К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что сложнее: построить город или заселить его

 Новая столица Египта расположена в 45 км от перенаселенного Каира. Сейчас 96% населения страны живет на 6% ее территории (Фото Fareed Kotb / Getty Images)
Новая столица Египта расположена в 45 км от перенаселенного Каира. Сейчас 96% населения страны живет на 6% ее территории (Фото Fareed Kotb / Getty Images)
В ноябре Financial Times рассказала о проблемах, с которыми столкнулся мегапроект The Line, «Линия». Этот небоскреб высотой 500 м и длиной 170 км должен был стать важной частью Neom — города будущего, задуманного фактическим наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен-Салманом. Заявленный бюджет проекта превысил $4,5 трлн, но в 2025 году строительство «Линии» сильно затормозилось из-за нехватки средств. Почему так трудно строить новые города? 

Новая столица, Египет

В ноябре 2025 года строящийся с 2015 года город-спутник Каира наконец обрел имя. После долгих обсуждений (среди вариантов были «Кемет», «Долина», «Египет») город решили назвать просто Новой столицей. 

В 2023 году 30 000 сотрудников министерств и ведомств Египта переехали в новый город за 45 км от Каира. Уже построены самый высокий небоскреб в Африке и другие офисные высотки, возведены мечети и отели, объем инвестиций превышает $58 млрд. Но проект критикуют за то, что он не решает основной проблемы, ради которой был затеян, — перенаселенность и плохие условия жизни в Каире. 

По данным African Business, 60% жителей региона Большой Каир ютятся в неформальных поселениях, часто без воды и электричества, 35 млн египтян живут за чертой бедности. При этом самый дешевый жилой юнит в Новой столице продается сейчас за $40 000, а социального жилья в нем не предусмотрено. Поэтому, считают критики, город рискует остаться малолюдным местом компактного проживания элит. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Нусантара, Индонезия

Нусантара — новая политическая столица Индонезии. В агломерации действующей столицы Джакарты живет более 32 млн человек, она стоит в пробках и буквально тонет, уходя под воду на 15–20 см в год. За минувшие 50 лет население города увеличилось в два с половиной раза, а с момента основания независимой Индонезии в 1945 году — почти в 20 раз. Центральное водоснабжение не поспевало за таким ростом, и люди использовали грунтовые воды. Голландские ученые подсчитали, что в 1968 году, когда начались проблемы с наводнениями, в городе было 352 скважины, в 1998-м — 3626. Мегаполис фактически сам вырыл себе яму. 

После смены президента в Индонезии власти страны снизили объем инвестиций в строительство нового города Нусантары (Фото Firdaus Wajidi·Getty Images)

Президент Джоко Видодо в 2019 году инициировал перенос столицы с острова Ява на Борнео. Планировалось, что на территории 6600 га появится умный экологичный город с населением 2 млн человек, объем запланированных инвестиций — $32 млрд, 80% из них должны были быть внебюджетными. В 2022 году, после пандемии, на площадку завезли 100 000 рабочих, и стройка началась. В числе первых зданий возвели дворец президента. В 2022–2024 годах правительство вложило в Нусантару $4,6 млрд. 

 

На выборах 2024 года победил министр обороны Индонезии Прабово Субианто, вице-президентом стал старший сын Видодо. Но летом 2024-го уволились руководители курирующего строительство Нусантары агентства, а статус города понизили с «национальной столицы» до «политической столицы». В 2025-м стало известно, что до 2029 года правительство планирует вложить в проект $2,98 млрд, то есть уменьшит финансирование, частных инвестиций удалось привлечь порядка $4 млрд. В феврале 2025 года Индонезия сформировала новый суверенный инвестиционный фонд, и столицы нет в списке его приоритетов. Заявленные сроки окончания строительства сдвигались с 2024 на 2028 год, позже на 2045-й. Экологи критикуют проект за угрозу биоразнообразию, а местное население — за то, что он мешает их укладу жизни. 

Масдар, ОАЭ

Первый в мире город без машин и с нулевыми выбросами СО₂ стоимостью $22 млрд строится близ Абу-Даби с 2006 года. Планировалось, что уже в 2009 году город на 50 000 человек будет готов и заселен. Вместо машин предполагалось использовать поды, разновидность общественного транспорта. Но в 2008 году случился финансовый кризис. 

Основная проблема Масдара — малое количество людей. Население пока в 10 раз меньше, чем предполагалось в 2006 году (Фото Christopher Pike·Getty Images)

Сегодня завершена первая фаза проекта, в Масдаре открыли свои офисы и кампусы крупные компании и университеты. А вот с населением хуже: в городе живет и работает всего 15 000 человек, резидентов из них только треть. От подов отказались из-за их дороговизны, и добираться до города приходится на машине. СМИ пишут, что вместо города получился крупный технопарк. 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+