Время науки: эксперт Яна Юцковская и компания «ИНГАЛ» о будущем рынка красоты

— Какие тренды вы наблюдаете на рынке косметологии? А какие, напротив, теряют актуальность?
— Яна Юцковская: Один из глобальных трендов — стремительный рост доли взрослых и пожилых людей в России и в мире в целом. По данным исследования Nielsen, к 2030 году доля населения старше трудоспособного возраста будет составлять 30%, что с большой вероятностью увеличит спрос на услуги косметологии. И здесь стоит учесть, что будущие представители «серебряного возраста» сформированы не только советским временем: они погружены в эру цифрового контента и следят за всеми прогрессивными тенденциями. Например, они уже не стремятся догнать свой возраст: термин «anti-age»1 давно устарел и не применяется более десяти лет. Настоящее и будущее эстетической медицины — «pro-age»2, генерация и профилактика старения. Это методы и технологии, позволяющие учитывать все этапы старения, притормаживая их и контролируя, в России в этой сфере проделана большая научная работа. Набирает популярность и направление генетического контроля, генетической диагностики процесса старения.
— Как эти глобальные тренды отражаются на вашей работе с клиентами? С чем к вам приходят сегодня?
— Яна Юцковская: Основная аудитория нашей клиники (это примерно 71%) — женщины 40–60 лет с доходом выше среднего: топ-менеджеры, владелицы собственного бизнеса, госслужащие. Их самые частые запросы — поддержание моложавого вида без пластики и индивидуально подобранные программы. Они готовы инвестировать в долгосрочный результат, экспертность, безопасность и научный подход. В то же время все должно быть очень естественно и физиологично: гипертрофированные объемы уходят в прошлое. И с учетом своей высокой социальной активности эта категория клиентов очень ценит процедуры с минимальным периодом реабилитации.
Около 23% нашей аудитории — девушки и женщины до 39 лет, которых интересует превентивная медицина и ранняя профилактика старения, но с акцентом на научный подход, а не модные веяния. И где-то 6% посетительниц — профессиональные косметологи, пожалуй, самые взыскательные клиенты, которые доверяют себя только известным в сообществе клиникам и специалистам.
— Как тренды формируют технологии? На чем вы сегодня преимущественно специализируетесь?
— Елена Добросердова: Наш продуктовый портфель представлен преимущественно препаратами на основе гиалуроновой кислоты. Еще одно трендовое и важное для нас направление в плане разработок и производства — препараты полимолочной кислоты для лица и тела: мощные стимуляторы выработки клетками собственного коллагена. То есть наша специализация — коллагеностимуляция полимолочной кислотой, которая становится базовой методикой профилактики возрастных изменений соединительной ткани наряду с биоревитализацией. В настоящее время совместно с нашими коллегами мы исследуем сочетанный протокол Smart-Repart. В его основе два продукта — полимолочная кислота и эндопротектор гиалуроновой кислоты, которые, как предполагается, могут эффективно взаимодействовать и взаимно дополнять друг друга.
Все хотят жить долго и, желательно, как можно дольше оставаться молодыми. В тренде здоровье, социальная и физическая активность, красота. Мы хотим продвигать идею, что косметология — это менеджмент качества жизни
Производство красоты: цена имеет значение
— Как бы вы охарактеризовали ситуацию в современной инъекционной косметологии?
— Елена Добросердова: Это, наверное, одно из самых молодых направлений бизнеса. Она появилась у нас в конце нулевых и развивается семимильными шагами. Сегодня объем инъекционной косметологии в России превышает 30 млрд продаж в год. В денежном выражении этот рынок еще в 2023 году преодолел планку в 100 млрд рублей и продолжает расти в соответствии с общемировым трендом. Эксперты прогнозируют, что к 2030 году рост глобального рынка в этом сегменте составит 187%.
— С чем связаны такие высокие показатели?
— Елена Добросердова: Прежде всего с тем, что инъекционная косметология стала более доступной. В начале, когда это направление было не столь популярным и недоступным для широких масс, к инъекциям прибегали в основном женщины среднего возраста от 35 до 50 лет. Сейчас целевая аудитория и возрастной охват заметно расширились как в сторону более молодой, так и более зрелой группы. Молодые люди начинают интересоваться инъекционной косметологией уже с двадцати лет, и эти услуги остаются востребованными как минимум до семидесяти лет. Почему? Это возможность (как для мужчин, так и для женщин) не просто «стареть красиво», а долго оставаться молодым.
— Какие изменения произошли в инъекционной косметологии в последние годы? Как они повлияли на рынок?
— Елена Добросердова: Санкции, введенные западными (и не только) компаниями, остро поставили вопрос об импортозамещении. Мы должны были принять этот вызов, начав создавать локальные производства. В 2022 году доля российских препаратов не превышала 2%. А больше 90% рынка занимали европейские производители. Но теперь, благодаря программе господдержки, в России появилось достаточное количество предприятий, построенных с учетом всех трендов и тенденций последних лет и соответствующих стандартам GMP. Хотя препараты, использующиеся в косметологии, в целом не требуют такого же строго подхода к производству, как лекарства, мы ратуем за то, чтобы инъекционная косметика все-таки производилась на базе фармакологических предприятий. Это обеспечивает более серьезный контроль за качеством и безопасностью сырья и уже готовой продукции. Внедрение таких стандартов — мера скорее желательная, но необязательная, поскольку требует ряд дополнительных затрат при проектировании и организации всех процессов. А к этому, конечно, готовы не все. «ИНГАЛ» сегодня один из немногих в России, кто выпускает медицинские изделия и косметологические средства в полном соответствии с подходами, принятыми для производства лекарственных средств.
По итогам 2024 года доля отечественной продукции на рынке эстетической медицины составила 30,6%. Объем производства в данном сегменте увеличился на 21,7% в стоимостном выражении и на 7,3% в натуральном. Всего в РФ зарегистрировано более 2500 препаратов для эстетической медицины. Более 800 регистрационных удостоверений принадлежат российским организациям
— Яна Юцковская: Три года назад мы действительно столкнулись с достаточно сложной ситуацией, поскольку в инъекционной косметологии на 80% и даже на 90% использовались зарубежные препараты. Однако рынок быстро перестроился, и на сегодняшний день мы, как потребители, не испытываем никакого дефицита. Более того, производители приходят к нам с вопросами, какая дополнительная продукция необходима нашим клиентам, на что есть спрос.
— Можем ли мы говорить о том, что российские препараты дешевле иностранных аналогов?
— Яна Юцковская: Дело в том, что сырье в косметологии в принципе очень дорогое — это основа качества, безопасности и эффективности готового препарата. Продукт по цене сильно ниже рынка меня как специалиста даже пугает. Но если говорить о стратегии рынка в целом, конечно, хотелось бы, чтобы отечественные препараты становились доступнее.
— Есть ли у российских производителей какие-то преимущества?
— Елена Добросердова: Безусловное преимущество российских производств — короткие логистические цепочки, что очень важно для косметических продуктов. В частности, гиалуроновая кислота очень чувствительна к температурным перепадам. Когда продукт несколько месяцев переправляется по морю, неизвестно, сколько раз он нагревался и охлаждался. Наша производственная площадка находится в Московской области, поэтому мы можем говорить о безопасности цепи поставок и высоком качестве продукции.
То есть у нас полная прозрачность и контроль всех ступеней производственного цикла: от выбора поставщиков до организации перевозки и хранения продукции.
Наши главные приоритеты — безопасность, эффективность и качество. Конечно, всегда есть соблазн сделать что-то новое, замешать какой-то «коктейль» для получения быстрого видимого результата, но мы прежде всего выступаем за безопасность
— С другой стороны, многие сейчас заговорили о возможном возвращении на рынок ушедших западных компаний. Как это могло бы повлиять на российских производителей и в целом на рынок инъекционной косметологии?
— Яна Юцковская: В том, что могут вернуться зарубежные бренды, я вижу плюсы. Во-первых, на рынке должна быть конкуренция. Во-вторых, у клиентов и косметологов должен быть выбор. Но в то же время мы уже не относимся к отсутствию западных партнеров как к катастрофе. Ну нет у нас сейчас ботокса, зато есть два собственных токсина.
— Елена Добросердова: Я думаю, в ближайшее время проблема с поставками импортных препаратов в Россию все-таки будет решена и крупные бренды скорее всего захотят вернуться: у нас слишком привлекательный рынок. Что касается наших производств, мы уже наработали клиентскую базу и показали рынку, что имеем право быть его равноправными участниками.
При разработке собственных препаратов мы проанализировали и учли все недоработки конкурентов. И теперь готовы не только спокойно им противостоять, но и развиваться вместе с ними. В интересах потребителя мир должен оставаться открытым, не нужно прятаться за новым железным занавесом.
— Насколько остро стоит проблема серого импорта и как планируется ее решать?
— Елена Добросердова: Серых поставок, к сожалению, не удается избежать ни одному сегменту рынка, демонстрирующему рост. Всегда найдутся нечистые на руку предприниматели, желающие заработать «легкие деньги». Вместе с ростом популярности инъекционной косметологии растут также объемы серого импорта и ввоза незарегистрированных изделий из зарубежных стран. Поэтому российские компании поддерживают инициативу Минпромторга и Росздравнадзора по маркировке изделий, предназначенных для эстетической медицины. Этот механизм позволит повысить прозрачность рынка и сделать индустрию красоты более безопасной.
Красота вне пола и возраста
— Как за последние годы изменилась аудитория косметологов?
— Яна Юцковская: В среднем число клиентов нашей клиники каждый год увеличивается в среднем на 18%. Примерно на 20% выросло количество молодых посетителей: многие стали понимать, что лучшее время, чтобы начать посещать косметолога, — примерно двадцать пять лет, когда еще можно держать под контролем многие процессы и вовремя корректировать нежелательные изменения. Запрос на процедуры по профилактике старения за прошлый год вырос на 15%. Второе, что очень важно, — увеличилось число клиентов-мужчин, которые приходят к пониманию, что внешний вид, состояние волос и кожи должны соответствовать статусу и этим нужно серьезно заниматься. Если в 2022 году мужчин в наших клиниках было 7–8% от общего числа посетителей, то сейчас их доля выросла до 14%3.
80% всех посетителей наших клиник возвращаются для проведения повторных процедур. Что касается основного ядра, это примерно 65%, они проводят регулярные процедуры в среднем три-четыре раза в год
— Чем клиенты-мужчины отличаются от женщин?
— Яна Юцковская: Они очень требовательные и всегда хотят знать, из чего состоит препарат, который им предлагают. Приходится рассказывать и о структуре, и о том, как и где он производится.
— Елена Добросердова: Добавлю, что мужчины боятся боли и хотят, чтобы процедуры были безболезненными, а их последствия оставались незаметными для окружающих.
— Каким вы видите будущее рынка косметологии?
— Яна Юцковская: Будущее косметологии я вижу в расширении ее доступности, чтобы воспользоваться ее методами и достижениями мог каждый желающий. Поэтому чем более разнообразной будет представленная на рынке продукция, тем лучше. Сегодня средний чек в эстетической медицине — от 7000 до 20 000 рублей, тогда как десять лет назад суммы были в два-три раза выше. При этом спектр возможностей стал значительно шире: если раньше одну проблему можно было решить двумя вариантами, то сейчас — двадцатью двумя. И в будущем эти тенденции будут нарастать.
— Елена Добросердова: Объемы рынка бьюти-индустрии растут с каждым годом, и, как производители, мы видим его будущее в переосмыслении существующих препаратов. Бизнес адаптировался к новым правилам игры: выдержав турбулентность, он стал устойчивым и динамичным. Российским игрокам есть что предложить рынку, мы активно инвестируем в исследования и разработки, совершенствуем уже известное. То есть расширяем выбор для потребителя. Тренд к поддержанию ухоженного внешнего вида — уже образ жизни современного человека. А мы, как социально ответственный производитель, видим свою миссию в производстве качественной продукции: в стремлении поддержать красоту и молодость, самое важное — сохранить здоровье!
«Клиника профессора Юцковской»:
+7 (495) 181-70-70
Телеграм-канал: yuclinic_moscow
https://repart.yutskovskaya.ru/
* согласно данным независимых исследовательских организаций MegaResearch, GxP Group и «Право на здоровье» за 2022–2023 гг. , «ИНГАЛ» входит в топ-5 российских компаний-производителей инъекционных препаратов (по объёму потребления полимолочной кислоты, биоревитализантов и препаратов для контурной пластики, в % от объема потребления в мл и в стоимостном выражении)
1 Антивозрастной (англ.).
2 Термин, подразумевающий комплекс мер по профилактике признаков старения (англ.).
3 По данным CRM «Клиники профессора Юцковской», 2025 год, Москва.
