К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Баланс контроля и свободы: как меняются детские онлайн-ресурсы

Баланс контроля и свободы: как меняются детские онлайн-ресурсы
Сегодня интернетом активно пользуются даже дошкольники. Две трети детей до 7 лет выходят в интернет и у каждого второго есть собственный гаджет, показывает недавнее исследование Плюс Детям. Опция Яндекс Плюса с детским развивающим контентом и приложениями появилась 1 декабря 2022 года, за год ею уже воспользовалось около 1 млн семей. Какие надежды родители возлагают на приложения для детей и как они используют технологии для развития подрастающего поколения и экономии своего времени? Какой детский контент сегодня популярен? Разбираем вместе с Плюс Детям.

Мировой рынок KidTech — образовательных сервисов, рассчитанных на дошкольников и их родителей, — только формируется. В дополнительном образовании российских дошкольников онлайн-обучение пока занимает не более 1%, но этот сегмент точно будет расти: об интересе к образовательным KidTech-продуктам свидетельствует топ запросов родителей в Яндексе. Из года в год в него попадают «как объяснить ребенку», «подготовка к школе», «развивашки». Да и сами дети по мере взросления испытывают все большую потребность в обучающем контенте, показывают данные опроса Плюс Детям: если среди дошкольников только четверть смотрят обучающие и образовательные видео, то в младших классах эта доля достигает уже 40%. При этом 23% детей, которые используют развивающие сервисы, занимаются без участия взрослых.

В KidTech-продуктах чаще всего контент подбирается с учетом возраста и предпочтений маленького пользователя. В развивающих приложениях нет баннерной рекламы. Зато есть таймеры, позволяющие контролировать проведенное с гаджетом время, и другие инструменты, помогающие ребенку провести время в интернете с максимальной пользой.

«10 лет назад, когда рынок таких KidTech-сервисов был довольно скромным, особых требований к ним не предъявлялось, — говорит Татьяна Умряева, руководитель Плюс Детям. — Сегодня родители хотят для детей не только развлечения ― им важно, чтобы игры действительно чему-то обучали, поэтому разработчики начинают привлекать к созданию детских онлайн-ресурсов и приложений педагогов, психологов, методологов и других экспертов в сфере образования».

Несмотря на запрос, в России готовых продуктов для дошкольников, которые сочетают в себе развлекательный и образовательный контент, пока немного. Такие приложения помогают развивать у детей не только hard skills, такие как умение считать и писать, но и soft skills: креативность, коммуникабельность, гибкость мышления и другие навыки.

Разработкой приложения «Кубокот» для детей от 5 до 7 лет занималась большая команда экспертов во главе с психологом Викторией Шиманской. В создании познавательных видео для него участвовали гроссмейстер Сергей Карякин, пианист Денис Мацуев и другие именитые профессионалы.

Популярнее всего в приложении для подготовки к школе «Кубокот» задания на изучение цифр и букв, задачи на сравнение и игры на развитие других hard skills.

Так, «Сказбука» для детей от 3 до 5 лет включает более 1000 игровых заданий, которые нацелены на развитие soft skills: функциональной грамотности, умения применять знания и навыки в реальной жизни. А приложение «Анимопус» для детей от 3 до 6 лет помогает развивать фантазию и творческое мышление в процессе создания персонажей для мультиков.

Наибольшей популярностью в «Сказбуке» пользуются игры, которые помогают осваивать пространственное мышление, логику, мелкую моторику, творческий потенциал и эмпатию.

Выбрать качественные KidTech-продукты среди многообразия игр помогают мультиподписки. Они объединяют в себе и обучающие приложения, и развлекательный контент. Например, Яндекс Плюс с опцией «Детям» открывает доступ к детским разделам на Кинопоиске и Яндекс Музыке, к приложениям «Сказбука», «Кубокот», «Анимопус» и курсам на онлайн-платформе Яндекс Учебник. В опцию входит функция «Где ты?», с которой можно видеть местоположение ребенка. Подписчики опции могут бесплатно вернуть билеты на детские события на Яндекс Афише.

Безопасная самостоятельность

Вопросы безопасности ребенка в цифровой среде, разумеется, очень интересуют родителей. По данным поисковой системы Яндекс, число запросов, связанных с этой темой, выросло в 2023 году на 58% по сравнению с прошлым годом. Рынок отвечает запросу: сервисы все чаще добавляют детские профили. Только за прошлый год в Яндексе было создано 475 тысяч детских аккаунтов для юных пользователей. Для родителей это еще и уверенность в защищенной среде для ребенка — алгоритм безопасного режима Яндекса из 10,9 млн запросов с детских аккаунтов отсекает почти полмиллиона запросов на «взрослые» темы. А разработчики постоянно трудятся над созданием новых методов защиты от вредоносных программ, кибербуллинга и мошенничества.

По данным Яндекс Плюса, 56% дошкольников 3–6 лет сами решают, что им делать в опции «Детям», а к 11–12 годам этот показатель достигает 81%. Но подавляющее большинство родителей ограничивают взаимодействие ребенка с гаджетом: например, 84% не разрешают дошкольникам использовать телефоны или планшеты более 2 часов в день. По мнению Полины Мальцевой, эксперта в сфере детского образования и развития с 1 до 18 лет и основателя школы «Летово», «уровень доверия к цифровым сервисам растет. Все больше родителей выбирают онлайн-форматы — они помогают удобно спланировать неделю, а еще занятия не прекращаются во время отъезда или переезда».

Технологии и комплексные подписочные продукты помогают найти нужный баланс между контролем и соблюдением личных границ ребенка. «Мультиподписки помогают познакомить детей с проверенным контентом, который закрывает потребности в отдыхе, обучении и развитии. При этом у родителей нет необходимости ограничивать детей в выборе контента, и они могут быть уверены в его безопасности. Ведь современные родители стремятся уйти от парадигмы гиперконтроля в воспитании и стараются наладить с детьми доверительные отношения, давая им больше свободы и самостоятельности», — объясняет Татьяна Умряева. Более того, технологии отлично вписываются в семейную рутину.

Сервисы — семьям

«Дети и подростки, даже старшеклассники, проводят много времени вместе с родителями: только 6% детей 9–17 лет, рисуя картину идеального выходного дня, не включили в нее родителей, — говорит директор по специальным исследованиям Mediascope Марина Пикулева. — Один из самых популярных вариантов семейного досуга — совместный просмотр видео дома: в нашем исследовании Kids&Teens его отметили 71% мам и 57% пап детей 4–17 лет. Видеопросмотр объединяет семьи не хуже совместной трапезы, неважно, идет речь о линейном телевидении или онлайн-кинотеатре».

Данные Кинопоиска подтверждают интерес: в период с декабря 2022 года по ноябрь 2023-го пользователи просмотрели больше 514 млн часов детского и семейного контента. Самыми популярными в 2023 году стали мультфильмы про хорошо знакомых героев: «Маша и Медведь в кино: скажите «Ой!» и «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы», а также анимационный сериал «Три кота». Большой интерес у подписчиков вызывают сериалы и фильмы о полюбившихся героях развивающих приложений. Так, сериал «Кубокот — в школу без забот» за последний год смотрели более 55 000 часов.

В кино семьи тоже ходят. Но, выбирая мероприятия в городе, родители с детьми чаще всего покупают билеты на спектакли и цирковые шоу, а в сезон — на новогодние елки, показывает статистика Яндекс Афиши.

Большой популярностью у подписчиков пользуются книги. Их можно и почитать, и послушать, разглядывая иллюстрации. В топе Букмейта в этом году не только классические сказки, но и современные бестселлеры: «Зверский детектив. Логово волка» Анны Старобинец и «Чебурашка. Официальная новеллизация» Анны Масловой.

Подписчики Яндекс Плюса за год послушали вместе с детьми 378 млн часов детских песен, колыбельных и подкастов на Яндекс Музыке. Среди хитов — сборник песен «Фиксипелки 2.0», «Барбарики» и «Песни из мультфильмов». С подкастом «Хрум или Сказочный детектив» люди провели 12,6 млн часов — это почти 1500 лет непрерывного прослушивания.

Сервисы родителям

Взрослые уже давно активно используют онлайн-возможности, облегчающие родительскую рутину. Яркий пример — e-com. Кстати, самым популярным детским товаром на Яндекс Маркете, по статистике за год, стал набор фломастеров, который в России можно купить только онлайн: МОЛА от IKEA приобрели 47 тысяч человек.

Одно из востребованных предложений — вызов такси с детским креслом или младенческой люлькой. За год детским тарифом Яндекс Go воспользовались 60% подписчиков Яндекс Плюса с опцией «Детям».

Для путешествий и планирования отпуска с детьми 84% российских родителей выбирают внутренний туризм (по данным Яндекс Путешествий). Топ-3 направлений — Сочи, Москва и Санкт-Петербург. Если же говорить про заграницу, чаще всего семьи выезжали в Турцию, Армению и ОАЭ.

Путешествия, развлечения, покупки, оздоровление — о какой сфере жизни ни шла бы речь, в каждой цифровые технологии уже стали большим подспорьем современным семьям. При этом доступность и качество цифрового контента и сервисов для детей и семей продолжают расти. Это значит, что практически каждый родитель может занять ребенка с пользой и заметно разнообразить семейный досуг благодаря онлайн-ресурсам.


Реклама
ООО «ЯНДЕКС МУЗЫКА»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости