Дмитрий Ломакин, «Формула согласия»: «Мы помогаем компаниям пройти проверки ФНС»

Проблема применения
— Как новые поправки в Налоговый кодекс повлияли на деятельность предпринимателей?
— Эти изменения размыли существующие правила игры, сейчас не только предприниматели, но и сами сотрудники ФНС не до конца понимают, как действовать в новых условиях. Понадобится как минимум лет десять, чтобы все отрегулировать, а пока система будет работать на ручном управлении.
Наше налоговое законодательство и до реформы было безумно сложным. Помимо Налогового кодекса (а это два тома мелким шрифтом), есть позиция Минфина, есть письма, разъяснения, и эти разъяснения год от года могут меняться. А есть еще судебная практика, которая может не соответствовать ни позиции Минфина, ни Налоговому кодексу. Во всем этом зачастую приходится ориентироваться на каком-то интуитивном уровне — понимать, в какую сторону дует ветер, какая конъюнктура складывается по тому или иному кругу налоговых вопросов.
В каждой налоговой инспекции трактуют кодекс немного по-своему — можно даже разметить на карте, где какие порядки установились. И тот, кто погружен в эту среду, понимает, например, в какой конкретно инспекции зарегистрировать определенный вид бизнеса. Строительную компанию лучше ставить на учет в одной, а, допустим, компанию по перевозкам — в другой. Казалось бы, система везде одинаковая, но все равно есть нюансы. И от таких мелочей иногда зависит судьба бизнеса. Предприниматель зачастую не в состоянии настолько глубоко погрузиться в систему, у него вообще другие задачи.
— Можете привести кейс, когда владельцы бизнеса сталкивались с этой запутанностью?
— Яркий пример — недавняя ситуация с маркетплейсами. Селлеры могли получить налоговую льготу, нужно было просто зарегистрировать бизнес в регионе с пониженной ставкой. И налоговые инспекции этих регионов очень активно зазывали предпринимателей — мол, вы просто зарегистрируйтесь, закон не обязывает вас здесь жить. Прошло два года, и чиновники спохватились: предполагалось, что бизнес реально переедет в регионы, а оказалось, предприниматели продолжают жить в Москве, вести дела в Москве и при этом используют налоговую льготу. Начались проверки, многих обвинили в фиктивной регистрации и злоупотреблении правом. Объективны ли налоговики в этом случае? Вроде бы да. А предприниматель, что он сделал не так? Он ведь поступил строго в рамках закона. Да, предприниматели правильно прочитали закон, но не учли, что спустя некоторое время изменится его толкование.
— Предпринимателям подобные вещи трудно предвидеть?
— Конечно, и не только им — академические юристы, привыкшие ориентироваться на букву закона, тоже этого не могут, потому что они не понимают логику системы и то, как события будут развиваться дальше. Тут нужна практика работы в налоговой службе.
Право на защиту
— Прежде чем открыть свою фирму, вы долго работали в ФНС. И, в частности, занимались налоговой проверкой блогера Елены Блиновской…
— Да, в налоговой системе я больше 12 лет: сначала работал у себя на малой родине, в Тамбовской области, в Ржаксе, потом в Тамбове, потом в Москве. Карьера развивалась в подразделениях выездных проверок — это элита налоговой службы. Выездные проверки обычно заканчиваются большими доначислениями, а иногда и возбуждением уголовных дел. Менялись инспекции, должности, задачи становились сложнее, но суть всегда сохранялась — я был специалистом контрольного блока ФНС. Что касается Елены Блиновской, то я действительно в 2022 году начал проверку, однако заканчивали ее другие — я к тому времени уже уволился с госслужбы и открыл частную практику (дело Блиновской стало одним из самых значительных разбирательств по дроблению бизнеса в российской практике. Следствие выявило 18 организаций и три ИП, подконтрольных блогеру и применяющих УСН. Занижение налоговой базы было признано намеренным, сумма уклонения от уплаты налогов составила более 900 млн рублей. — Прим. ред.).
— Почему вы решили уволиться, тем более в ходе такого громкого дела?
— Понял, что я не обвинитель по натуре. А предприниматели в спорах с налоговой инспекцией, как правило, находятся в слабой позиции. Если посмотреть статистику арбитражных судов за последний год, то становится очевидно: сейчас у налоговой инспекции невозможно выиграть. По крайней мере в третьей инстанции суда. Но я считаю, что система должна быть уравновешена. Именно поэтому я решил открыть юридическую фирму, которая будет специализироваться на защите предпринимателей в ходе налоговых споров. Сначала мы с партнером Дмитрием Челноковым, тоже выходцем из ФНС, открыли небольшой кабинет, потом стали расширяться, к нам подтянулись и другие бывшие коллеги.
— В «Формуле согласия» все сотрудники — бывшие налоговики?
— Да, и это принципиальный момент. Чтобы эффективно защищать права предпринимателей, нужно получить опыт в налоговых органах. Дело в том, что налоговая система в деталях видит, как устроен бизнес — любой бизнес, независимо от сферы. Инспектор во время проверки изучает схему товарно-денежных потоков, взаимодействие контрагентов, организацию труда и многое другое. В итоге зачастую он знает проверяемую компанию лучше, чем ее владелец. А наши сотрудники не просто бывшие налоговые инспекторы — они поработали в разных инстанциях, в том числе в межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Поэтому они в полной мере способны быть налоговыми защитниками.
— Кто такой, в вашем понимании, налоговый защитник?
— Если кратко — специалист, который знает изнутри, как работает налоговая служба, но при этом находится на стороне предпринимателя. Это в первую очередь практик, который предложит реальные шаги в сложной ситуации, а не просто сошлется на статьи кодекса. Здесь стоит еще раз сказать про особенности характера. Если чиновник до мозга костей уволится по каким-то причинам из ФНС и станет адвокатом, он будет работать не в полную силу. Ментально он останется на стороне обвинения. Поэтому я, принимая сотрудника в команду, смотрю не только на его послужной список, но и оцениваю психологический профиль. Важно, чтобы у человека была потребность защищать.
Экстренное вмешательство
— Кого и от чего вы защищаете? Кто ваши доверители?
— «Формула согласия» работает исключительно с крупным бизнесом. Зачастую с государственным участием. К нам обращаются компании, у которых сумма доначислений в одном акте налоговой проверки может превышать оборот малого предприятия за несколько лет. Малые предприниматели живут в другой реальности, на упрощенном режиме налогообложения. А наши доверители — это владельцы крупного бизнеса, которые в ходе деятельности совершали ошибки и теперь потенциально могут получить штрафы и доначисления миллионов на сто. Мы как хирурги, к которым попадают на стол, когда болезнь уже запущена и требуется экстренное вмешательство. Мы подключаем большую команду, разбираем деятельность компании по косточкам, ищем корень проблемы и придумываем, как все это теперь исправить.
— Что вы делаете в первую очередь?
— Выясняем, действительно ли проблемы такого масштаба, как думает налоговая инспекция. Показываем налоговикам реальную картину, которую не может показать сам владелец бизнеса, потому что предприниматель не бухгалтер, а бухгалтер не налоговик. Каждый из них говорит на своем языке, а мы, как налоговые консультанты, должны наладить коммуникацию. Успех зависит не столько от знания законов, сколько от умения донести информацию так, чтобы оппонент тебя понял и с тобой согласился.
Повторюсь: одна и та же статья кодекса может трактоваться по-разному, очень многое зависит от человеческого фактора. К каждому инспектору или судье можно найти подход, у всех есть характер, свои принципы. Каждый считает себя хорошим человеком — надо лишь суметь достучаться, найти точки соприкосновения. К праву это не имеет никакого отношения, но человек, принимая решение, будет опираться не только на юридические нормы, но и на свои убеждения. И на переговоры поедет тот сотрудник, у которого в силу личных особенностей больше шансов попасть в резонанс, вызвать симпатию. У нас вообще так подобралась команда, что у каждого есть своя фишка, свой стиль работы и взаимодействия.
— И какой результат от вас ждут ваши доверители?
— Наша основная цель — досудебное урегулирование конфликта. Подчеркну: в тех случаях, когда бизнес является добросовестным, но совершил ряд ошибок. Конфликт не должен состояться, а для этого нужно наладить коммуникацию между предпринимателем и государственными органами. Вот, наверное, наша основная роль — быть формулой согласия между людьми. У нас нет задачи напугать доверителя — напротив, мы должны его успокоить, мягко ввести в курс дела, предложить решение с минимальными издержками.
И здесь на первое место выходит здравый смысл и умение договариваться. Налоговая реформа в очередной раз показала, что навыки ценнее информации. Всегда можно задать вопрос в справочно-правовой системе и узнать, какая статья кодекса за что отвечает, какие были изменения. Вот только нужно уметь это все применять. Человек, который вызубрил учебник по боксу, но ни разу не вышел на ринг — это не боксер. Так же и с налоговыми юристами.
У нас персонализированный подход, который сложно масштабировать. И он дорогого стоит. Однако деньги — не основная мотивация, наша команда действительно горит своим делом, поэтому «Формула согласия» не рискует превратиться в конвейер.
Налоги завтрашнего дня
— По вашему опыту, как дальше будут развиваться отношения между ФНС и предпринимателями?
— Налоговая служба продолжит закручивать гайки, более жестко трактовать статьи кодекса. Я думаю, что через полгода-год ФНС изменит позицию по поводу дробления бизнеса. Сейчас разные виды деятельности на специальных режимах налогообложения у одного предпринимателя не подпадают под дробление, но скорее всего скоро трактовка изменится. Кроме того, усилится контроль за отдельными видами налогов, в частности за налогом на прибыль.
В основном давление будет на крупный бизнес, но могут пострадать и малые предприятия на общей системе налогообложения. Уже сейчас идет волна проверок в отношении небольших строительных компаний на ОСНО, которые налоговая инспекция считает высокорисковым с точки зрения уплаты НДС. В сфере услуг вообще очень сложно оставаться конкурентоспособным, уплачивая НДС в полном объеме, без каких-либо попыток оптимизировать нагрузку. Такие попытки, даже если они формально находятся в правовом поле, повлекут за собой доначисления. Будет череда банкротств, а затем маятник качнется в обратную сторону. Последуют разъяснения, появятся новые льготы — бизнес снова сможет дышать. Но кого-то реанимировать уже не получится.
— И что вы, как налоговые защитники, будете делать в этих условиях?
— Наша задача — предугадать действия налоговой службы и предупредить бизнес о возможных ошибках, за которые потом будут наказывать. Налоговые проверки проводятся на глубину в три года, и то, что не расценивается как нарушение сегодня, в 2028 году может стать поводом для огромного штрафа. Благодаря реформе работы нам хватит еще лет на десять, а то и на двадцать.
Так что хочется дать совет предпринимателям: не ждите, пока вы получите акт налоговой проверки и тем более решение о привлечении к ответственности. Еще несколько лет назад можно было проигнорировать запросы от налоговой и так и не дождаться проверок. Сейчас уже отсидеться не получится. Надо своевременно реагировать, особенно если вы на общей системе налогообложения, и обращаться к налоговым консультантам.
Юридическая фирма «Формула согласия»
