Без сбора чеков: сервис Сбера упростил получение социального налогового вычета

Почему социальный вычет так редко используется
Каждый год россияне могут получить налоговый вычет, если оплачивают медицинские, образовательные или спортивные услуги. Его размер зависит от ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и установленного лимита расходов в конкретном году.
По итогам 2024 года максимальная сумма возврата составляла до 22 500 рублей за собственные расходы и до 16 500 рублей за обучение каждого ребенка. В 2025 году, в связи с повышением ставки НДФЛ до 22%, размер вычета увеличился: до 33 000 рублей за себя и до 24 400 рублей за ребенка. Исключение составляет вычет по дорогостоящему лечению, для которого лимит не установлен: он рассчитывается исходя из фактических расходов, умноженных на ставку НДФЛ.
Количество обращений за возвратом налога растет: в 2024 году в ФНС России было подано 307 000 заявок — на 70% больше, чем в 2023-м. Общая сумма возвратов увеличилась с 5,5 до 8 млрд рублей по состоянию на ноябрь 2024 года.
Тем не менее потенциал для роста остается значительным. По данным «Выберу.ру», 34% россиян не доводят оформление вычета до конца — им не хватает терпения разобраться в бюрократии. Среди тех, кому все же удалось получить компенсацию, 17% признались, что несколько раз бросали процесс, прежде чем завершили его. При этом 19% столкнулись с трудностями при подтверждении расходов, а 71% допустили ошибки в документах, из-за чего процедура сильно затянулась.
Эти тенденции подтверждает и исследование Сбера, который запустил бесплатный продукт для компаний: он позволяет автоматизировать возврат социальных налоговых вычетов клиентам. Новый сервис сделает оформление вычета максимально простым и быстрым, исключив необходимость самостоятельно готовить документы и подавать декларацию в налоговую.
Как работает сервис
Клиент Сбера, оплативший услуги у компании, подключенной к платформе Сбера «Налоговые вычеты клиентам», получает в приложении «СберБанк Онлайн» уведомление о положенном налоговом вычете и его сумме. Он дает согласие на передачу данных, а компания, оказавшая услугу, через личный кабинет интернет-банка СберБизнес подтверждает предзаполненные банком сведения о тратах клиента и отправляет их в ФНС России напрямую из интернет-банка через систему электронного документооборота. После налоговая проверяет данные, подготавливает заявление в личном кабинете налогоплательщика и предоставляет вычет в упрощенном порядке, о чем Сбер также проинформирует своих клиентов. Процесс происходит через защищенные каналы Сбера, что призвано обеспечить безопасность и конфиденциальность.
Для оформления вычета не нужно собирать чеки, самостоятельно заполнять декларации или готовить пакет документов. Единственное условие — организация, оказавшая услугу, должна быть клиентом Сбера.
Возможности для компаний
Сервис бесплатный для клиентов в интернет-банке СберБизнес и доступен организациям, предоставляющим медицинские, образовательные, спортивные услуги. Для компаний — это возможность поддержать своих клиентов и при этом избавиться от бюрократии, повысив эффективность работы сотрудников.
Новый сервис предоставляет полную инфраструктуру и устраняет основные трудности, с которыми сталкиваются компании при оформлении справок для налоговых вычетов. Сегодня бухгалтеры и администраторы часто тратят до получаса на подготовку одной справки, вручную перенося данные из договоров, платежных документов и заявок. Сервис Сбера автоматически анализирует расходы клиентов, формирует электронные документы для ФНС России. Сотруднику компании остается только проверить данные и отправить их в налоговую через систему электронного документооборота непосредственно в интернет-банке СберБизнес. Клиента компании о направлении справки в ФНС России уведомляет сервис.
Отсутствие интеграции между CRM, кассовыми системами и сервисами формирования справок больше не мешает работе — сервис Сбера создает единый реестр справок, позволяя при необходимости дополнить данные прямо в интерфейсе интернет-банка СберБизнес. Пиковые нагрузки, традиционно приходящиеся на январь — март, распределяются в течение года, поскольку информация о клиентах фиксируется в системе постоянно.
Даже сложные ситуации с подтверждением оплат — наличные расчеты, оплата третьими лицами или несколькими картами — не становятся препятствием. При платежах картами Сбера процесс проходит автоматически, а при использовании других способов оплаты данные можно внести вручную. Это также происходит онлайн, включая документооборот с ФНС России. Сервис минимизирует юридические риски и ошибки, так как все суммы и сведения формируются на основе реальных трансакций, а проверка данных клиента синхронизирована с государственными информационными системами.
