Исключительные права и другие обязанности художника перед смертью

Чтак — значительная фигура в отечественном искусстве нулевых и 2010-х. Начиная с 2002 года, он много выставлялся в России и за рубежом. В 2007 году в рамках проекта Moscopolis в парижском Espace Louis Vuitton он расписал коридор этого пространства на последнем этаже бутика марки. Его выставки с успехом прошли в галереях Парижа и Лондона. В 2011 году инсталляция Чтака участвовала в основном проекте IV Московской биеннале современного искусства под кураторством австрийского художника Петера Вайбеля. Персональные выставки состоялись в Музее Ротко в Даугавпилсе (2015 год), в Московском музее современного искусства (2016 год), в Мультимедиа Арт Музее (2020 год). Работы Чтака есть в собраниях российских музеев, включая Третьяковскую галерею.
Это тот редкий случай, когда институциональное признание художника совпало с его успехом у широкой публики. Чтак выработал запоминающийся стиль: его картины безошибочно узнаваемы. Выполненные в монохромной палитре (оттенки черного, серого и белого) с редкими вкраплениями акцентных цветов, его работы всегда содержат текст: надписи, обрывки фраз, отдельные слова, афоризмы, цитаты — все это на разных, в том числе редких и мертвых языках. Слова на картинах Чтака необязательно связаны с изображениями: они озадачивают, утверждая при этом свою значимость, призывают зрителя к своеобразному диалогу. В свою очередь изображения — это пазл: аллюзии на музыку, литературу, политику, философию, символы субкультуры, что-то повседневное, бытовые предметы. Зритель волен угадывать в этих ребусах что-то свое, тогда как профессионалы будут изучать его творчество.
Несмотря на признание и успех, последний раз каталог к выставке Чтака издавался галереей Paperworks еще в 2011 году. Именно поэтому одной из первых задач сегодня стоит подготовка обстоятельного издания: каталог Чтака, включающий около тысячи иллюстраций, выйдет в издательстве Maier в 2026 году под редакцией искусствоведа Ирины Горловой. Галеристы, как и наследники, заинтересованы в изучении и популяризации творчества художника: публикации — важная часть работы с наследием, но далеко не единственная.
У этой работы есть своя специфика. Управление наследием ушедшего из жизни современного художника — относительно новый для российского рынка институт, поскольку большинство законов по этим вопросам принято в последние десятилетия. В этом плане случай Чтака похож на опыт работы с наследием Владислава Мамышева-Монро: художник постоянно работал с галереей XL, которая по договоренности с матерью художника заботится о сохранении наследия.
Общее правило таково: большинство аспектов, связанных с наследием, — продажу работ, их экспонирование, отчуждение исключительных прав, распределение прибыли между наследниками, — лучше прояснить при жизни автора. Валерий Чтак, узнав в 2023 году о смертельном диагнозе, так и поступил: он оставил устные рекомендации, которые тем не менее не были исчерпывающими.
Прежде всего галерея должна проследить, чтобы наследники оформили права и в наследственную массу были включены исключительные права на произведения. Иначе впоследствии им придется доказывать наличие у них исключительных прав в суде, а это долго и дорого. В случае с Чтаком, чьи фразы с картин стали крылатыми выражениями («У меня для вас ничего нет», «Любить, веселиться, ненавидеть и мстить» и др.), много лет тиражировались по лицензионным договорам на футболках, чехлах, кружках, других сувенирах, это особенно важно, так как имеет высокий коммерческий потенциал. Объектом авторского права могут быть и изображения, и фразы. У Чтака были прижизненные лицензионные договоры отдельно на фразу, отдельно на изображение.
Интерес публики к творчеству Чтака достаточно высокий. Однако смерть художника автоматически не гарантирует роста стоимости его произведений: без выверенной стратегии рынок часто теряет динамику. Сейчас рынок не перенасыщен работами Чтака, цены на них не завышены. Это позволяет допустить, что при согласованных действиях галереи и наследников стоимость работ художника будет поддерживаться на соответствующем уровне.
У наследников и галереи много общих дел. Предстоит сотрудничать по таким вопросам, как инвентаризация, консервация, архивация материалов, представляющих научную, музейную и художественную ценность. Это масштабная работа, требующая участия многих специалистов и значительных ресурсов, она может продлиться месяцы, а то и годы: профессиональные съемки, упаковка, сканирование, аренда специального хранилища. Благодаря помощи ЦТИ «Фабрика» есть документация пространства мастерской Валерия Чтака, которая находилась на их территории с 2016 года.
Управление творческим наследием художника включает также организацию выставок и участие его работ в коллективных проектах. Таким образом, оно затрагивает широкий комплекс юридических, финансовых и этических вопросов. Это процесс, с одной стороны, эмоционально трудный, поскольку постоянно напоминает о смерти любимого художника, а с другой стороны, вдохновляющий: мы сохраняем нечто важное — letum non omnia finit, не все кончается со смертью.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
