Эксперты оценили изменения в отношении россиян к переговорам о мире с Украиной

Темы, связанные с мирным урегулированием российско-украинского конфликта, второй раз подряд вышли на второе место среди самых значимых событий недели, согласно опросу ФОМ. В опросе с 21 по 23 ноября их назвали таковыми 7% респондентов, с 28 по 30 ноября — 11%, передает РБК. Первое место обе недели занимает «специальная военная операция»* на Украине с результатом в 20 и 22%.
В 2025 году были недели, когда повестка мирных переговоров выходила на первое место, опережая «спецоперацию», следует из данных ФОМ. По словам федерального чиновника, знакомого с закрытой социологией, данные свидетельствуют, что общество разделено: примерно равные части выступают как за продолжение, так и за завершение конфликта. Большинство выступает за мир и при этом уверены в победе России.
По данным собеседника РБК, россияне считают наиболее предпочтительным сценарий, предполагающий сохранение Украины как самостоятельного государства, отказ ее от вступления в НАТО, ограничение ее армии, признание международным сообществом Крыма и присоединившихся в результате референдумов регионов как принадлежащих России**. Сценарий, при котором мирное урегулирование произойдет до осенних выборов в Госдуму, рассматривался внутриполитическим блоком Кремля, писал РБК.
На прошлой неделе руководитель управления президента по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев заявил, что повестка думской кампании будет зависеть прежде всего от того, закончится ли к тому моменту «спецоперация» или нет, как закончится, какие будут этапы окончания, а также от того, будут ли к тому моменту действовать санкции или нет. По словам двух источников РБК, близких к администрации президента, решено не завышать и не занижать ожидания от переговорного процесса.
Директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский отмечает, что «есть некое недоверие к теме мирных переговоров» на фоне «надежды на окончание горячей фазы конфликта». Политолог Екатерина Курбангалеева полагает, что отношение к переговорам сместилось из плоскости оптимизма-пессимизма в плоскость удивленного любопытства. «Результат переговоров не столь важен, сколько процесс», — отметил эксперт.
Глава аналитического центра ВЦИОМ Валерий Федоров считает, что россияне готовы ждать «столько, сколько потребуется, но лучше бы поскорее». По оценке политконсультанта Валентина Бианки, есть усталость «и бюджетная, и настроенческая», но она не может прорваться во что-то протестное. По оценке Курбангалеевой, запроса на «скорейшее заключение мира» в обществе действительно нет: «Пока терпится, власти это чувствуют и не торопятся».
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам от «Единой России» Вячеслав Никонов заявил, что «Россия готова обсуждать любой план, предложенный США». Председатель «Справедливой России» Сергей Миронов считает, что первоначальный план, предложенный США из 28 пунктов, может быть взят за основу обсуждения. По его словам, Россия готова добиться целей «спецоперации» как за столом переговоров, так и на поле боя, но «предпочтительнее первое».
Зампред партии «Новые люди», руководитель ее фракции в Мосгордуме Александр Даванков заявил: «Мы все за скорейший мир на наших условиях». Лидер КПРФ Геннадий Зюганов детально комментировать РБК процесс мирных переговоров отказался, поскольку содержание мирного плана Трампа неясно. «Избиратели ждут победы», — отметил Никонов.
Политконсультант Валентин Бианки сказал, что политиков волнуют долгосрочные гарантии для России и возможность объяснить, что достигнутые в результате мирного урегулирования цели — это победа. Политолог Екатерина Курбангалеева считает, что реакция партий демонстрирует, что на скорый результат рассчитывать не стоит. «Но раз переговоры идут, посланников принимают, а президент страны в них участвует, значит, критиковать процесс не стоит», — добавила политолог.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
** Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации» России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.
