К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тренировки мозга: как в эпоху ИИ готовить ребенка к профессиям будущего

Тренировки мозга: как в эпоху ИИ готовить ребенка к профессиям будущего
Последний опрос ВЦИОМ показал: 92% интернет-активных россиян интересуются темой искусственного интеллекта. Текущее влияние ИИ на профессиональную жизнь, учебу и самообразование они оценили в 54 процентных пункта, а вероятное влияние через три-пять лет — в 75 и 72 соответственно. Кажется, искусственный интеллект уже умеет делать всё: от видео, текстов и иллюстраций до хирургических операций. Достижения технологий делают особенно актуальным вопрос о том, как обучать и развивать детей сегодня, чтобы в завтрашнем мире, картина которого не вполне ясна, они могли реализовать себя и зарабатывать на жизнь. Есть ли на него точный ответ и так ли опасны технологии, как кажется, рассказывает основательница образовательного онлайн-проекта «Родительский университет» Елена Петрусева.

Тема искусственного интеллекта вызывает много тревог и споров. Отчасти из-за того, что люди ощущают потерю контроля над ситуацией. Во многом это связано с низким уровнем технологической грамотности. Понять и тем более запомнить, как работают технологии, бывает сложно. Зато сюжеты фильмов — от «Соляриса» до «Терминатора» — прочно засели в памяти нескольких поколений. Однако это всего лишь умелая работа сценаристов, которая не имеет отношения к реальности: никто не будет учиться, думать или работать вместо людей и уж тем более восставать против человечества.

Технологии призваны автоматизировать и цифровизировать определенные процессы, и это, безусловно, влияет на трансформацию рынка труда. К примеру, вместо киосков видеопроката появились десятки стриминговых платформ, где нужно в разы больше специалистов разного профиля. При этом искусственный интеллект и другие технологии остаются только инструментом в руках человека.

Какие профессии будут актуальны через 5, 10, 15 лет, точно не знает никто. Но с определенной уверенностью можно говорить, что на первом плане останутся навыки и умения, присущие только человеку. В таком случае чему и как сейчас нужно обучать детей, учитывая активное распространение новейших технологий?

 

Исследования показывают, что безотчетное, неосознанное использование общедоступных ИИ-сервисов детьми может приводить и без того недозревший мозг к когнитивной деградации. Назову и прокомментирую основные факторы риска.

  1. Когнитивный аутсорсинг. Идея о том, что не нужно запоминать то, что можно «загуглить», кажется рациональной, но она основана на проведении ложной аналогии между мозгом и компьютером. Наша память — это не склад, а тренажер для всего когнитивного аппарата. Делегируя запоминание машине, дети экономят время, но теряют способность рассуждать.
  2. Принятие без размышления. Это феномен, когда дети автоматически принимают ИИ-ответы без критической проверки. Исследование, проведенное Microsoft Research и Carnegie Mellon, зафиксировало высокую корреляцию между частотой использования генеративного ИИ и уровнем критического мышления. Половина студентов принимала неверные объяснения ChatGPT, даже не открыв учебник.
  3. Клиповое мышление как архитектура познания. «Переход от линейного глубокого мышления к фрагментированному, мозаичному восприятию — это не просто плохая привычка, а нейробиологическая реконфигурация мозга под алгоритмы, оптимизирующие время в приложении, а не подлинное развитие», — констатирует эксперт Сергей Смирнов в недавно опубликованном исследовании «Влияние технологий искусственного интеллекта на формирование навыков ребенка».

В контексте разговора о магистральной роли развитого мышления для реализации на рынке труда возможная когнитивная деградация выглядит как прямое препятствие для карьерной реализации подрастающих поколений. Соответственно, есть смысл противодействовать этому. Развитие мышления ребенка сейчас является одной из магистральных тем на платформе «Родительского университета». И способов осуществить эти задачу немало: от специальных игр на дачном участке до ТРИЗ-упражнений. В повседневном режиме можно применять следующие стратегии тренировки мозга.

 

«Интеллектуальное трение» с ИИ 

Если ребенок любит использовать ИИ для подготовки домашних заданий, можно превратить этот инструмент из заместителя мышления в провокатора. Для этого нужно стимулировать ребенка проделывать собственную мыслительную работу через проверку источников, поиск контраргументов, сравнение версий ответов. Достаточно показать, что в разных сервисах информация отличается, а иногда они вовсе выдают галлюцинации — заведомо неверные ответы, которые возникают из-за специфики невидимых пользователю технологических процессов. Тогда ребенку будет любопытно проверить, в каких случаях ИИ его «обманывает».

Важно соблюдать принцип постепенности, при котором помощь системы уменьшается по мере роста компетентности. Если сегодня ИИ показал пошаговое решение, завтра — только подсказку, а послезавтра он лишь проверяет результат. Это тренирует когнитивную самостоятельность при сохранении технологической поддержки, отмечает эксперт.

Программы «когнитивной атлетики»

Это семидневные циклы упражнений для тренировки «мышц», наиболее уязвимых к цифровому замещению: памяти, внимания, концентрации, воображения, речи, восприятия, разных видов мышления.

 

Например, школьники 7–12 лет могут:

  • в понедельник — использовать мнемотехники (запоминать иностранные слова через ассоциации);
  • во вторник — тренировать арифметические способности (в уме подсчитывать траты и сдачу в магазине);
  • в среду — задействовать пространственное мышление (навигация без карты) и т. д.  

Ключевое значение сегодня приобретают критическое и креативное мышление, способность анализировать, что происходит в окружающем мире вообще, навык ставить задачи самому себе. Важно также уметь адаптироваться к изменениям и постоянно обучаться. Человек с такими качествами будет не просто жизнестойким, он сможет сам задавать вектор своего профессионального развития и определять уровень профильных знаний и навыков, который позволит ему оставаться ценным и востребованным специалистом.

Больше полезного материала на сайте

Реклама
АО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ"

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+