ГД одобрила проект об обязательной отработке для выпускников медвузов
Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий, что выпускники медицинских вузов должны будут в течение трех лет отработать под руководством наставника в организациях, предоставляющих бесплатную медицинскую помощь. Те, кто заключили договор о целевом обучении, должны будут работать в медорганизации, которая указана в договоре. Законопроект предусматривает также, что студенты-бюджетники должны на первом курсе заключить договор о целевом обучении. В случае нарушения положений договора необходимо будет выплатить компенсацию за обучение и штраф в двукратном ее размере
Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий, что выпускники медицинских вузов должны будут в течение трех лет отработать под руководством наставника в организациях, предоставляющих бесплатную медицинскую помощь, сообщили в думской пресс-службе. Речь идет о выпускниках с медицинским и фармацевтическим образованием и полученной первичной аккредитацией специалиста.
Исключением станут выпускники, заключившие договор о целевом обучении, — они должны будут работать в медицинской организации, которая указана в договоре. По окончании периода наставничества специалисты смогут пройти периодическую аккредитацию, необходимую для продолжения профессиональной деятельности. Как сказано в пояснительной записке, для медицинского работника важно сразу после обучения «получить практический опыт работы, соответствующий государственным стандартам качества».
Законопроект предусматривает также, что студенты-бюджетники должны на первом курсе заключить договор о целевом обучении. При этом в случае нарушения положений договора необходимо будет выплатить компенсацию в размере суммы, затраченной на обучение специалиста, а также штраф в двукратном размере компенсации. Закон, в случае его принятия, вступит в силу с 1 марта 2026 года.
Согласно пояснительной записке, в России сложился кадровый дефицит (29 000 врачей и 63 000 средних медицинских работников, по данным 2023 года), который «не позволяет в полной мере восполнить кадровую потребность системы здравоохранения без повышения эффективности целевого обучения». Глава Минздрава Михаил Мурашко в феврале говорил, что дефицит врачей в России сейчас составляет почти 23 300; по среднему медицинском персоналу — 63 550 человек.
Замглавы Минздрава Татьяна Семенова 7 октября сообщила в Госдуме, что около 35% выпускников медицинских вузов и не менее 40% выпускников программ среднего профобразования после обучения не идут работать в государственную систему здравоохранения. Кроме того, по ее словам, система теряет и выпускников по программам целевого обучения. «Этому могут быть разные причины, но, наверное, сегодня недостаточно до конца на рабочих местах анализируют, почему выпускники отказываются от предложенного места трудоустройства», — цитирует замминистра «Интерфакс».
«Коммерсантъ» в октябре прошлого года писал, что в России в 2023 году уменьшилось число выпускников ординатуры по специальностям «акушерство и гинекология», «неврология», «терапия» и «ортопедическая стоматология». Завкафедрой акушерства и гинекологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Наталья Подзолкова тогда рассказала, что до 30% выпускников вузов не идут работать по специальности в первые три года после завершения обучения, потому что «не видят перспективы». Вместе с тем президент Российского общества акушеров-гинекологов Владимир Серов в тот же период заявил ТАСС об отсутствии в России дефицита акушеров-гинекологов.
В Минобрнауки в июле поддержали инициативу Минздрава о введении обязательной отработки после окончания вуза. Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев говорил ТАСС, что министерство на примере медиков проанализирует эффективность отработки после вуза и решит, стоит ли распространять эту практику на другие направления подготовки, кроме медицинского.
Глава Минстроя Ирек Файзуллин в октябре предложил ввести обязательную отработку и для студентов-бюджетников, которые учатся в строительных вузах. По мнению министра, по окончании обучения их необходимо распределять в региональные организации.
