Нетерпеливые наследники: как взрослые дети лишают родителей сбережений при жизни

«Отдай мое наследство»
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый шестой пожилой человек старше 60 страдает от абьюза со стороны младших родственников либо сотрудников домов престарелых. Одна из распространенных форм такого насилия — финансовая. ВОЗ при этом отмечает, что с ростом числа пожилых людей в мире количество жертв плохого обращения среди людей старшего возраста также растет и будет расти. Даже если пропорция страдающих от абьюза пожилых людей не увеличится, к 2050 году их число составит порядка 320 млн. Организация при этом отмечает, что после пандемии коронавирусной инфекции такие случаи участились.
Эта проблема наблюдается во всех странах, включая вполне благополучные, такие как Великобритания, Канада или Австралия. Например, австралийка, пожелавшая остаться анонимной, рассказала The Guardian о финансовом насилии в отношении своей матери. Брат девушки месяцами забирал у пожилой женщины деньги, подавал от ее имени запросы на льготы и, вероятно, подделывал подписи матери. В конце концов он оставил ее умирать без присмотра; когда мать удалось забрать из-под опеки сына, оказалось, что та более двух недель не принимала лекарства и страдала от недоедания.
Пожилая медсестра из Австралии передала свои пенсионные накопления в размере $46 700 члену семьи, чтобы в старости обзавестись собственным жильем — построить небольшой гостевой дом на заднем дворе принадлежащего ему дома. Там она планировала жить до конца своих дней, а затем оставить его семье в качестве наследства. Уже в течение первого года ситуация кардинально изменилась: родственник отозвал свое разрешение, квартира была не достроена, а женщине велели собирать вещи и уезжать.
Еще одна семья из Британии рассказала, что их пожилая мать попала под влияние племянника, который никогда до этого с ней не общался, но внезапно явился в ее дом и начал настраивать ее против родных детей. Им пришлось переехать в Уэльс из Сиднея, чтобы круглосуточно следить за матерью и не дать ей переписать наследство на их двоюродного брата.
Согласно статистике австралийской Службы по правам пожилых людей, 5% австралийцев столкнутся с той или иной формой финансового насилия в пожилом возрасте. Женщины становятся жертвами жестокого обращения чаще на 250%, в то время как две трети случаев совершены взрослыми детьми жертв. Эксперты предупреждают, что такие случаи будут расти пропорционально старению населения и росту стоимости жизни. Как считает Роберт Фицджеральд, австралийский уполномоченный по возрастной дискриминации, в наибольшей степени такому риску подвергаются лица в возрасте от 75 до 85 лет.
В России нет точных цифр и статистики, которая говорит о теме насилия над пожилыми людьми. Согласно опросу социальных работников Москвы, на который ссылается издание «Московские новости», почти каждый пятый пожилой человек сталкивается с жестоким обращением со стороны родственников.
Почему это происходит?
Британская юридическая компания Weightmans отмечает в своем исследовании, что в последнее время наблюдается сдвиг к досрочному получению наследства, когда пожилые люди передают его своим детям, внукам или другим родственникам при жизни в качестве дара. Как отмечает партнер компании, это отчасти связано с растущей стоимостью жизни, нежеланием платить высокий налог на наследство и другими сложностями, с которыми сталкивается молодое поколение. Рост цен на жилье и превышение спроса над предложением приводит к тому, что без помощи родителей покупка собственного жилья становится практически нереальной. Одновременно растет бремя студенческой задолженности и общая инфляция. В таких условиях ожидание получения наследства после смерти родителей кажется взрослым неприемлемо долгим.
Исследование банка Barclays показало, что трое из четверых 40-летних британцев уже получили наследство от своих живых родителей в какой-либо форме. Большинство использует эти средства для инвестиций, откладывает, запускает на них свой бизнес или покупает собственное жилье. По данным британского Института финансовых исследований (IFS), молодые люди в возрасте 25-34 лет с наибольшей вероятностью становятся получателями такого «досрочного наследства» — один из 10 получает его в виде дара, а один из 25 — в виде займа. Две трети из них получают их от родителей, а еще 9% — от бабушек и дедушек или прабабушек и прадедушек. А отчет Mozo показал, что 3% родителей сами берут кредит, чтобы отдать деньги детям, и это заставляет некоторых родителей отложить выход на пенсию.
Тенденция на получение преждевременного наследства появилась и в Австралии, в первую очередь из-за бума пенсионных накоплений в стране. Австралийские работодатели обязаны отчислять 12% заработной платы в пенсионный фонд, что увеличило общий объем пенсионных накоплений до 4,3 трлн австралийских долларов (примерно $28 трлн) — эта сумма, по прогнозам, станет второй по величине в мире к 2030 году. Среднестатистические пенсионные накопления людей в возрасте от 65 до 69 лет в стране составляют около 200 000 австралийских долларов ($130 000). Именно на эти накопления и стали претендовать взрослые дети австралийцев.
А из-за того, что люди сейчас живут дольше, чем когда-либо в истории, наследство, которое родители планируют оставить своим взрослым детям, переходит к ним гораздо позже, чем это бывало в прошлом. «Молодые люди не хотят ждать, пока их родители умрут, — говорит в комментарии Bloomberg Сара Абуд, исполнительный директор Ассоциации финансовых консультаций Австралии. — И в некоторых случаях они довольно откровенно говорят: «Я хочу свое наследство сейчас». Действительно, около 8,3 млн человек только в Австралии признались, что они предпочли бы получить наследство до смерти своего родственника.
В ответ на это среди бумеров (людей, родившихся примерно с 1946 по 1964 год) набирает обороты тенденция SKI (spending kids inheritance или «трачу наследство моих детей»). Эксперты считают, что у этого поведения есть разные причины: например, осознание того, что их время уходит, и страх смерти. У других есть страх, что дети прогуляют наследство, а не потратят его с умом. The New York Post приводит цитату одного из сторонников такого подхода: «Дети уже наследуют ваш дом. А ваши деньги — это ваше дело, и вы можете тратить их так, как вам нравится».
Мария Фабрицкая, юрист, управляющий партнер юридической компании «Мария Фабрицкая и партнеры», говорит, что в России один из самых популярных инструментов злоупотреблений в области финансового насилия над пожилыми людьми — это доверенность: «Чаще всего это генеральная доверенность, предоставляющая широкий круг полномочий относительно имущества, хотя встречаются и более узкие, целевые доверенности, ограниченные распоряжением конкретным объектом. Риск здесь в том, что широкие доверенности позволяют недобросовестному лицу распоряжаться имуществом почти без контроля».
О каких суммах идет речь?
Ущерб от финансового насилия над пожилыми исчисляется миллиардами. По оценкам Американской ассоциации пенсионеров (AARP), пожилые жертвы финансовой эксплуатации в США ежегодно теряют около $28,3 млрд сбережений. Причем примерно 72% этой суммы (около $20,3 млрд) похищают свои: друзья, родственники или нанятые помощники и только менее 30% — преступники‑незнакомцы. По подсчетам AARP, около $7,8 млрд этих хищений официально зарегистрированы, а свыше $20 млрд никогда не доходят до правоохранительных органов.
В Великобритании благотворительная организация Hourglass приводит схожие данные: их анализ звонков на горячую линию с 2021 по 2024 год показал, что пожилые люди потеряли не менее £53 млн (примерно $72 млн) за три года в результате мошеннических схем, причем средняя сумма на одну жертву составила около £87 000 (примерно $114 000). В 61% таких случаев преступником выступал член семьи. Аналитики Hourglass оценивают общий экономический ущерб от жестокого обращения с пожилыми в Великобритании в £16,6 млрд ежегодно (ориентировочно $21 млрд), прогнозируя к 2050 году рост этой цифры до £25 млрд ($33 млрд) с учетом роста числа пожилых людей.
При этом, как отмечают эксперты, эти суммы — лишь видимая часть айсберга: многие пожилые стесняются или не могут заявить о родственниках‑преступниках.
Важно учитывать, что, помимо прямого хищения средств, многие злоупотребления имеют косвенные финансовые последствия. Например, в Австралии описывают случаи, когда родственники сознательно забирали пожилых родственников из пансионата, чтобы сэкономить на лечении и проживании, лишь бы не «тратить капитал», который они намерены в будущем получить по наследству. Есть и психологический вред от финансового насилия: пожилые жертвы вынуждены тратить сбережения и почти вдвое чаще преждевременно погибают от стресса и ухудшения здоровья. При этом потеря накоплений часто отнимает у стариков шанс достойно стареть, а оставшихся детей лишает спокойствия и уверенности в будущем.
Мария Фабрицкая рассказывает, что в России на практике встречаются ситуации, когда близкие родственники (дети, внуки) под видом помощи убеждают оформить дарственную или договор ренты: мол, ты останешься жить в квартире, а я буду содержать и ухаживать. После перехода права собственности пожилой человек часто оказывается в уязвимом положении: «Но просто подсунуть бумагу сейчас стало труднее: нотариусы обязаны проводить видео- и аудиофиксацию удостоверяемых действий, формально ввести в заблуждение человека, не способного понимать суть сделки, почти невозможно».
Что с этим делать?
Стоит регулярно проверять банковские счета, выписки по кредиткам и долги: неожиданные списания, незнакомые переводы или новые кредитные заявки могут сигнализировать о мошенничестве или злоупотреблении со стороны родственников. Это самый очевидный совет, который тем не менее часто игнорируют из-за доверия семье. При этом важно защитить себя юридически — нотариально оформить завещание и документы на случай недееспособности, пока нет проблем со здоровьем и давления близких. Необходимо четко прописать, кому и в каком порядке переходят активы и финансы.
Одна из главных причин, по которой пожилые люди становятся жертвами финансового насилия — одиночество и редкие контакты с другими. Специалисты рекомендуют мотивировать пожилых родственников общаться с друзьями, соседями, приходить в клубы по интересам. Близким стоит интересоваться финансовыми и медицинскими вопросами родителя: если кто-то пытается ограничить контакт, например, не дать связаться с остальными детьми, это тревожный сигнал, требующий вмешательства.
Самим же детям, говорит семейный психолог и специалист платформы Alter Анастасия Котельникова, стоит тоже присмотреться к паттернам своего поведения и постараться не скатываться к финансовой эксплуатации родителей, помня, что те являются автономными людьми со своими потребностями. К тому же, напоминает эксперт, исследования показывают, что высокая зависимость взрослых детей от пожилых родителей приводит к росту напряжения и ухудшению взаимоотношений, а более длительная опора на финансы родителей связана с более низким чувством автономии и самоэффективности.
Австралийское НКО Advocare, занимающееся помощью пожилым, также рассказало Yahoo Finance, что один из способов завладеть деньгами пожилых родственников — это воспользоваться их неграмотностью в технологических вопросах: завладеть доступами к онлайн-банку и забрать управление этим капиталом.
Мария Фабрицкая рассказывает, что существуют и юридические механизмы защиты: «Практически любую сделку можно оспорить в суде, если подтвердится, что человек не отдавал отчет своим действиям (например, из-за когнитивного нарушения или влияния сильнодействующих препаратов), был введен в заблуждение или запуган, не имел реального намерения распоряжаться имуществом именно таким образом. Каждое из этих оснований требует серьезной доказательной базы. Судебная практика сложна: суды обычно исходят из того, что нотариально удостоверенная сделка действительна, и переломить это презумпцию непросто».
При этом, говорит эксперт, любой собственник недвижимости в России может заранее предпринять меры защиты: «Один из самых эффективных способов — установить запрет на распоряжение и регистрацию сделок с имуществом без личного присутствия. Это исключает возможность совершения любых сделок по доверенности за спиной собственника. Такой запрет можно оформить через «Госуслуги» или лично в МФЦ — это простой и надежный механизм защиты».
Анастасия Котельникова, со своей стороны, рекомендует для сохранения здорового климата в семье установить прозрачные правила в отношении финансов и распределения подарков и доходов. «Полезно определить неснижаемый бюджет на базовые нужды родителей, который не подлежит посягательству, — предлагает она. — При этом правила не означают отсутствия сочувствия к финансовой ситуации молодых взрослых. Можно и нужно поддерживать детей эмоционально и советом, помогать с планированием бюджета и даже дарить подарки. Но тотальное самопожертвование может причинить вред не только родителям, но и самим детям. Исследования показывают, что структурированная поддержка — совет, обучение основам финансовой грамотности — обеспечивает молодым взрослым большее психологическое благополучие, чем постоянные денежные вливания со стороны пожилых родителей».
