«Ведомости»: операторов беспилотников могут обязать получать права на управление БПЛА
Минтранс предложил ввести требование о получении свидетельства внешнего пилота для операторов, управляющих беспилотными авиационными системами (БАС) с земли, пишут «Ведомости». Ведомство предлагает включить «внешнего пилота БАС» в пункт ФАП, где перечисляются специальности авиаперсонала гражданской авиации. Изменения должны вступить в силу с 1 марта 2026 года и действовать до 1 сентября 2031 года
Минтранс предложил ввести требование о получении свидетельства внешнего пилота для операторов, управляющих БАС с земли, сообщают «Ведомости» со ссылкой на подготовленный ведомством проект приказа с изменениями в Федеральные авиационные правила (ФАП), устанавливающие требования к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации (ГА).
Соответствующий проект был направлен замминистра транспорта Владимиром Потешкиным в АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» и в ассоциацию «Аэронекст» 21 августа. Получение письма изданию подтвердили представители «Платформы НТИ» и ассоциации «Аэронекст». Представитель Минтранса подтвердил газете разработку нормативного акта, однако счел дальнейшие комментарии преждевременными. А представитель «Аэронекста» отметил, что ассоциация занимается подготовкой ответа на предложения министерства.
Ведомство предложило вписать «внешнего пилота БАС» в пункт ФАП, где перечисляются специальности авиаперсонала ГА. При этом в форме свидетельства внешнего пилота БАС должны содержаться квалификационные отметки о виде беспилотника. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 марта 2026 года и будут действовать до 1 сентября 2031 года.
Основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков сообщил «Ведомостям», что для получения любого авиационного свидетельства требуется не только сдача экзаменов, но и прохождение подготовки в сертифицированном Росавиацией авиационном учебном центре (АУЦ). Он отметил, что на текущий момент ни один АУЦ не получил необходимого согласования программы для подготовки внешних пилотов беспилотных воздушных судов (БВС) массой более 30 кг.
Чтобы получить такое свидетельство, нужно будет пройти дополнительную проверку, рассказал изданию гендиректор АЦУ «Школа беспилотной авиации» Денис Кириков. Речь идет о подтверждении реального практического налета как на БВС, так и на современных тренажерах и в среде имитации полетов, а также успешной сдаче теоретического экзамена по основным принципам эксплуатации и нормативно-правовой базе БАС. При этом специалист должен обладать высшим инженерным или естественно-научным образованием и иметь опыт эксплуатации беспилотников или авиационной деятельности не менее года, указал он.
По словам Патракова, свидетельство внешнего пилота БВС терминологически ввели в Воздушный кодекс России еще в 2015 году, однако Минтранс до сих пор не создал нормативную базу для его внедрения в практику. За 10 лет Росавиацией не было выдано ни одного такого свидетельства, отметил он.
Патраков выразил надежду на то, что начало выдачи свидетельств позволит начать легализацию эксплуатантов БАС массой более 30 кг. В настоящее время такие БВС легально можно эксплуатировать лишь в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР). Кроме того, для легализации авиаперсонала необходимо начать выдавать свидетельства не только внешних пилотов, но и техников для обслуживания БВС более 30 кг, заявил эксперт. Но по этому направлению работа пока еще даже не начиналась, поэтому для эксплуатантов БАС более 30 кг принципиально ничего не поменяется, поскольку даже после получения таких свидетельств легальная эксплуатация тоже будет возможна только в ЭПР, указал Патраков.
Сейчас участники отрасли обсуждают вопрос минимальной квалификации для обучения на внешнего пилота БВС, рассказал он. Патраков отметил, что в России уже более 20 лет существует проблема избыточных требований к кандидатам в пилоты, и это касается и подготовки внешнего пилота БВС. По его словам, позиция Минтранса не сильно отличается от требований к кандидату на командира Boeing B737, а, по мнению отрасли, требований к кандидату водителя автомобиля по аналогии с правами категории B будет достаточно.
Заместитель гендиректора компании «Флай дрон», эксперт НТИ «Аэронет» Александр Кравченко сообщил «Ведомостям», что аттестация внешних пилотов БВС необходима, однако степень ее сложности имеет смысл устанавливать в зависимости от вида беспилотника, на который выдаются «права». Он пояснил, что управление небольшим дроном, использующимся для видеосъемки мероприятий, и управление тяжелым грузовым БВС отличаются.
По мнению Кирикова, введение свидетельства внешнего пилота систематизирует работу эксплуатантов БАС. Специалисты, которые получат сертификат, смогут быстрее и легче устроиться на работу, а для HR это облегчит поиск и привлечение в компании квалифицированных специалистов, отметил он.
Ранее, в августе, в рекрутинговой компании А.Н.Т. выяснили, что зарплаты специалистов беспилотной авиации увеличились за год на 20%. В частности, продавцы дронов получают до 450 000 рублей в месяц, медианная зарплата сервисного инженера составляет 200 000 рублей, а начальника производства и монтажника — 175 000 рублей.
