С развитием технологий в мире растет спрос на высококвалифицированные кадры, и в первую очередь — на специалистов с образовательной базой в сфере STEM (science, technology, engineering and mathematics — естественные науки, технология, инженерия и математика). По оценкам McKinsey Global Institutе, к 2030 году потребность в таких профессионалах увеличится на 17−30% в зависимости от специализации и страны. В России тренды в изменениях квалификационной структуры рынка труда
схожи, по данным Минтруда.
«Росатом» — школьникам:
путь в мир большой науки и технологий, меняющих жизнь
Одновременно с этим интерес российских школьников к естественным наукам в последние годы падал. Так, ЕГЭ по физике, по данным Рособрнадзора, в 2020 году сдавали 139,5 тысяч выпускников, в 2021 году — на 11,5 тысяч меньше, в 2022-м — всего 100 тысяч, а в 2023-м даже менее 90 тысяч. В 2024 году тенденцию удалось переломить: ЕГЭ по физике выбрали уже 122 тысячи школьников. Средний балл тоже начал расти: в 2018—2022 гг. он составлял 54,1, в 2023 году — 54,85,
а в 2024-м — уже 63,21.Однако ситуация остается сложной, поэтому «Росатом»
продолжает развивать программы и инициировать новые проекты, нацеленные на раннюю профориентацию школьников с учетом их талантов. Они помогают школьнику попробовать себя в разных областях и как можно раньше найти свой вектор развития.
В работе со школьниками «Росатом» ставит перед собой непростую задачу — «влюбить» детей в естественно-научные и точные дисциплины, в те области знаний, в которых сегодня совершаются прорывные открытия, на стыке которых появляются новые профессии. Это фундамент,
на котором можно строить перспективные образовательные траектории, а в дальнейшем —
успешную карьеру. Как заинтересовать детей точными науками? Как со школьной скамьи вовлечь в круг исследователей-единомышленников, готовых открывать тайны и законы природы, чтобы поставить их на службу человечеству? Ответ и прост, и сложен: привлекать
и обучать с детства. В проекте заняты 33 000 педагогов, обучаются 265 000 школьников и 106 000 дошкольников. Но атомщики не думают останавливаться, развивая научно-просветительские, образовательные и профориентационные программы для детей и подростков, их родителей и учителей.
Движение инженерно-технического творчества «Юниоры Росатома» объединяет школьников средних
и старших классов, которые «прокачивают» навыки
и знания с экспертами Госкорпорации. Деятельность движения направлена на популяризацию среди подрастающего поколения приоритетных для атомной отрасли инженерных и рабочих компетенций и создание среды массового развития инженерно-технического творчества. Руководит движением
Совет юниоров, созданный в декабре 2022 года.
«Участникам движение помогает развить многие востребованные навыки, например, инженерное мышление в робототехнике, мехатронике, 3D-моделировании, — рассказывает одиннадцатиклассник Илья Аленичев, председатель Совета юниоров «Росатома». — Этому способствуют
и работа, и еженедельные тренинги,
и наставничество экспертов из Корпоративной Академии «Росатома». А главное — уже в школе
мы получаем полезный опыт взаимодействия
с Госкорпорацией, которая поддерживает наши инициативы и помогает определиться с будущей профессией на связанных с атомной отраслью мероприятиях и встречах с экспертами и студентами. За два года мы выросли со 120 человек до 700
и создали 19 городских Советов юниоров, в том числе один филиал в Турции, где строится АЭС «Аккую»
и живут дети сотрудников «Росатома».
Движение школьников —
«Юниоры Росатома»
взаимодейтсвуют с госкорпорацией
приняли участие
в мероприятиях движения
«Юниоры Росатома»
Сегодня в движении — 121 город и 35 регионов России, а также представители еще девяти стран: Беларуси, Турции, Казахстана, Египта, Бангладеш, Кувейта, Армении, Узбекистана, Венгрии. В мероприятиях движения приняли участие более 62 000 школьников, свыше 700 педагогов и более 200 000 представителей родительского сообщества.
Советы юниоров занимаются научно-технической
и исследовательской деятельностью. Они популяризируют такие востребованные направления, как электроника и электротехника, инжиниринг, технологии композитов, лабораторно-химический анализ, работа с цифровыми сервисами Производственной системы «Росатома» (ПСР)
и в программах системы автоматизированного проектирования (САПР), а также смежные области: кибербезопасность, робототехника, мехатроника.
Юниоры занимаются просветительскими онлайн-проектами. Например,
они создали интерактивный портал для учеников 8−11-х классов «Атлас атомных профессий». Он содержит не только описание востребованных профессий в атомной отрасли, но также тематический комикс
и интервью с экспертами AtomSkills — корпоративного чемпионата профессионального мастерства. Проект стал победителем грантового конкурса Росмолодежи и Фонда Тимченко, одного из крупнейших семейных благотворительных фондов страны, который поддерживает сообщества на малых территориях
по направлениям «Забота в ближайшем окружении»
и «Развитие детей и подростков».
Еще один онлайн-проект — пополняемая
база практико-ориентированных задач по естественно-научным предметам и серия мастер-классов, содействующих развитию инженерного мышления школьников.
Юниоры уже реализовали более
30 проектных решений и инициатив, участниками которых стали свыше
6000 человек.
Они участвуют в социально значимых инициативах атомных городов, а порой и сами их организуют.
В 2023 году, например, проводили фестиваль современного искусства «ПроСвет» в Полярных Зорях (Мурманская область), вовлекая представителей местного сообщества в изменение городской среды. Фестиваль также стал победителем грантового конкурса Росмолодежи.
Советы юниоров разрабатывают для проекта «АтомТур» туристические маршруты по атомным городам и предприятиям, чтобы познакомить
гостей с их особенностями, историей и достопримечательностями. Такой проект уже реализован в Снежинске (Челябинская область).
«Мы пробуем себя в разных атомных профессиях и помогаем в организации больших чемпионатов, — продолжает Илья. — Например, третий год являемся организаторами юниорского трека на Отраслевом чемпионате профессионального мастерства AtomSkills. Недавно Совет юниоров Удомли вместе
с Калининской АЭС и Корпоративной Академией „Росатома“ провел фестиваль профессий для учеников младшей и средней школы. Так, начиная
с первого класса, мы прививаем интерес и любовь
к атомной отрасли и Госкорпорации».
При поддержке «Росатома» уже не первый год реализуется научно-просветительский проект «Ледокол знаний», в рамках которого талантливые школьники со всей страны — победители федеральных проектов для молодежи и отдельного конкурсного отбора — могут отправиться в экспедицию на Северный полюс на атомном ледоколе. Основная задача проекта — выявление
и поддержка талантливых детей, развитие
их способностей и профориентация. Для экспедиции разрабатывается комплексная программа образовательных, научных, культурно-просветительских и профориентационных мероприятий. На лекциях и мастер-классах, общаясь
с экспертами, школьники больше узнают
о «Росатоме», его предприятиях, реализуемых проектах, а также о том, как построить свою образовательную траекторию, а затем и карьеру
в отрасли.
В августе 2024 года состоялась пятая экспедиция на Северный полюс, впервые в международном формате. За десять дней 63 школьника прошли на ледоколе «50 лет Победы» более 5000 километров, посетили по пути архипелаг Земля Франца-Иосифа. Вместе с экспертами ребята прогнозировали будущее продуктов «Росатома» в области экологии и здравоохранения, новых материалов и электродвижения, квантовых вычислений и искусственного интеллекта, рассказали о решениях атомной отрасли для развития Арктики и Северного морского пути.
Впервые в экспедиции участвовали не только российские школьники, но и 10 детей из стран, где «Росатом» развивает атомные технологии: Армении, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси, Монголии, Венгрии, Индии, Китая, ЮАР. «Это было невероятное приключение! — сказала 14-летняя Невин Вед. — Думаю, я стала первым ребенком из Индии, посетившим Северный полюс на атомном ледоколе. За время рейса мы много узнали о науке
и технологиях, говорили с экспертами
на равных».
Это не единственный просветительско-экспедиционный проект «Росатома».
С 2022 года Госкорпорация реализует научно-образовательную программу «АтомДискавери» для победителей всероссийских конкурсов и олимпиад
для студентов и школьников «Большая перемена», «Твой ход». Молодые люди получают уникальную возможность посетить атомные города, в том числе закрытые, познакомиться с опорными колледжами и вузами «Росатома», побывать на стратегически важных предприятиях, узнать больше об отраслевых молодежных сообществах. Наблюдая природные красоты, общаясь с экспертами Госкорпорации, вовлекаясь в работу над реальными проектами, молодежь открывает для себя мир атомной отрасли.
Благодаря «АтомДискавери» 32 школьника и студента съездили в августе 2024 года на Урал. За неделю молодые люди преодолели 400 км, побывали в трех атомных городах: Снежинске, Озерске и Заречном. Они посетили два опорных вуза, три предприятия атомной отрасли, приняли участие в четырех профессиональных пробах и буквально «потрогали» атом: увидели, как производится энергия, познакомились с новейшими технологиями и настоящими мастерами своего дела, благодаря которым свершаются научные открытия. Отличительная особенность программы в том, что «навигаторами» или наставниками участников выступают молодые специалисты атомной отрасли, которые охотно делятся с ребятами своим опытом и знаниями.
Выбор будущей профессии — важная веха в жизни любого человека. И очень сложно в детстве самостоятельно сделать верный выбор. Ключевую роль в этом играют «значимые взрослые»: родители, наставники, учителя. Именно поэтому «Росатом» активно вовлекает их в работу по профориентации школьников.
В 2021 году
«Росатом» запустил проект «Родительская лига», чтобы помочь взрослым раскрыть потенциал детей разных возрастов.
Лига организует встречи родителей с учителями, экспертами и учеными в области педагогики
и психологии, с руководителями федеральных проектов. В 2023 году в мероприятиях
в дистанционном формате приняли участие
более 200 тысяч человек из городов присутствия «Росатома».
На интерес детей к наукам и последующий выбор профессии влияют не только родители, но и учителя. Поэтому «Росатом» в городах присутствия реализует программы привлечения профильных педагогов, их адаптации и повышения квалификации. Так, в 2021 году по инициативе академика РАН, научного руководителя НЦФМ Александра Сергеева и губернатора Нижегородской области Глеба Никитина учреждена педагогическая премия «Исток».
«Прекрасно, что сегодня учителя хотят общаться
с учеными, получать нашу поддержку, чтобы ориентироваться в большом мире науки, —
считает Сергеев. — Дальше они будут на своем языке передавать это знание от нас детям. Такое взаимодействие позволит со школьной скамьи «заразить» детей интересом к научному творчеству, а их любознательность направить в правильное русло».
Лауреатами премии «Исток» становятся учителя физики, химии, биологии, информатики и математики. С ее помощью Госкорпорация поддерживает лучших учителей и повышает престиж естественно-научных и технических специальностей. В 2024 году лауреатами премии стали 20 педагогов, каждый из которых получил в качестве вознаграждения по 250 тысяч рублей.
Важнейшей коммуникационной площадкой для взаимодействия школьников, студентов молодых специалистов и диалога на высшем уровне — с руководством «Росатома» — является форум молодых профессионалов «АтомПрофи». Это крупное молодежное мероприятие атомной отрасли направлено на формирование единого сообщества молодых профессионалов. Организатором форума выступает Корпоративная Академия «Росатома».
На «АтомПрофи» подводятся ключевые итоги года в сфере молодежной политики. Вместе с генеральным директором Госкорпорации «Росатом» Алексеем Лихачевым молодежь обсуждает и формирует задачи на будущее.
В этом году форум традиционно прошел в Сочи. В нем приняло участие более 600 человек — лидеры молодежных сообществ Госкорпорации, победители федеральных и отраслевых конкурсов, амбассадоры бренда работодателя «Росатома»: сотрудники, студенты, юниоры.
Особенность этого года — в том, что участники обсуждали стратегические цели Госкорпорации и стали, по сути, соавторами «Видения-2045». Взгляд молодых нынешних и будущих работников важен, ведь именно им предстоит достигать этих целей, определять будущее отрасли и страны, управлять Госкорпорацией «Росатом»
в 2045 году, брать на себя ответственность за развитие бизнеса, территорий присутствия и, конечно, за людей.
Еще одной темой для обсуждения стало предстоящее в 2025 году 80-летие отечественной атомной промышленности. Девиз праздника, который объединит прошлое, настоящее и будущее, — «Гордость. Вдохновение. Мечта». Молодежные лидеры со всей России рассказали о том, что они видят «за горизонтом». Их мечты, идеи, проекты могут стать частью юбилейных мероприятий, а в дальнейшем задать вектор развития Госкорпорации.
Наша задача в работе со школьниками — влюбить детей в естественно-научные и точные дисциплины, дать им базу для успешной карьеры. Как мы это делаем? Во‑первых, через глубокие качественные знания в наших специализированных классах — атомных, инженерных, менделеевских, горных. Во‑вторых, через яркие эмоции на лекциях и мастер-классах с экспериментами и опытами, в образовательных экспедициях, например, на Северный полюс. В‑третьих, через практику в ходе проектных инженерных смен и возможность попробовать себя в решении реальных рабочих задач отрасли. И, наконец, через живое общение с людьми, которые могут вдохновить: с юниорами «Росатома», участниками Студсовета, экспертами чемпионатов профессионального мастерства.
65% молодых людей при выборе профессии опираются на мнение родителей и учителей, поэтому мы создали Родительскую лигу — площадку для обсуждения вопросов раскрытия потенциала детей с экспертами — и Совет педагогов «Росатома», объединяющий учителей для разработки и внедрения эффективных педагогических практик.
Заместитель генерального директора Корпоративной Академии «Росатома»
человек поучаствовали
в мероприятиях «Родительской лиги»
в 2023 году
школьника побывали на Северном полюсе на «Ледоколе знаний» в 2024 году