К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новый урбанизм: зачем девелоперам нейробиологи

Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR
Первым нейроурбанистическим проектом можно назвать висячие сады Семирамиды (примерно VI век до н. э.): инженерное сооружение в густонаселенном Вавилоне (почти мегаполисе) с «каскадом» деревьев, лоз, кустарников и других насаждений, расположенных в виде огромной зеленой горы. До момента, как российские девелоперы решат конкурировать с этим чудом света и запроектируют «небесный сад» в самом урбанистическом районе столицы Москва-Сити, оставалось примерно 27 веков.

До середины 2010-х годов, когда в мире активное развитие получила нейроурбанистика, города проектировались и застраивались исходя из экономических и социокультурных установок. Влияние окружающей среды на человека и его мозг не отрицалось, но научно доказано не было. Вопрос ребром был поставлен психиатром Мазда Адли, который в 2017 году выпустил книгу «Стресс в большом городе». Там он написал: «Место, где мы живем, буквально действует нам на нервы». Как оно это делает, нейробиологи начали понимать только сейчас. 

«Работа мозга и, предположительно, его структур, изменяется под влиянием того, комфортно ли мы себя чувствуем в этом месте».
Мазда Алипсихиатр, автор книги «Стресс в большом городе»

Ученые готовы давать рекомендации девелоперам, как организовать пространство, чтобы оно помогало сохранять наше ментальное здоровье. «Идеального пространства не может быть по определению, потому что все люди разные», — говорит нейрофизиолог Вячеслав Дубынин, профессор биологического факультета МГУ. Но есть определенные «секреты», которые могут нивелировать стресс от жизни в мегаполисе. Важнейший фактор, который напрямую влияет на психоэмоциональное состояние человека, — наличие природных зон среди застройки. 

Природа города 

«Создание природности во всех ее смыслах: древесные массивы, зеленые насаждения на основе естественных биотопов, цветущие газоны, водоемы, натуральные материалы в дизайне, спокойная расцветка фасадов — важный, хотя и болезненный для экономики застройщиков, тренд нейроурбанизма», — говорит ландшафтный архитектор Надежда Керимова, доцент архитектурного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), исследователь в области нейроурбанистики и восприятия архитектурной среды. Даже 10–20-минутная прогулка среди деревьев оказывает благотворное влияние на психическое самочувствие, а 40 минут эмоциональной разрядки в день укрепляют ментальное здоровье, утверждает она. 

Природный «оазис» вскоре появится в Москва-Сити — самом урбанистическом районе столицы. В новом жилом проекте One девелопер MR обещает создать «высотный парк» с романтическим названием Sky Garden (буквально «небесный сад»). Нигде в Европе еще не размещали подобные проекты на такой высоте — почти 340 метров от земли. Автор необычного небоскреба — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. One станет последним объектом в границах «исторического» пятна застройки ММДЦ «Москва-Сити» и первым с квартирами, а не апартаментами. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в 2030 году.

Изображение предоставлено пресс-службой MR

Планируемый в One «небесный сад» на 85-м этаже займет примерно 1000 кв. м. Пространство для отдыха над мегаполисом разделять (или, лучше сказать, соединять) с другими общественными зонами и видовыми квартирами будут стеклянные полы. Застройщик обещает, что облака станут частью интерьера, а посетители испытают «эффект парения» над садом. Среди облаков или над ними, в тишине хорошо начинать день с йоги или медитации. Или завершать день, наблюдая, как закатное солнце провожает город вокруг в ночь. 

Sky Garden будет доступен только резидентам и их гостям, так же как и другие объекты клубной инфраструктуры: приватный кинотеатр, бильярдная, библиотека, залы для персональных тренировок и др. 

А на 35-м этаже расположится главное «небесное лобби» жилой части One. Sky Lobby с панорамными окнами задумано как пространство встреч и общения, где каждая деталь создаст ощущение эксклюзивности и высокого статуса.

Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR

Посетителей «со стороны» готова будет принять торговая галерея с дорогими бутиками и ресторанная «улица» с не менее дорогими ресторанами (ее концепцию разработал Александр Сысоев, основатель российского аналога «Мишлен» — гида GreatList.ru). Пространство задумано как уникальная площадка для коллабораций и обмена опытом между лучшими шефами мира и их российскими коллегами.

Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR
Изображение предоставлено пресс-службой MR

Если и есть способ нивелировать негативные последствия жизни в высотном городе, так это создать «зеленые джунгли» у подножья небоскребов. Или на его вершине, считают в MR. 

Сейчас Москва-Сити — самый густо застроенный высотками центральный район столицы. Он занимает примерно 60 гектаров, площадь застройки (уже имеющейся и запланированной) составляет около 2 млн кв. м. Деловая недвижимость здесь соседствует с апартаментами и торговым центром «Афимолл» (на месте которого, к слову, изначально было запланировано общественное пространство и парк). На фоне такой однородности появление проекта One с квартирами и клубной инфраструктурой станет событием в проектировании деловых районов столицы.


Мировые примеры

В мире есть несколько реализованных проектов, которые «вписали» зеленые насаждения внутрь урбанистического пейзажа. Ближе всего критериям нейроурбанизма, по мнению нейробиолога Василия Ключарева, академического руководителя Института когнитивных наук ВШЭ, творения мировой архитектурной знаменитости Ренцо Пиано: культурный центр Жан-Мари Тибау (Новая Каледония в Тихом океане), Punta Nave Office (Италия), The New York Times Building Lobby Garden (США). В Москве согласно принципам современного нейроурбанизма итальянский зодчий реконструировал ГЭС-2. В 2021 году это коммунальное сооружение превратилось в культурно-выставочный центр с березовой рощей, площадь которой соразмерна площади здания. Ландшафтный архитектор Надежда Керимова упоминает проект перестройки транспортного узла в нидерландском городе Зволле, где привокзальную площадь превратили в цветущий луг: «Именно посадки с высоким биоразнообразием максимально снижают стресс», — отмечает она.


Вызывать восторг и удивление

«Настоящая архитектура — это чудо, то, что вызывает восторг и удивление, то, что остается в вечности», — говорит Кузнецов. Он полагает важным для настоящих застройщиков сделать проект, который не только будет экономически успешен, но и оставит след в истории, как минимум в истории Москвы. Главный архитектор столицы даже придумал новое направление, пытаясь найти ответ на вопрос, в каком стиле развивается нынешняя архитектура Москвы. Его название, как писал Сергей Кузнецов в своем телеграм-канале, родилось само собой, когда он приехал на осмотр нового научного кластера МГТУ им. Баумана — emo-tech: «Это эмоции, эмоциональные технологии, от hi-tech мы пришли к emo-tech». 

Изображение предоставлено пресс-службой MR

Проект One сделан именно в этом стиле. «В самом узнаваемом месте Москвы нужно было создать что-то еще более удивительное», — рассказывал он на презентации проекта. В результате родилась идея заставить две башни скручиваться, подобно тому, как это делает лента Мёбиуса. 

«Наш мозг хорошо ловит регулярность, ритмы, контраст, метафорические аспекты. И для нас это становится источником положительных эмоций. При взгляде на удивительные и вместе с тем логичные и создающие ассоциации объекты вырабатывается дофамин. Есть научные работы, когда испытуемым показывали серии фотографий и смотрели на их эмоциональные реакции. Например, на 0,2 секунды показывали архитектурные проекты, человек почти не успевал их рассмотреть. Но его мозг успевал проанализировать, и оказалось, что ритмичность, гибкость, плавность линий автоматически распознаются, вызывая [положительные] эмоции», — «расшифровал» мысль архитектора Сергея Кузнецова нейрофизиолог Вячеслав Дубынин. Когда мы впервые видим здания с вау-эффектом, мы испытываем интерес и любопытство, сопровождающиеся всплеском дофамина. 

Дом на высоте 

В нейрофизиологии есть понятие «нейроны места» — нервные клетки, которые активируются в определенном месте пространства и помогают сориентироваться, запомнить и найти дорогу домой. Расположены они в гиппокампе — структуре мозга, отвечающей за формирование памяти, в том числе пространственной. Если городская среда однообразна и монотонна, нейронам в гиппокампе не на что ориентироваться, человек просто не может идентифицировать себя со «своим» местом. Наша память «заточена» на то, чтобы возвращать нас в родной дом: чем привычнее и одновременно уникальнее он будет, тем лучше для нашего мозга. 

Изображение предоставлено пресс-службой MR

Необычность One сомнений не вызывает. Этот проект привлекает людей с особенной психологией, тех, кому важно быть наверху во всех смыслах этого слова. Застройщик уверен, что новый небоскреб One сможет заряжать их энергией. А «небесный сад» и предусмотренная застройщиком инфраструктура дадут возможность найти время для тишины и для себя.


Застройщик ООО «СЗ «Т2-ДЕВЕЛОПМЕНТ», проектную декларацию можно посмотреть на сайте наш.дом.рф.


Реклама
ООО «СЗ «Т2-ДЕВЕЛОПМЕНТ»

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+