В одном из технических комитетов Росстандарта обсуждается проект ГОСТа для автобусных и троллейбусных остановок, пишет «Коммерсантъ». Действующие требования сильно устарели, указывает издание. Новый ГОСТ предлагает оборудовать остановки системами подогрева, кондиционерами, зарядками и точками доступа Wi-Fi
В одном из технических комитетов Росстандарта обсуждается проект ГОСТа с требованиями к «остановочным пунктам маршрутных транспортных средств». Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на документ, разработанный специалистами Российского дорожного научно-исследовательского института (РосдорНИИ).
Действующие требования содержатся в отраслевом стандарте 2003 года, они устарели, заявили изданию там. Кроме того, по закону «О стандартизации» применение отраслевых стандартов с 1 сентября 2025 года не допускается. Ряд норм, которые касаются остановок, прописаны в разных ГОСТах и сводах правил, но единый современный документ отсутствует, отметили в РосдорНИИ. Там также указали, что разрозненные требования не в полной мере гармонизированы и не затрагивают все аспекты, которые необходимы для обеспечения безопасности движения в местах обустройства остановочных пунктов.
В проекте стандарта описана классификация остановочных пунктов в зависимости от загрузки, пишет «Коммерсантъ». Согласно ему, «базовые» обслуживают менее 100 пассажиров в сутки, «улучшенные» — от 100 до 500, а «расширенные» — свыше 500 пассажиров в сутки. При необходимости все павильоны должны быть оснащены системами подогрева и кондиционерами. «Улучшенные» и «расширенные» остановки рекомендуется оборудовать зарядками для телефонов и точками доступа Wi-Fi, электронными табло с указанием времени прибытия транспорта и картами маршрутов.
Кроме того, все остановки должны быть обустроены «карманами» для заезда маршрутного транспорта, за исключением дорог с низкой интенсивностью движения. Предусматриваются также «антикарманы» — выступы с тротуара, которые расширены в сторону проезжей части, где должны быть обустроены посадочные площадки.
В документе указаны правила обустройства остановок в тех случаях, если автобусы и троллейбусы ходят по обособленным «выделенкам» в середине проезжей части. Там предлагается делать либо две остановки по краям «выделенки», либо единую посередине для всех пассажиров. Документом также устанавливаются требования к скамейкам. Их длина, согласно ему, должна составлять не менее 1,5 м, ширина — не менее 0,43 м, а высота — 42–48 см.
Директор центра транспортного планирования Института транспорта НИУ ВШЭ Павел Зюзин рассказал изданию, что новый ГОСТ необходим в связи с тем, что многие города в настоящее время проводят оптимизацию маршрутной сети. Так, часть дублирующих маршрутов ликвидируется, а на оставшихся растет пассажиропоток.
В Мосгортрансе «Коммерсанту» заявили, что введение нового ГОСТа в условиях динамично развивающегося мегаполиса с большим количеством транспортных связей позволило бы актуализировать данные о расположении остановок относительно зданий и проработать вопрос установки подходящего типа павильона в зависимости от пассажиропотока. В минтрансах Иркутской области и Краснодарского края изданию сообщили, что одобряют документ.
В настоящее время на обсуждении, которое продлится до 24 октября, находится уже третья версия документа, к первым двум от Минтранса, Росавтодора, ГИБДД, ЦОДД Москвы, ГК «Автодор» и других организаций поступили замечания. Для утверждения документа необходим консенсус между экспертами, рассказали «Коммерсанту» в РосдорНИИ. Сроки вступления в силу документа неизвестны.
Как отмечает «Коммерсантъ», ГОСТы по умолчанию добровольны для производителя, поэтому говорить о том, что все новые остановки в России будут соответствовать таким требованиям, пока рано. Но государственные органы при закупках могут установить в качестве обязательного условия соответствие стандарту. Помимо этого, новый ГОСТ может попасть в распоряжение правительства, в котором перечисляются обязательные к применению стандарты в области безопасности движения, указывает издание.
