РБК узнал о разосланных в школы правилах разрешения конфликтов с учениками
Минпросвещения разослало руководствам школ и колледжей инструкцию о действиях в случае конфликта с учениками, выяснил РБК. В ней описаны пять этапов урегулирования конфликта. Руководителям образовательных учреждений также поручено бороться со сплетнями, лицемерием и интригами в коллективе
Минпросвещения утвердило инструкцию на случай конфликтных ситуаций для руководителей образовательных организаций. Она предусматривает пять этапов урегулирования конфликта, передает РБК со ссылкой на документ. Его подлинность подтвердил собеседник, знакомый с деталями разработки. Министерство уже направило документ в регионы.
Инструкция была утверждена в декабре на Совете по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников. В его заседании принял участие глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Она была разработана из-за участившихся нападений в российских школах:
- 11 марта 2025 года восьмиклассник школы №117 в Нижнем Новгороде напал с ножом на двух одноклассников на уроке русского языка. Подростка отправили под домашний арест. Возбуждено дело о покушении на убийство.
- 15 декабря 2025 года ученик девятого класса школы №191 в Санкт-Петербурге нанес ножевые ранения своей учительнице из-за конфликта по поводу оценки. Затем он попытался покончить с собой. Обоих госпитализировали. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело о покушении на убийство.
- 16 декабря в подмосковном поселке Горки-2 подросток напал на учеников школы МБОУ Успенская СОШ. В результате нападения были ранены три человека — охранник и ученики. Ученик четвертого класса умер. Нападавший сделал селфи на фоне его тела — все свои действия подросток снимал на камеру и выкладывал видео в социальные сети. По неподтвержденным пока данным, он был приверженцем деструктивного молодежного течения. Его задержали. Ведутся следственные мероприятия.
На каждый этап разрешения конфликта инструкция отводит один–три дня. Первый этап предполагает, что информацию о конфликте доводят до руководителя образовательного учреждения. На этом этапе устанавливаются факты, назначаются ответственные, при необходимости привлекаются правоохранительные органы.
Детали конфликта выясняют на втором этапе. В его ходе участники конфликта проходят опрос, в том числе с участием психологов; устанавливаются виновные. Руководителям школы или колледжа рекомендуется обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть в каждой школе и вузе), если разобраться в конфликте на втором этапе не удалось.
Комиссия по урегулированию на третьем этапе рассматривает все факты и выносит письменное решение. На четвертом этапе руководители и назначенные ими ответственные лица контролируют его исполнение. Для обжалования решения участники конфликта могут обратиться в региональную комиссию по защите чести и достоинства педагогов или в вышестоящие образовательные органы, к следователям или в суд.
Инструкция Минпросвещения также рекомендует больше просвещать учеников и учителей о правовой культуре. Министерство советует разрешать конфликты при помощи медиации, а всех их участников — обеспечивать психологическим сопровождением. Школьному руководству надо обращать внимание на конфликты интересов и защищать честь педагогов, говорится в документе.
«Пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе», — отмечается в инструкции. Руководству образовательного учреждения предписано заниматься профилактикой конфликтов, а также своевременно выявлять несовершеннолетних и семьи в социально опасном положении. С учащимися, их родителями и представителями нужно вести индивидуальную профилактическую работу, указано в документе.
