Сыночки-корзиночки и глупые иностранцы: как в Японии появились хикикомори и фритеры

Выпускница кафедры международных экономических отношений ИСАА МГУ Нина Воронина изучала японский язык в университете Васэда в Токио, а вернувшись в Москву стала популяризатором японской культуры и языка. Она читает лекции о культуре, истории и искусстве Японии, а также об особенностях деловой коммуникации этой страны, а также ведет посвященный Японии YouTube-канал «Востоковедьма».
Свой первый визит в Японию в 2015 году она сравнивает с полетом на Марс — так ее поразило все то, с чем она там столкнулась. В своей книге «Мыслить как японец. Как японская культура учит слышать себя» (выходит в сентябре в издательстве «Бомбора») Воронина пытается облегчить знакомство с японским культурным кодом тем, кому такие путешествия только предстоят или тем, кто просто хочет больше узнать о стране сакуры, канбана, аниме и икебаны. Forbes публикует отрывок.
Хикикомори
Хикикомори — это, на самом деле, общемировой феномен. Уже появился англоязычный аналог этого термина — NEET. Он лучше описывает проблему с точки зрения социологии. NEET расшифровывается как Not in Employment, Education or Training, что означает «не имеющий работы, не учащийся и не проходящий профессиональную подготовку».
Хикикомори же, если взглянуть на иероглифы, в первую очередь — затворники, «преисполнившиеся в своем познании».
引き籠りХикикомори — человек в добровольной социальной изоляции.
引 IN | hiku — тянуть, тащить, вести за руку уединяться, сидеть взаперти; 籠 RO: | komoru, kago — быть наполненным, быть преисполненным; корзина.
Этимология, конечно, дает колоссальную пищу для размышлений. Кто такой хикикомори? Аскет и архат (буддийский монах, тот, кто достиг нирваны и освободился от перерождений. — Forbes)? Спрятавшийся от мира человек, которого заставляют выйти наружу? Типичный «сына-корзина»? Мне кажется, эта полисемия (наличие у слова нескольких значений. — Forbes) очаровательна, потому что она идеально подходит к последнему выражению.
Считается, что первые хикикомори появились в Японии в конце 1980-х прошлого века. Этот феномен изначально был локальным и существовал среди состоятельных людей. Старшеклассники и студенты из зажиточных семей в какой-то момент прекращали ходить на учебу и по непонятной причине запирались в комнате. Японская школа — это настоящая «человекодавилка». Однако со временем возраст отшельников стал увеличиваться. Родители продолжали содержать своих отпрысков, которых, казалось, ничего не интересовало. Хикикомори не тратили свободное время на тусовки, не употребляли алкоголь или наркотики. Они просто хотели, чтобы их все оставили в покое.
Это был молчаливый протест против бесконечного свода негласных правил и быстрого темпа жизни, расписанной на годы вперед. Кроме того, с развитием интернета и появлением более современных компьютерных игр все больше людей начали уходить из реального мира в виртуальный.
Многие стали хикикомори в период с 1990-х по 2000-е, когда произошел крах «экономики пузыря». Переформатирование экономики, а также процессы вестернизации и глобализации привели к тому, что проторенная дорожка с образованием, пожизненным наймом и социальными гарантиями от работодателя практически перестала существовать. Мир стал непредсказуемым, изменчивым и нестабильным. Молодые люди попадали на рынок труда и не понимали, что им делать, а родители не могли им помочь.
В результате все, кто тихо бунтовал против социальных норм, «ушли в глухую оборону». Число добровольных затворников продолжало стремительно расти.
Называются разные цифры, от миллиона до полутора. Это связано с тем, что не очень понятно, как подсчитать хикикомори: сами хикикомори не задумываются, хикикомори ли они. Какие-то косвенные данные можно получить из переписи населения, как раз по аббревиатуре NEET: если человек нигде не учится и не работает, возможно, он хикикомори, но это не обязательно так. Считается, что хикикомори в Японии — 1 % от населения, но точное количество людей назвать невозможно.
Поначалу казалось, что хикикомори — чисто японский феномен. Однако со временем стало понятно, что это общемировая проблема. Вероятно, появление хикикомори связано с определенным этапом развития постиндустриальной экономики, которая не может обеспечить всех ни социальными гарантиями, ни работой, приносящей радость. В предыдущем десятилетии японцы заявили, что в стране насчитывается более миллиона хикикомори. И все эти люди с экономической точки зрения ничем не заняты.
Фритеры
Ну как сказать — не заняты… Иногда хикикомори самостоятельно добывают деньги «на булавки». С развитием телефонной связи и интернета они начали работать на дому операторами кол-центров или техподдержки, выполнять небольшие проекты в интернете и получать за это вознаграждение. Сейчас много «удаленщиков». Перед руководителями стоит сложная задача — найти способы мотивировать сотрудников вернуться в офисы или, в случае неудачи, организовать комфортные условия для фрилансеров. Однако то, чем занимаются хикикомори, не является удаленной работой! В Японии таких людей называют фури:та — «фритеры».
Слово «фури:та» — это сокращение от «фури: арубайта». Оно состоит из двух частей: free (англ. «свободный») и die Arbeit (нем. «работа»). То есть фритер — это свободный работник. В русском языке есть выражение «свободный художник», но оно не относится к фритерам. Фритер — это не фрилансер, который регистрируется как самозанятый или индивидуальный предприниматель и обеспечивает себя, выполняя различные проекты по своей специальности. У него нет четкого плана, как зарабатывать на жизнь. Он лишь время от времени берется за проекты, которые обычно не требуют высокой квалификации. Это термин для тех, кто не имеет постоянного жилья и перебивается случайными заработками.
Деятельность людей, отказавшихся от реальной жизни и с головой ушедших в виртуальный мир, обычно не приносит пользы для экономики и не включается в расчет ВВП. Тем не менее нельзя не отметить вклад, который хикикомори внесли в развитие интернет-культуры. Анонимные форумы и обсуждения давно стали частью нашей жизни. Равно как и мемы; часть из них просуществовала всего несколько месяцев, а часть ушла в народ. Мне кажется, многие порождения культуры цифрового века связаны именно с хикикомори.
Я не пытаюсь оправдать поведение хикикомори, но хочу подчеркнуть, что неправильно утверждать, будто они ничего не делают. Цифровая эра когда-то закончится, как и эпоха, в которой мы живем. И хотя уже невозможно определить, что есть что в этом мире, я точно могу сказать: интернет-культура не способствует увеличению валового продукта.
Значительное пополнение рядов хикикомори произошло во время пандемии. Это было сложное время для всех на планете, для многих вынужденная самоизоляция стала настоящим испытанием. Но когда у людей появилась возможность снова выйти на улицу, некоторые просто отказались это делать. Стало очевидно: хикикомори — действительно не только японский феномен. Люди, познавшие радость уединения, живут по всему миру. Я тоже отношусь к их числу. Мне бывает очень тяжело выйти из дома, потому что я люблю свою «берлогу». Но к хикикомори меня причислить нельзя, поскольку я работаю за зарплату. Вот когда уволюсь…
До сих пор нет единого мнения о том, является ли «хикикоморство» продуктом постиндустриальной экономики или же это болезнь. Первоначально считалось, что явление имеет социальный характер. Однако у многих хикикомори «уход от мира» сопровождался депрессивными симптомами (потеря жизненных ориентиров, утрата интересов, глубокое переживание неудачи при устройстве на работу или поступлении в институт и страх повторения этого сценария.
Когда число хикикомори стало слишком велико, проблемой заинтересовались исследователи. Некоторые врачи пришли к выводу, что подобное затворничество нормальным для человека не является. Но кто из нас по-настоящему здоров? Официально хикикомори не ставили никаких диагнозов, поскольку количество мест в психиатрических учреждениях ограничено, а государственный бюджет не позволяет обеспечить лечение такого большого числа людей. До сих пор никто не может точно сказать, кто такие хикикомори и как им можно помочь.
Демография
Можно сказать: а зачем вообще с ними что-то делать? Сидят хикикомори в своих хикикаморках, хикикоморничают себе потихоньку. Никому не мешают (кроме родителей), проблем не доставляют, живут, как нравится. Однако для общества это довольно вредный феномен. Молодые затворники (а их больше миллиона) могли бы стать частью экономически активного населения. Экономически активное население — это все граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, то есть от совершеннолетия до достижения пенсионного возраста. Именно они обеспечивают функционирование экономики и занимаются хозяйством. Япония столкнулась с серьезной проблемой: количество людей, относящихся к этой категории, уменьшается. Это связано не только с увеличением числа хикикомори, но и с другими факторами. Молодые люди испытывают трудности с созданием семьи и рождением детей, а также происходит старение населения.
Власти, конечно, стараются улучшить положение дел. В Японии выплачиваются хорошие детские пособия, однако их размер не позволяет существенно улучшить ситуацию. Многие семьи не решаются на рождение второго ребенка, так как сомневаются, что смогут дать своим детям достойное воспитание и образование. Кроме того, из-за большого количества пожилых японцев система социального обеспечения перегружена пенсионными выплатами и медицинскими проектами для людей преклонного возраста.
Ксенофобия
Возможный путь решения проблемы — привлечение мигрантов для восполнения нехватки рабочей силы среди молодежи. К этой стратегии прибегла Европа, которая в свое время также столкнулась со старением населения и снижением рождаемости. Мигранты с энтузиазмом брались за любую работу, но это приводило (и продолжает приводить) к негативным последствиям. Людям свойственно не любить чужаков, такова суть человеческой природы.
Долгое время существовало мнение, что Япония выбрала другую стратегию, решив сократить потребность в большом количестве рабочих за счет автоматизации и роботизации производства. Действительно, Япония известна своими достижениями в области робототехники и высоких технологий. Однако реальность такова, что либо вы привлекаете дешевую рабочую силу из других стран, либо сами становитесь частью этой рабочей силы. Не верьте сказкам о роботах и искусственном интеллекте. Технологии никогда не заменят человека.
В Японии проживают несколько миллионов трудовых мигрантов, в основном это выходцы из Китая и стран Юго-Восточной и Южной Азии (Индонезия, Южная Корея). Есть также и высококвалифицированные рабочие, которые приезжают из «белых» стран. Однако в Японии отечественные программисты будут зарабатывать гораздо меньше, чем их коллеги в Западной Европе (и это несмотря на выполнение одинаковых обязанностей). Я не сравниваю условия труда и стоимость жизни, говорю только об уровне заработной платы.
Отдельно стоит упомянуть о программах репатриации для никкэйдзин. Эти программы ориентированы на страны Латинской Америки. В XX веке это было очень популярное направление для иммиграции японцев. Потомки народа Страны восходящего солнца до сих пор живут в Перу, Бразилии и Чили.
日系人 Никкэйдзин — этнические японцы-горожане из другой страны; японцы второго-третьего поколения
日 NICHI, JITSU | hi, ka — солнце, день; в сочетаниях — Япония (кусочек от слова «Япония», nihon); 系 KEI — происхождение, родословная; 人 NIN, JIN | hito — человек.
Сейчас японцы вынуждены мириться с приезжими, и я не имею в виду туристов. Речь идет о людях, которые остаются в стране на долгий срок. Здесь мы сталкиваемся с еще одним пороком японского общества — ксенофобией.
Японская культура — культура правил. Эти правила настолько глубоко укореняются в сознании, что кажутся японцам частью здравого смысла. Иностранцы, воспитанные в другой культурной среде, априори не могут знать особенностей жизни в чужой стране. Поэтому японцы воспринимают их как невоспитанных, невежливых и невежественных варваров — глупых гайдзинов. Гайдзин — это искаженное гайкокудзин, что переводится как «иностранец». Гайкокудзин — нейтральный термин, а гайдзин — оскорбительный (как, например, лаовай в Китае). Японцы часто говорят бака-гайдзин, дословно «дурак-иностранец».
外(国)人 ГАЙ(КОКУ)ДЗИН иностранец (нейтрально или оскорбительно)
外 GAI, GE | soto — снаружи, вне, за пределами, внешний, наружный; (国) KOKU | kuni — страна; 人 NIN, JIN | hito — человек.
Если вы приедете на архипелаг в качестве туриста, то, вероятнее всего, никакой дискриминации не увидите. Без знания языка и понимания людей вокруг трудно заметить подвох. Японцы вежливы и учтивы, особенно в сфере обслуживания, с которой вы как путешественник будете сталкиваться чаще всего. Но стоит вам выйти за рамки туристического восприятия, и вы сразу поймете, насколько жесткой может быть японская культура.
Японская культура требует беспрекословного подчинения неписаным правилам. Если вы не впитали эти правила с молоком матери, вам придется нелегко. Жизнь станет похожа на незнакомую настольную игру без инструкции. За каждой ошибкой неизбежно следует наказание. Но не юридическое, а психологическое. Если вы не выносите унижений, умеете распознавать малейшие перемены в чужом настроении, болезненно реагируете на оскорбления, имеете проблемы с самооценкой — вам будет нелегко. Либо японская культура настолько сильно повлияет на вас, что вы перепишете свой культурный код и станете японцем, либо вы сдадитесь и вернетесь на родину.
Многие страны Азии впитали в себя конфуцианские и буддийские идеи. Но, несмотря на это, мигрантам из условной Индонезии или Южной Кореи сложно адаптироваться к японскому образу жизни. Японцы считают себя (наверное, как и большинство представителей других наций) лучшими на свете. Стоит вспомнить проект Великой пан азиатской сферы сопроцветания, который был разработан в милитаристской Японии XX века. Проект давно стал частью истории, но восприятие японцами себя как высших существ по сравнению с жителями других азиатских стран никуда не исчезло. Официальной целью проекта было объединение азиатских народов и освобождение от влияния западных держав. Однако на самом деле Япония стремилась к колонизации Азии. И если бы исход Второй мировой войны был другим, ее план по захвату новых территорий мог бы осуществиться.
Отдельного внимания заслуживают американцы в Японии. С одной стороны, японцы могли бы испытывать к ним больше ненависти, чем к другим белым, ведь американцы — победители и оккупанты. С другой стороны, японцы искренне восхищаются американскими ценностями и образом жизни. Это иногда заставляет задуматься не то о стокгольмском синдроме, не то о заискивании перед сильным. Наверное, так и выглядит колониальный синдром: ты и ненавидишь, и восхищаешься.
Не исключено, что все это — контролируемое поведение, призванное убедить американцев (и весь мир) в «белопушистости» японцев. И кажется, данная стратегия работает: сегодня Япония ассоциируется с каваем и аниме, а не с экспериментами «отряда 731» (печально известный специальный отряд японских вооруженных сил, который занимался исследованиями в области биологического оружия и проводил опыты на живых людях).
