К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Кредиты, валюта и гарантии: какие банковские услуги нужны малому бизнесу

Кредиты, валюта и гарантии: какие банковские услуги нужны малому бизнесу
Последнее полугодие оказало на малых и средних предпринимателей неоднородное влияние: кто-то адаптировался к новым условиям и увидел в кризисе возможности для развития, а кто-то балансирует, опираясь на поддержку государства. Каким бы путем ни пошел бизнес, он вряд ли сможет обойтись без банковских продуктов. На специальном пресс-бранче заместитель председателя правления Уралсиба Евгений Абузов рассказал о новых сервисах и планах банка по развитию услуг для предпринимателей.

Запасы прочности

Сложившаяся геополитическая и экономическая ситуация первой половины года стала непростым испытанием, в том числе для малых и средних предпринимателей. Многие российские бизнесмены продемонстрировали стойкость и способность быстро приспосабливаться к условиям, которые спрогнозировать было невозможно.

«Я уже не в первый раз наблюдаю кризисы и то, как они отражаются на малом бизнесе. Малый бизнес в России — очень адаптивный, он готов к трудностям, похожим на пандемию или текущую ситуацию. Пока, насколько мы видим, малый бизнес чувствует себя не так плохо, как мы ожидали», — отмечает Евгений Абузов.

По его словам, достаточно трудно выделить отрасли бизнеса, которые на данный момент развиваются наиболее устойчиво или испытывают наибольшие трудности. Однозначным бенефициаром является разве что отрасль внутреннего туризма, причем не в деловой, а в развлекательной сфере.

 
Фото: Уралсиб

«Вначале это были компании, которые больше ориентировались на собственное производство внутри России. Позже в выигрыше из-за колебаний курса валют оказались импортеры, сумевшие наладить логистические цепочки», — говорит зампред Уралсиба.

Услуги нового времени

Изменения на рынке и в экономике отразились и на банковских услугах, пользующихся наибольшей популярностью у предпринимателей. Евгений Абузов выделяет несколько основных трендов.

Банк России весной ввел ограниченные комиссии для эквайринга, и в Уралсибе увидели значительный спрос на эту услугу по более низким ставкам. Второй продукт, который пользовался спросом, связан с внешнеэкономической деятельностью. В условиях санкций Уралсиб стал одним из приобретателей клиентов, которым требовалось оплатить товары или услуги из-за рубежа либо выполнить платежи по валютным контрактам.

По словам Евгения Абузова, число таких клиентов в банке выросло в 3–4 раза. Ожидается, что в следующем году их прирост замедлится, но его может сменить увеличение объема операций у существующих клиентов.

«Конкуренция сложилась под воздействием внешних факторов, и для ряда банков она стала позитивным событием», — констатирует Евгений Абузов.

В последнее время, по словам Абузова, происходит значимое увеличение количества и объемов платежей клиентов в юанях, и сейчас банк планирует запуск нового продукта, связанного с Китаем, то есть с платежами в китайской валюте.

 

«Мы активно ищем клиентов, у которых есть поступления в юанях или экспорт в Китай. Мы с радостью будем их финансировать», — отмечает зампред правления банка. Также Уралсиб рассматривает возможность открытия счетов для клиентов в других валютах — изучает зарубежные банки, с которыми можно было бы сотрудничать.

Спрос и предложение

Уралсиб намерен развивать имеющиеся инструменты для клиентов МСП. Так, согласно оценкам банка, сегмент предпринимателей, занимающихся продажами на маркетплейсах, составляет примерно от 800 000 до 1 млн компаний, ИП и самозанятых.

«Мы понимаем, что у них есть разные потребности, в том числе финансирование оборотных средств, закупки продукции или составляющих за рубежом. Мы можем им помочь с помощью бизнес-карт и валютного экспертного обслуживания. Помимо этого, у них есть потребность работать через несколько каналов продаж: не только через крупнейшие маркетплейсы, но и, например, через социальные сети. С этой точки зрения банк может предоставить удобный платежный сервис, интернет-эквайринг, оплату с помощью QR-кодов, по системе быстрых платежей. Мы считаем, что банк может быть большим интегратором по закрытию этих потребностей, чем могут предложить финансовые сервисы маркетплейсов. Это одна из тех ниш, в которой мы хотели бы увеличить свое присутствие», — говорит Евгений Абузов.

Также Уралсиб активно взаимодействует с государством — банк полностью использовал лимит по программе поддержки малого и среднего предпринимательства, запущенной совместно с корпорацией МСП, позволявшей выдавать кредиты по более низким ставкам.

«Это помогало поддерживать предпринимателей. На данный момент мы продолжаем выдавать кредиты, и никаких отраслевых или иных ограничений у нас нет. Сократился только объем выдачи самых рискованных экспресс-кредитов, опирающихся на статистику прошлых периодов, которая сейчас не очень репрезентативна», — поясняет Абузов.

Сейчас банк поддерживает текущий портфель, но его объем сильно не увеличивает. При этом кредитование под залог имущества, недвижимости или оборудования не испытывает значимых ограничений.

Так, в августе Уралсиб запустил продукт, в рамках которого под залог имущества предприниматель может за несколько дней получить кредит до 10 млн рублей по двум документам.

В то же время стратегия с фокусом на комплексное предложение для разных отраслей бизнеса остается успешной, поэтому банк наращивает количество партнеров для удовлетворения потребностей клиентов и продолжает разрабатывать продукты, ориентированные именно на отдельные отрасли.

Как и большинство финансовых организаций, Уралсиб все больше движется в направлении цифровизации и предоставления услуг в онлайн-формате — это позволит организации обслуживать клиентов во всех регионах России.

«В следующем году мы хотим выйти на полноценное обслуживание в любой точке страны, пилотный проект в этом направлении уже запущен. Для этого мы активно меняем наш цифровой банк и продукты, которые частично требовали взаимодействия с клиентским менеджментом или похода в отделение. Ряд продуктов уже работает по этой модели — например, мы выдаем клиентам банковские гарантии за считанные часы, не видя этих клиентов, и речь идет о 3–5 млрд рублей ежемесячно. Переход в цифровой формат даст возможность работать с клиентами в немного других сегментах бизнеса и локациях, в которых раньше это было невозможно», — делится планами Абузов.

Но это не значит, что банк намерен сворачивать свою деятельность за пределами цифровой среды, — напротив, в текущем году запланировано открытие новых центров малого бизнеса Уралсиба в крупных городах присутствия, число которых будет доведено до 20. По словам зампреда правления банка, финансовая модель показывает, что подобные центры окупаются за год, а после этого начинают приносить прибыль.


* Информационная поддержка | ПАО «Банк Уралсиб»

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+