Природа, культура и фейерверки: что привлекает туристов в эмирате Рас-эль-Хайма

— ОАЭ сейчас одно из самых популярных туристических направлений для России. Чем это можно объяснить?
— Для российских туристов всегда была в приоритете безопасность, а ОАЭ — одно из лучших туристических направлений с точки зрения комфорта и надежности. Еще один важный фактор для россиян — отсутствие языкового барьера. Если говорить о Рас-эль-Хайме, здесь в каждом отеле и ресторане работают русскоговорящие сотрудники. В последние годы к ключевым запросам туристов из России прибавилась возможность использования привычных банковских карт — ее предоставляет большинство наших отелей. Если суммировать вышеперечисленное, мы видим, что основные пожелания путешественников из России и возможности Эмиратов идеально совпадают.
— В декабре 2024 года авиакомпания Air Arabia запустила прямые авиарейсы из Москвы в Рас-эль-Хайму. С чем это связано?
— Прямое сообщение между Россией и Рас-эль-Хаймой существовало еще несколько лет назад — до недавнего времени авиакомпании «Россия» и «Уральские авиалинии» в совокупности выполняли девять рейсов в неделю. В 2022 году им пришлось сократить количество рейсов, и сейчас регулярное авиасообщение между странами поддерживается и с нашей стороны благодаря трем еженедельным рейсам Air Arabia. В будущем мы планируем увеличивать их количество, а также охватить ряд российских городов, с которыми у нас пока нет прямого сообщения. Рас-эль-Хайма активно развивается, за последние годы у нас выросло число объектов недвижимости, а значит, увеличились возможности для размещения российских туристов.
Россияне чувствуют себя здесь комфортно и любят приезжать к нам зимой. В свою очередь, мы также рассматриваем вашу страну как один из основных рынков развития: наши национальные перевозчики — Etihad, Emirates, Fly Dubai или Air Arabia — покрывают все крупнейшие города России.
— Как менялась динамика посещений Рас-эль-Хаймы за последние несколько лет? Какой процент ваших доходов связан с российским туризмом?
— 2024 год стал для нас рекордным с точки зрения роста туристического потока: в Рас-эль-Хайме побывало более 1 283 000 гостей, что привело к увеличению доходов направления на 12%. Соответственно это сказалось и на ВВП эмирата — он также вырос на 12%.
Доля доходов от российского туризма составляет примерно 30% от туристических доходов Рас-эль-Хаймы в целом. Это самый высокий показатель за последние четыре года.
— Какие категории туристов в первую очередь привлекает Рас-эль-Хайма?
— Чаще всего отдых в этом эмирате выбирают семьи с детьми, здесь для них есть все условия: детские клубы, просторные номера, аниматоры. Рас-эль-Хайму часто посещают и пары, планирующие романтический отдых или медовый месяц. Иногда приезжают одиночные туристы — исследовать страну или посетить конкретное мероприятие. Получается такой неоднородный микс из разных групп путешественников.
— Меняются ли туристические предпочтения ваших гостей по мере активного развития Рас-эль-Хаймы?
— Откровенно говоря, за последние пять лет практически ничего не изменилось: средняя продолжительность пребывания и предпочтения гостей остались прежними. Но мы ждем серьезных перемен в ближайшие пять-десять лет, когда на положение дел в индустрии начнет влиять новое поколение туристов, в том числе из России. Сегодня средний путешественник проводит в одном отеле по семь-десять ночей. Но у представителей следующего поколения другие привычки и предпочтения: их привлекает постоянная смена локаций. Всего за несколько дней они успевают посетить пляж, прогуляться по пустыне и отправиться на отдых в горы. Им нужно «все и сразу», и для нас важно предоставить им такую возможность. Я не удивлюсь, если в ближайшие годы российские туристы начнут совмещать посещение сразу нескольких эмиратов: Рас-эль-Хаймы, Дубая и Абу-Даби, тем более у каждого из них своя специфика.
— Какие направления туризма представлены сегодня в Рас-эль-Хайме?
— До 2018 года Рас-эль-Хайма воспринимался исключительно как место для пляжного отдыха. С тех пор мы заметно расширили наши предложения, в частности, в области делового туризма: стали организовывать большое количество встреч, конференций и мероприятий, которые привлекают бизнесменов из разных стран, в том числе из России.
В 2024 году количество туристов в сегменте MICE* увеличилось на 15%. Этого удалось достичь благодаря инвестициям в конференц-залы и тесному сотрудничеству с отелями, которые регулярно улучшают предложения для бизнес-туристов
Что касается сегмента спортивного туризма, здесь одно из главных событий — невероятно красивый пеший маршрут Highlander Adventure* , который пролегает через самую высокую гору ОАЭ — Джебель Джейс: гости могут любоваться звездным небом, уникальными пейзажами и нетипичной для европейцев природой. Помимо этого, мы активно развиваем триатлон, гонки с препятствиями, а также досуговые мероприятия. В феврале у нас проходит ежегодный полумарафон, затем — семейные забеги на дистанциях два и десять километров. А Новый год мы встретили потрясающим фейерверком, который посетило более 100 000 зрителей, и это без учета туристов, которые следили за шоу дронов и пиротехническим представлением из номеров в отелях. С этим мероприятием мы установили два рекорда Гиннесса!
— Хотелось бы узнать подробности о культурном туризме и принятой недавно программе Culture & Heritage Vision* 2030. Как ее реализация может повлиять на привлекательность эмирата?
— Отмечу, что россияне очень любят историю, многие стремятся расширить знания об арабской культуре, и здесь наши интересы совпадают. Мы гордимся своим наследием и всегда готовы знакомить с ним туристов, делая наши достопримечательности более доступными. Так, в эмирате Рас-эль-Хайма находятся четыре культурных объекта, включенных в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что касается программы Culture & Heritage Vision 2030, в ее рамках мы отобрали 20 из 86 культурных объектов Рас-эль-Хаймы, интегрировав их в наши туристические предложения. Параллельно мы ведем работу над восстановлением, улучшением и развитием достопримечательностей, в том числе чтобы повысить их привлекательность для туристов.
— Рас-эль-Хайма активно поддерживает инициативы по поддержке экотуризма. Как вы развиваете это направление?
— Сегодня Рас-эль-Хайма привлекает внимание в регионе благодаря своим усилиям в сфере устойчивого развития и экотуризма. Вместе с консультантами из Австралии — компанией EarthCheck — Департамент по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма разработал программу по сохранению окружающей среды и природы в эмирате, включающую сертификацию объектов и партнёров, и следует ей уже два года. Также благодаря поддержке экотуризма нам удалось первыми в регионе получить серебряный сертификат EarthCheck. Мы работаем с экологической повесткой и на локальном уровне — например, оказываем поддержку отелям, которые придерживаются практики устойчивого развития.
— Активно развиваясь, Рас-эль-Хайма привлекает крупные инвестиции в строительство новых курортных и развлекательных объектов. Какие наиболее значимые из них появятся здесь в ближайшее время?
— Цель эмирата — обеспечить 3,5 миллиона туристов ежегодно к 2030 году. Число номеров для размещения туристов мы планируем увеличить на 6000 за тот же период. Значит, нам нужно еще больше отелей, достопримечательностей и инвестиций в туристическую инфраструктуру.
Только в прошлом году у нас открылось два новых объекта: курорт Anantara с надводными виллами и ориентированный на пляжный отдых Sofitel. На 2025 год у нас запланировано открытие еще четырех объектов в совершенно разных локациях: на пляже, в горах и на острове.
В Рас-эль-Хайму приходят международные туристические бренды: Nikki Beach, Nobu, W Hotels, Wynn Resorts — такое сотрудничество создает разнообразие для гостей эмирата и способствует улучшению его имиджа. Что касается туристических потоков, Россия — одно из важнейших для нас направлений, но мы активно привлекаем и туристов из Казахстана, Узбекистана, Беларуси, других стран, в том числе западноевропейских. В прошлом году мы вышли на китайский рынок, что также способствует нашему росту. Иными словами, наша основная цель — сделать отдых в Рас-эль-Хайме привлекательным для туристов из самых разных стран и с разными предпочтениями.
*Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions — область индустрии делового туризма (англ.).
*Highlander Adventure — горное приключение (англ.).
*Culture & Heritage Vision — Инициатива по сохранению культурного наследия (англ.).
