Андрей Чернышков, EXEED и EXLANTIX: «Во всем мире пересаживаются на гибридные авто»

— Свою карьеру вы начинали в банковском бизнесе. А как пришли в автоиндустрию?
— Сразу после окончания Экономического университета имени Плеханова по специальности «финансы и управление» начинал с позиции операциониста и постепенно двигался к развитию региональной банковской сети. Несколько лет занимался развитием розничных продаж и в какой-то момент решил, что нужно попробовать что-то новое. Разместил резюме, и вскоре меня пригласили на позицию регионального менеджера по финансовым продуктам дочерней компании крупного автоконцерна. Тогда запускалась одна из первых в России программа по финансированию продажи автомобилей определенных брендов в кредит. Для меня это был крайне интересный опыт. С тех пор я работал уже только в автомобильной отрасли.
— Последние три года — за рубежом, на Тайване. Что самое главное вынесли из этого периода?
— Когда живешь в России, есть определенное понимание того, как функционирует бизнес в России, но даже если работаешь в международной компании, все равно не до конца понимаешь, как подобный бизнес функционирует на других рынках.
Было очень интересно посмотреть, как работает тайваньский рынок, соответствуют ли те вещи, которые мы делаем в России, мировым тенденциям, отстаем мы или нет. Из этого опыта я вынес, что наш российский рынок, оказывается, очень развит, на нем есть достаточно большое количество процессов, которые, на мой взгляд, лучше устроены.
Полученный опыт дал мне новый взгляд на ситуацию, поскольку Тайвань — это рынок победивших электромобилей: страна занимает очень маленькую территорию, но при этом густонаселенная и с высоким уровнем жизни. По размеру Тайвань с Ярославскую область, а население составляет 22 млн человек. Ровно поэтому продажи люксовых и премиальных автомобилей по большому счету там сопоставимы с российским рынком. Кроме того, было интересно посмотреть на рынок, на котором переход к электромобилям успешно реализован: по всему острову установлено большое количество зарядных станций. Какие-то подходы вполне можно использовать в России.
— Вы утверждаете, что у России есть некие технологические преимущества. Например, какие?
— Если не погружаться в тему автомобилей, то, например, в банковском бизнесе мы далеко впереди. То, что я увидел с точки зрения доставки продуктов или того, как работает мобильный банкинг, — мы на голову выше и Тайваня, и Европы.
Если брать примеры из автомобильного бизнеса, я бы сказал, что скорость реакции в российском автомобильном бизнесе на порядок выше, чем на других мировых рынках.
Главным образом за счет очень высокой конкурентной среды. Если недостаточно оперативно реагировать в России, есть риск потери доли рынка.
— В России в целом и в Москве в особенности люди очень много работают, и часто баланс гармонии рабочих и личных дел смещается в сторону работы. А как на Тайване?
— Тайваньцы тоже трудоголики, но точно не настолько, как россияне. То время, которое тратим на работу мы, на мой взгляд, все равно на 20–30% больше, чем на Тайване. Да, там принято задерживаться и работать внеурочно, но не настолько много и часто, как это происходит в России.
— А до того, как вы уехали работать за рубеж, удавалось соблюдать баланс между работой и частной жизнью? Сместился ли он в период работы на Тайване?
— В этом смысле я и там остался россиянином. Как говорится, не надо путать туризм с эмиграцией. Наверное, это тоже про меня. Для людей, которые давно живут в России, очень тяжело переехать за границу. Я не стал исключением: примерно через полгода стал включать в машине российскую музыку, скучать по снегу, по которому раньше никогда не скучал… Как-то все интересно развивалось.
А по поводу баланса, конечно, удается его держать, ведь это необходимое условие для полноценной жизни. Если постоянно сидеть и только работать, рано или поздно перегоришь. Поэтому занимаюсь плаванием, ездой на велосипеде, такие активности помогают разгрузить мозг. Еще есть и дети, и хотя они, конечно, не всегда помогают разгрузке, но тем не менее тоже отвлекают от рабочих мыслей.
Баланс необходимо держать. Это не просто рекомендация, это обязательное требование к себе самому — для тех, кто работает
— На Тайване реально передвигаться на велосипеде как на личном транспорте или это возможно лишь в формате хобби?
— На самом деле там много людей передвигаются по городу на велосипедах. Например, в Тайбэй с его 3 млн жителей реализована достаточно комфортная среда для велосипедов: отдельные дорожки, все комфортно и качественно сделано. Есть хорошая государственная система, как в Москве, когда ты можешь в аренду взять велосипед. Несколько раз я ездил на работу и на метро, и на велосипеде, и на машине. Даже пешком прошелся, словом, попробовал все. Да и погода располагает: зимой температура держится на уровне плюс17–18 градусов.
«Важно учиться считать на несколько шагов вперед»
— Как изменился российский рынок за эти три года, что вы работали на Тайване? Могли бы выделить пять ключевых отличий?
— Самый существенный момент — движение в сторону электромобилей и гибридов, что характерно и для бренда EXEED. Со стороны китайских коллег происходит и увеличение сроков гарантий — до 5–7 лет, как у EXEED — 200 000 километров или 7 лет гарантии. Растет популярность каршеринга, по уровню его развития Москва занимает одно из первых мест в мире. Набор премиальных опций, который раньше был только в премиум-сегменте, стал доступен и в массовом. Например, функция массажа, встроенная в кресла, уже не является чем-то необычным.
— По поводу автомобильного рынка есть два противоположных мнения. Одни считают, что в силу его уникальности работать на нем может только тот, кто там уже много лет. Другие полагают, что принципы продаж одинаковы везде и неважно, какой продукт продаешь. Какая точка зрения близка лично вам?
— Весь мой многолетний опыт работы и в российских, и в западных, и в восточных компаниях показал, что как бы грамотно ни были бы выстроены процессы внутри компании, все равно бизнес делают люди. Честно говоря, я считаю, что в этом рынке по большому счету нет уникальности, но, конечно, есть свои особенности. Если человек адекватен, грамотен и понимает, как все работает, ему просто понадобится дополнительное время, чтобы вникнуть в нюансы конкретного бизнеса. Знаю немало примеров, когда люди добивались больших успехов, хотя приходили из других бизнесов.
—Чему российские специалисты, с вашей точки зрения, могли бы поучиться у зарубежных коллег?
— Вообще если взять мировой рынок, то, наверное, нам не всегда хватает видения на два-три шага вперед. Это обусловлено тем, что ввиду непростой экономической ситуации и часто меняющейся внешней среды, в России сложно строить прогнозы. Возможно, при стабилизации ситуации эта особенность уйдет. Но способности просчитывать на несколько шагов вперед нам стоит научиться.
«Ощущение от бренда, вождения, тактильные ощущения — это и есть премиум»
— Какие задачи поставило пред вами руководство на 2025 год? А на несколько лет вперед?
— Важно помнить, что EXEED и EXLANTIX — это премиальные бренды, поэтому моя основная задача — сохранение премиального позиционирования и непрерывный поиск покупателя, который остался бы доволен машиной. Это и есть основная цель, которой мы добиваемся.
— К слову, о премиальности. В силу того, что в последние годы отечественный рынок динамично менялся, китайские бренды очень быстро прошли путь от массмаркета до полноценного премиума. Но приняли ли новое позиционирование китайских брендов сами потребители?
— Хороший вопрос. На самом деле, думаю, уже вполне приняли. Дизайн машин китайских премиальных брендов и их технологическое наполнение очень достойные. Китайские коллеги продолжают двигаться в этом направлении. Постепенно появляется огромное количество онлайн-сервисов и приложений, разработанных для наших автомобилей, — это тоже их премиальная «фишка». Нужно учитывать и проекты, которые мы реализуем совместно с партнерами, они также придают нашим авто в глазах клиентов определенную премиальность.
— И все-таки что такое премиум для российского потребителя? Что, кроме самого авто, должно быть, чтобы бренд воспринимался как премиальный?
— Это комплекс всего: ощущение от бренда, от вождения, тактильные ощущения. Люди должны понимать, за что платят деньги. Когда это понимание приходит и рождается удовольствие от владения продуктом, это и есть признаки его премиальности.
— В последние два года российский рынок очень бурно рос, достигнув уровня, на котором находился до пандемии. Это эффект отложенного спроса и низкой базы или все-таки в перспективе рынок закрепится на текущих уровнях?
— Наверное, это сочетание всех факторов, включая и отложенный спрос, и текущую повестку, и то, что рынок кардинально поменялся. Ушли многие европейские компании, пришли китайские бренды, есть определенные сложности в экономике в виде ключевой ставки ЦБ, которая тоже не слишком помогает покупать автомобиль в текущей ситуации. Тем не менее я думаю, что рынок будет пытаться удержаться на текущих уровнях, а дальше, с улучшением климата, мы ожидаем рост.
— Россияне пересаживаются на электромобили потому, что у них нет выбора (премиальные китайские бренды — это очень часто электромобили и гибриды), или действительно спрос на такие машины появляется естественным образом?
— Это общемировой тренд — везде это происходит. Пример из моего личного опыта: мой папа, которому за 60 лет, всегда ездил на больших бензиновых внедорожниках и всегда скептически относился к «электричкам» и гибридным автомобилям. Но часто скептическое отношение к электромобилям и гибридам сохраняется лишь до первого личного опыта их использования. Когда он попробовал один из гибридов и понял, какое это дает преимущество с точки зрения динамики, увеличения запаса хода, его мнение начало меняться. Его следующий этап — перейти на полностью цифровой, бескнопочный интерфейс. Это то, над чем мы с ним сейчас работаем. Думаю, он и к этому придет.
«Электрификация автомобилей — долгосрочный тренд»
— Кто в России покупает электромобили, как вы видите потенциального покупателя EXLANTIX?
— Под брендом EXLANTIX будут представлены не только электромобили, но и гибридные модели. Это премиальный бренд с соответствующими материалами и сервисом. Наши потенциальные клиенты — это люди, которые имеют опыт вождения автомобилей премиум-сегмента.
Мы уже заканчиваем подготовительный этап к запуску бренда в России, и думаю, что начнем продажи ориентировочно во втором квартале.
Что касается электромобилей, то это история для крупных городов, там, где уже есть зарядная инфраструктура или возможность установить зарядную станцию.
— Можно ли сейчас спрогнозировать, каким будет российский рынок через пять лет?
— Знаете, давать сейчас прогнозы — это скорее привилегия, чем реальность, поэтому я бы, конечно, так далеко не заглядывал. В любом случае понятно, что для клиента всегда будут важны соотношение цены и качества автомобиля, уровень сервиса, доступность запчастей, наличие каких-то привилегий для владельца. Я думаю, что все это концептуально не поменяется.
— Но можно ли говорить о каких-то долгосрочных трендах: электрификация, рост популярности кроссоверов?
— Электрификация будет точно продолжаться в том или ином варианте, потому что технологии не стоят на месте. Технологическая начинка аккумуляторов развивается семимильными шагами, и я думаю, что уже скоро запас хода у электромобилей будет больше, чем у машин с двигателем внутреннего сгорания. Развитие будет идти в этом направлении, хотя еще есть много технологических вопросов, которые необходимо решить.
