К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Константин Рзаев, EcoPartners: «Гринвошинг ушел, ответственное потребление осталось»

Константин Рзаев, фото EcoPartners
Константин Рзаев, фото EcoPartners
Могут ли инвестиции компаний в устойчивое развитие в России быть подспорьем для оптимизации расходов? Как бизнес адаптирует ESG-повестку под текущие экономические и структурные вызовы? Об актуальных трендах в КСО-политиках российских компаний рассказал сооснователь производственно-консалтинговой группы компаний EcoPartners Константин Рзаев.

— В группе EcoPartners, помимо заводов по обращению с отходами, есть компания «ЭкоТехнологии», которая занимается аудитом и консалтингом компаний в части ESG. Сохранился ли интерес к зеленым инициативам у компаний? Изменились ли их запросы за последнее время? 

— Да, ситуация в сфере ESG претерпела существенные изменения за последнее время. Если раньше локомотивом подобных инициатив бизнеса и законодателями моды выступали международные компании, то сейчас часть из них покинула рынок, а большинство оставшихся следят скорее за тем, чтобы информация об их активностях не попала в публичное поле.

Важно понимать, что раньше активность западных компаний в ESG-сфере была частью их политики, в том числе PR- и GR-стратегий, важнейшей составляющей общения с региональным истеблишментом и локальными сообществами, особенно с учетом стремительно выросшей значимости зеленой повестки для местных администраций — здесь интересы всех совпадали. 

Теперь же вместе с существенным сокращением или обнулением PR-активностей в сфере устойчивого развития ушел и гринвошинг — остались только реальные проекты. У компаний, продолжающих вкладываться в ESG-повестку, она уже стала частью корпоративного ДНК, HR-бренда, инструментом вовлечения сотрудников и удержания потребителей. Причем сегодня российский бизнес здесь быстро наверстывает отставание от международного, в том числе и потому, что визионеры осознали все бенефиты от следования целям устойчивого развития на корпоративном уровне. 

Отметим также, что если последние два-три года экологическая составляющая была явно наиболее трендовой, то сейчас на передний план выходит социальная. Ажиотаж вокруг экологических инициатив сменился на реализацию продуманных, долгосрочных проектов, нужных сотрудникам и обществу, понятных потребителю.

— На HR-конференциях часто звучит, что тема устойчивого развития и импакт-инвестиций компании важна для сотрудников. 

— Человеческий капитал сейчас становится самым дефицитным из всех ресурсов, которые в России вообще нужны бизнесу. Прежде всего, проблема, конечно, в производственных и инженерных кадрах. Экологическая повестка — мощный инструмент, работающий на лояльность персонала, и российские компании это тоже поняли. Чем моложе сотрудники, тем важнее для них фактор ответственного поведения работодателя, особенно для зумеров (поколение рожденных с середины 1990-х до 2012 г. — Прим. ред.), это становится неотъемлемой частью HR-бренда. Второе — осталась борьба за потребителя, который за последние годы заметно «раскачался» в хорошем смысле слова с точки зрения голосования рублем за экологию, за социально-ответственные бренды. 

— А тут есть экономический эффект? 

— Начиная с 2015 года к нам приходило все больше компаний с вопросом: «Мы хотим раздельный сбор, мы слышали, что это модно, а сколько мы на этом заработаем?» Мы отвечаем, что для начала придется даже потратиться — на инфраструктуру, плакаты, баки, раздельный вывоз, тренинги и новые инструкции уборки и т. д., но уже с первого дня это вовлечет сотрудников и даст положительный эффект в части внутренних коммуникаций. Также в России идет трансформация, тарифы на вывоз мусора будут увеличиваться, постепенно, может, и получится экономить. Но многие после этого отказывались от идеи РСО, так как даже небольшие затраты были стоп-фактором. 

Сегодня же бизнесы научились пересчитывать нематериальный эффект в денежный. Напрямую это сложно конвертировать, но возьмем пример: сколько людей не покинуло компанию, потому что осознало, что ее владельцы — миссионеры, а ее стратегия учитывает аспекты устойчивости и ответственности, реализует благотворительные и экосоциальные проекты. Теперь умножим количество удержанных сотрудников на несколько месячных зарплат, которые выплачиваются кадровому агентству за поиск нового специалиста. Очень условно: в компании работает тысяча человек, ротация составила 100 человек, а могла бы составить 110 — получаем цифру в 30 месячных окладов как экономию для бизнеса, который уделяет внимание ESG.

— Кажется, что в сложные времена компании должны больше думать об эффективности, и тут принципы экономики замкнутого цикла на руку. Можете привести примеры, как внедрение зеленых принципов помогает компаниям экономить? 

— Простейший пример: переход на перерабатываемую упаковку. После принятия новой концепции РОП в августе 2023 года производителям, которые выпускают товар в сложной (трудно перерабатываемой) упаковке, придется платить в разы больший экосбор, чем тем, чья упаковка легко собирается и рециклится. А те, кто научится применять вторичное сырье в своей упаковке, наоборот, будут здесь экономить. Плюс при грамотном позиционировании об этом еще и узнают потребители, что улучшит продажи.

Примеры предметов из вторсырья в образовательном пространстве завода Total Cycle в Твери, фото EcoPartners

Например, это классическая картонная упаковка, в производстве которой почти всегда используется до 80% вторсырья (использованного картона), или ПЭТ-бутылка. Ряд брендов уже достиг 100% вторичного пластика в новой упаковке. Противоположный пример — многослойная гибкая упаковка для снеков или кошачьих кормов, материалы которой обусловлены необходимыми барьерными свойствами для сохранения содержимого, прежде всего фольгой или полиэстеровой пленкой. Так вот, за последние годы уже не один производитель сумел после нескольких лет упорных экспериментов в коллаборации с не менее ответственным поставщиком упаковки перейти на использование, к примеру, многослойной полипропиленовой структуры, которая далее может быть успешно переработана. Да, иногда это приводит к некоторому удорожанию упаковки, но обычно это небольшая доля в общей себестоимости продукта, а реагирующие на экологическую повестку потребители обеспечивают и рост продаж, и уважение к бренду. 

— Можете привести другие примеры вашего сотрудничества с компаниями, когда внедрение экоинициатив помогает им оптимизировать бизнес-процессы или экономить? 

— Один из ярких примеров — «ВкусВилл». В сотрудничестве с нами ретейлер установил сеть фандоматов (аппаратов по приему вторсырья) в различных городах России, а также ведет сбор вторсырья в своих магазинах, которое мы впоследствии принимаем на переработку. В компании отмечают, что ежемесячно более 70 000 покупателей пользуются экопроектами впервые. Большинство покупателей из сегмента «экологичный» являются амбассадорами бренда, при этом стоимость привлечения таких покупателей в программу лояльности ниже. Экопроекты внутри магазинов увеличивают частоту похода в магазин, так как пользователям удобно сдать бутылки, крышечки и другую упаковку, получить бонусы за отказ от пакетов и др. Плюс некоторые экопроекты дают сотрудникам розницы и курьерам дополнительный заработок за небольшие, но важные усилия — например, курьеры получают доплаты за вывоз вторсырья от заказчиков. 

Также в сентябре мы приняли участие в открытии экотропы из переработанных упаковок от сыра Viola в Ленинградской области. Маршрут был разработан компанией Viola в сотрудничестве с дирекцией ООПТ Ленинградской области и стал частью проекта «Тропа 47», инициированного губернатором региона. Инфраструктура для тропы спроектирована и изготовлена нашей компанией «ЭкоТехнологии». Помимо новой точки притяжения — красивейшая природа с удобной зоной для прогулок с лавочками и качелями из переработанного пластика, — Viola реализовала коммуникационную стратегию, затраты на которую оказались оценочно в семь раз ниже, чем на аналогичную по охвату digital рекламную коммуникацию. 

— Меняется ли мировоззрение бизнеса и какие барьеры тут существуют? Как EcoPartners и ваша общественная деятельность способствуют смене парадигмы?

— Как уже отмечено, число граждан и организаций, вставших на рельсы ответственного бизнеса, растет ежедневно. Сложнее становится заигрывать с потребителем через экоповестку — сейчас уже многие могут опознать, к примеру, в пивной бутылке из крафт-картона гринвошинг, так как переработать такую бутылку невозможно в отличие от ПЭТ или стеклянной. 

Недавно мы открыли новый завод TotalCycle по переработке отходов пластиковой упаковки в Твери, где, помимо крупнейшего производства, разместили обширные экопространства: музей упаковки и рециклинга, экомастерские, где из отходов посетители могут сами сделать брелоки, подставки для смартфона, сувениры, удобный лекторий для проведения просветительских и обучающих программ по тематике циклической экономики для широкой аудитории и т. д.

Образовательное пространство на заводе TotalCycle в Твери

На открытии завода и экосоциального арт-пространства присутствовал почти весь истеблишмент региона. Увидев наш подход к организации производства, несколько руководителей не просто предложили официальную помощь в решении локальных вопросов, но и уже оказали ее. Мы неоднократно слышали отклик, что такие предприятия, как наше, — пример того, каким ответственным должен быть бизнес в регионе, поэтому они должны работать и развиваться.  

Вложения в ESG в средне- и долгосрочном  периоде дадут компаниям большую долю рынка, помогут с удержанием и привлечением новых сотрудников, обеспечат уважение со стороны государственных органов и устойчивое положение в местном сообществе. Когда тебе нужно расширить земельный участок, увеличить энергомощности и т. п., надо идти в местный истеблишмент, а если ты не заботишься о ESG-факторах, тебя гораздо меньше рады видеть в кабинетах. 

— Расскажите о планах по развитию EcoPartners на ближайшие год-два? 

— Мы сформировали свою экспертизу в отрасли сбора, сортировки, переработки и дальнейшего использования вторичных ресурсов, включая экопросвещение. Дальше мы смотрим на новые ниши, и это, в частности, органические отходы. Переработка органики, составляющей до 40% от всех ТКО, представляет, как обычно, и огромную проблему, и море возможностей. И наше новое направление — Экорганикс — как раз посвящено технологии ускоренного компостирования и получению органических удобрений. Мы можем использовать бытовые пищевые отходы, но в первую очередь нацелены на отходы крупного рогатого скота — навоз. Наша технология решает сразу несколько проблем: во-первых, помогает утилизировать излишки навоза; во-вторых, агрохозяйства таким образом сокращают свои бюджеты на закупку минеральных удобрений, так как часть удобрений они получат из навоза; в-третьих, использование органических удобрений добавляет устойчивости вертикальным агрохолдингам, у которых не только фермы и свои магазины (и даже рестораны), но и поля — вместо истощающих почву минеральных удобрений они используют органику, сохраняющую все полезные свойства земель. Пилотное производство в Индии мы открыли в 2022 году, а в начале 2025-го будет запущен первый масштабный завод в Европейской части России. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+