Креативная практичность: как сохранить устойчивость ресторанного бизнеса

Автор
Редакция спецпроектов
Рубрика
Кейсы

Ресторанный рынок переживает сложный период: цены и издержки растут, а доходы гостей падают. Как быстро и эффективно перестроить бизнес-процессы? Рассказывают преподаватели академии STANFOOD.

Академия STANFOOD, созданная компанией METRO при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, образовательного центра «Техноград» и Федерации рестораторов и отельеров в сентябре 2021 года, разработала более 100 курсов и интенсивов для начинающих и опытных поваров, кондитеров, пекарей и бариста. 70% обучения отводится практике — в академии преподают только действующие шеф-повара, кондитеры и владельцы ресторанов.

По оценкам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Сергея Миронова, цены продолжают ощутимо расти и после стабилизации курса валюты: к апрелю многие продукты подорожали с начала года в 1,5−2 раза. Выручка столичных ресторанов в верхнем ценовом сегменте сократилась на 50%, а в среднеценовом — на 10−20%.

Для сохранения цен и лояльности гостей рестораторам и шеф-поварам нужно перестраивать бизнес-процессы.

Рациональная кухня

Теперь повар должен не просто вкусно готовить, но и стать кризисным менеджером: грамотно выстроить работу команды, рационально использовать сырье, оптимизировать траты на продукты и фонд оплаты труда.

«Около 65−70% валовой выручки ресторана обычно приносит кухня, — говорит Константин Опескин, операционный шеф-повар, основатель школы ресторанного менеджмента RestUp. — Поэтому шеф-повар отвечает не только за меню, но и за финансовый результат. Так было всегда, но сейчас эта ответственность выходит на первый план. В кризис шеф-повару особенно важно уметь применять ABC-анализ меню, работать с товарным остатком и перестраивать работу кухни в корреляции с гостевым потоком».

Люди приходят за новыми знаниями, которым раньше уделялось гораздо меньше внимания. Это тренд.

Константин Опескин
RestUp

Своих студентов на курсе «Основы Kitchen management. Практикум» шеф знакомит с азами системы управления кухней: организацией эргономичного пространства, грамотной коммуникацией с подчиненными и управляющим, принципами работы с поставщиками. «Люди приходят за новыми знаниями, которым раньше уделялось гораздо меньше внимания. Это тренд», — отмечает Опескин.

Курс по менеджменту и экономике для поваров и рестораторов «Креативная практичность» разработал и куратор академии Андрей Шмаков, бренд-шеф ресторана Savva, обладатель звезды Michelin. «Сегодня мы находимся в ситуации, которая диктует новые правила, — говорит Андрей Шмаков. — Важно правильно сориентироваться: если фуа-гра уже „не вписывается“ в актуальную ценовую политику, нужно забыть о нем и готовить вкусные блюда, например, из куриной печени».

При этом стоит помнить и о том, что для ресторана важно не просто снизить цены, но и сохранить поток гостей.

Оптимизация рецепта, но не вкуса

«Рестораны с большим средним чеком могут позволить повышать цены вместе с подорожанием продуктов, их гости поймут, — говорит преподаватель STANFOOD Курсант Нурадинов, бренд-шеф сетей „Много лосося“, Chiko riko korean bistro, Lucky fish asian modern food. — Недорогим заведениям рост цен на 30%, как было с продуктами в марте, грозит страшными последствиями. Если, конечно, не провести оптимизацию».

Отказываться от ключевых блюд, за которыми приходят постоянные клиенты, не стоит: именно они сохранят гостевой поток. Так, по словам Нурадинова, в кризис любители роллов и суши, которые предпочитают самые популярные сеты вроде «Калифорнии» или «Филадельфии», реже ходят в ресторан, но заказывать продолжают то же самое. Для ключевых позиций в меню можно разве что уменьшить содержание дорогой рыбы за счет увеличения доли более дешевых ингредиентов, например риса.

Главное — изменить рецепт без потери вкуса, то есть совсем немного: было 30 граммов лосося — стало 25 граммов.

Курсант Нурадинов
«Много лосося»

Надежные поставщики тоже помогают находить решения. Так, когда подорожала рыба, компания METRO изменила организацию поставок для сегмента HoReCa: на замену фарерскому лососю пришел мурманский, а нерку, кету, кижуч и сибас компания для снижения цены начала продавать в больших коробках по 5−10 кг.

Анализ меню

Динамичные изменения среды требуют чаще анализировать свое меню. Вводить новые блюда или убирать привычные нужно с умом: знать, что пользуется популярностью у гостей, какие позиции приносят прибыль за счет большой маржи, а какие позиции имеют потенциал с точки зрения спроса, но требуют доработки.

Можно попытаться стимулировать гостей заказать блюда, цена которых компенсирует недостаточную оптимизацию рецепта самых популярных блюд.

Если гости заказывают с любимым блюдом еще три-четыре позиции, надо подумать над их ценообразованием.

Константин Опескин
RestUp

По мнению Курсанта Нурадинова, есть смысл разнообразить меню новыми блюдами из продуктов подешевле, например, в случае с сетью суши сделать роллы с кетой вместо лосося или с огурцом вместо авокадо. Можно готовить роллы и с трюфельным соусом, с карри и даже с фурикакэ, популярной в Японии сухой приправой. Их себестоимость может быть всего 55−80 рублей. Некоторые роллы, приготовленные Нурадиновым по скорректированной рецептуре, пользуются особой популярностью. Например, с соусами на основе кокосового молока и терияки.

Больше креатива

Поиск новых продуктов и изменение меню с учетом предпочтений гостей — цель не только прагматичная, но и творческая. Запуская ресторан Barceloneta в Сочи, шеф-повар Алексей Павлов тщательно подбирал местные продукты для испанской кухни. Например, пришлось приложить усилия в поиске подходящего риса для паэльи. Обычно в это блюдо входит рис «Бомба», цены на который и так были высокими, а в марте стали совсем неподъемными. Поэтому с самого начала ресторан использует подходящий для обжарки и томления на огне отечественный рис.

«Мы долго экспериментировали, чтобы подобрать подходящую по текстуре и другим параметрам крупу, — рассказывает Алексей Павлов. — Пожарить кусок красной рыбы и продать его несложно, а вот найти приемлемые по цене продукты и сделать из них качественные блюда — задача куда интереснее. В кризисные времена она особенно актуальна».

Алексей не первый год исследует и использует отечественное сырье в блюдах европейской кухни: сам коптит черноморскую рыбу, готовит шашлычки из рапана, делает хамон и итальянскую колбасу из российского мяса. По его словам, для этого мало быть хорошим поваром, важно уметь вести переговоры с поставщиками, чтобы наладить бесперебойное производство в ресторане при любом туристическом потоке. Теперь он готов научить и других поваров искать недорогое российское сырье и готовить из него блюда ресторанного качества, себестоимость которых не превышает 142 рублей.

Ремонт автомобилей в Mobistar

Таким образом, ответом на рост цен и ввод новых ограничений может быть не только сокращение порций. Рациональная организация процесса на кухне, грамотная работа с поставщиками помогают оптимизировать издержки. А креативная проработка новых рецептов с доступными ингредиентами и поиск интересных локальных продуктов помогают создавать новые бестселлеры. Источником подсказок для новых решений может стать и внимательный анализ клиентского опыта.

Многие рестораторы еще во время пандемии убедились, что любые изменения рынка диктуют не только вызовы, но и возможности. Преподаватели STANFOOD убеждены, что успешный ресторан — это то, что создается благодаря постоянному обучению команды и обмену опытом, идеями.