерпрайзиз Лимитед», «Новомор Лимитед» и «Алмонт Холдингс Лимитед». Их собственниками являются дети скончавшегося основателя ПНТ Дмитрий Скигина, которые, по некоторым данным, проживают в Швейцарии, уточняет газета.
По мнению Генпрокуратуры, наследники Скигина нарушили закон ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», согласно которому иностранные инвесторы не могут быть собственниками имеющих стратегическое значение для обороны страны компаний без согласования их участия специальной правкомиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России, сообщает «Коммерсантъ».
Как пишет газета, в иске ведомства сообщается, что общество является оператором и собственником имущества расположенного в Большом порту Санкт-Петербурга терминала по перевалке нефтепродуктов и других наливных грузов. При этом его активы оцениваются более чем в 17,5 млрд рублей, а доля грузооборота наливных грузов превышает 70%. Предприятие включено в Реестр субъектов естественных монополий с 2000 года.
Однако, по мнению генпрокуратуры, «в нарушение закона, без уведомления ФАС России и согласования правительственной комиссией группой лиц с участием офшорных компаний путем совершения многочисленных сделок» над ПНТ был установлен иностранный контроль. При этом конечными бенефициарами общества являются граждане «недружественных» стран — граждане Германии братья Михаил и Евгений Скигин и их сестра гражданка Франции Полина Скигина, указывается в иске.
В частности, ведомство предъявляет претензии к трем сделкам по покупке акций с участием аффилированных с семьей Скигиных компаний, совершенным в 2016 и 2020 годах, в результате которых трое детей Дмитрия Скигина через компанию «Туджунга» стали владельцами 2753 акций (27,3%) ПНТ, сообщает «Коммерсантъ». После этого «доля участия граждан ФРГ и Франции Скигиных в стратегическом предприятии увеличилась до 4538 акций (50% уставного капитала), что позволяет им прямо влиять на деятельность общества и принимать блокирующие решения», отмечается в иске.
Генпрокуратура просит Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признать все эти сделки недействительными и обратить 2753 акции в доход государства, списав их со счета Независимой регистраторской компании Р.О.С.Т. Также ведомство ходатайствует о принятии обеспечительных мер по делу, наложив арест на имущество и счета ПНТ, и просит суд запретить ответчикам останавливать производственные процессы.
Ранее, в конце октября, ПНТ заявил о попытке «рейдерского захвата» со стороны лиц, стоящих за кипрской компанией «Туджунга». В заявлении отмечалось, что 50% акций АО «ПНТ» принадлежат гражданке России Елене Васильевой, супруге основателя терминала Сергея Васильева, а остальные 50% акций — компании «Туджунга Энтерпрайзис Лимитед». Они обратились в ФНС с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении полномочий действующего гендиректора компании и назначении на его место другого человека, уточнили в ПНТ. В ответ на публикацию ПНТ Михаил Скигин, являющийся одним из бенефициаров кипрской компании, подал досудебную претензию о защите чести. В ней указывалось, что «Туджунга» обратилась в ФНС как «единственный голосующий акционер», поскольку по решению суда акции совладельца ПНТ Васильевой были арестованы в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве.
