К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

РБК рассказал о внедрении в Минобороны России «бережливого управления»


Министерство обороны начало реорганизацию административных и хозяйственных процессов: от документооборота до строительства и закупок по государственному оборонзаказу, выяснил РБК. Работа ведется на принципах «бережливого управления», адаптированного под военные нужды

В Министерстве обороны началась оптимизация административной и хозяйственной деятельности, но она не затронет организацию боевой работы вооруженных сил, сообщает РБК со ссылкой на собеседника, знакомого с содержанием работы по реорганизации служебных процессов, и три источника, близких к Минобороны. На принципах «бережливого управления» будет реорганизован документооборот, предоставление льгот, военное строительство, медицинское обслуживание, закупки по гособоронзаказу, ремонт техники и вооружений, выдача вещевого имущества и другие направления.

РБК направил запрос в Минобороны. В министерстве создан департамент повышения эффективности деятельности; его задача — обеспечить оптимизацию процессов. По словам одного из собеседников, близких к военному ведомству, реорганизация должна исключить несвойственные и дублирующие функции и позволит военным сосредоточиться на выполнении наиболее значимых задач. 

Источники РБК рассказали, что  в ведомстве внедрили адаптированную под военную специфику методологию анализа и оптимизации процессов и провели обучение руководителей, в том числе заместителей министра обороны. В мае обучение по программе, разработанной совместно с РАНХиГС, прошли преподаватели четырех военвузов, а с сентября в них началось обучение по этой программе в рамках повышения квалификации. До конца года его пройдут больше 300 человек.

 

Задача  департамента повышения эффективности — обеспечить оптимизацию процессов. В том числе — организовать обучение, создать систему контроля за выполнением планов и обеспечить гибкую коммуникацию между подразделениями. По словам источника, близкого к Минобороны, в ходе работы по оптимизации будут масштабироваться наиболее оптимальные решения и улучшаться сами процессы «за счет получения обратной связи от граждан, военнослужащих, членов их семей, командиров подразделений и воинских частей». 

В министерстве внедряются инструменты «бережливого управления», адаптированные под вооруженные силы, рассказал собеседник. Эта работа, по его словам, основывается на пяти принципах: сохранение кадров и снижение нагрузки; приоритет собственных сил Минобороны; экономичность (улучшения не требуют дополнительных затрат или их результатом станет реальная экономия); соревновательность и непрерывность с правом поэтапного достижения целей, которых не достигли с первого раза.  По словам источника издания, во внутренних процессах министерства предполагается сократить количество отчетных документов, упразднить избыточные согласования и т.д., а работа с внешними процессами нацелена на то, чтобы упростить и ускорить медицинское обслуживание и получение мер поддержки военных и членов их семей. 

 

Собеседник добавил, что оптимальными признаются те решения, которые  «не ухудшат положение ни одного из участников процесса при улучшении положения другого». Процессы описываются с точки зрения «бережливого управления», выявляются проблемы, создаются целевые карты процессов и оценивается эффект оптимизации: уже описаны около 50 рабочих процессов, часть из которых носит закрытый характер, пояснил собеседник. Источники РБК рассказали о целом ряде уже проведенных и проводимых улучшений: 

  • Справки об участии в «спецоперации»* стали формировать автоматически без привлечения войсковых частей и военкоматов — с мая 2025 года после запуска электронного сервиса «Витрина данных Минобороны» подтверждение выдают мгновенно. 
  • В мае на «Госуслугах» запустили сервис персональных рекомендаций о мерах поддержки для участников СВО и членов их семей — рекомендации получили свыше 45 000 пользователей «Госуслуг».
  • С лета 2025  года несколько федеральных и региональных мер поддержки перевели или переводят на беззаявительный порядок. 
  • Проактивное информирование о компенсациях за ЖКХ запущено в 41 регионе, о горячих обедах для детей в школах — в 27 регионах, с 2026 года во всех регионах также будет действовать приоритетное зачисление детей в школы и детсады.
  • В 29 регионах ввели комплексную услугу в МФЦ, когда подается одно заявление на несколько льгот. Число необходимых для этого документов снижено с десяти до двух, а время получения поддержки с 30 до десяти дней. 
  • Была оптимизирована работа системы военно-врачебных комиссий (ВВК), которые выдают заключения о годности или негодности к военной службе.Число необоснованно направленных на обследование военнослужащих снизилось в 18 раз, а доля возвратов на доработку медицинских документов — в десятки раз.
  • Сократились сроки ожидания денежного аттестата, который нужен для получения выплат и льгот при переводе военного из одной части в другую, его увольнении или выходе на пенсию: аттестат должен быть направлен вслед за ним. С августа срок направления аттестата составлял четыре-пять дней, а с октября документ формируется онлайн.
  • Для командиров воинских частей исключили требования по изданию и согласованию дублирующих приказов для установления законодательно утвержденных надбавок и выплат. Ежегодно издавалось 2,5 млн бумажных документов такого рода. 
  • Ряд журналов, которые обязаны вести в воинских частях, или отменили, или перевели в электронный формат. 
  • Модернизируются устаревшие нормативы и требования, в том числе к стройматериалам и ограничениям на их использование, которые сейчас модернизируются с учетом современных технологий.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+