К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Формула-1» опять решила не возвращаться в Африку: теперь из-за России

"Формула-1" в Сочи (Фото Bryn Lennon / Getty Images)
"Формула-1" в Сочи (Фото Bryn Lennon / Getty Images)
Долгожданное возвращение «Формулы-1» в Южную Африку снова не состоится. На этот раз причины называются политические: ЮАР тесно связана с Россией. И хотя официально эти слухи в F1 комментировать не стали, прецедент, когда организация соревнований срывается по такого рода политическим причинам, может сказаться в будущем. Подробности — в материале Forbes.Спорт

Возвращение гонок «Формулы-1» на африканский континент планировалось в 2024 году. Владелец трассы «Кьялами», принимавшей Гран-при ЮАР  до 1993 года, глава южноафриканского подразделения Porsche Тоби Вентер называл его «весьма вероятным». Тем более, что обсуждался этот вопрос не первый год. Но как стало известно RacingNews365.com, все попытки возродить Гран-при Южной Африки прекращены. И по словам источников издания, такое решение было принято из-за тесной связи ЮАР с Россией.

В феврале 2022 года F1 объявила о невозможности провести этапа в России после начала «спецоперации»* на Украине, а уже в апреле исполнительный директор F1 Стефано Доменикали в интервью La Gazzetta dello Sport сообщил, что гонки в России больше проводится не будут. Теперь похожая участь постигла и Гран-при Южной Африки.

Трасса «Кьялами», расположенная между Йоханнесбургом и Преторией, принимала гонки «Формулы-1» с 1967-го по 1993 год с перерывами. Например, перерыв с 1985 по 1992-й тоже был вызван политическими причинами — соревнования не проводились из-за проводимой в стране политике апартеида. Возвращение состоялось в 1992 году, когда на трассе доминировал британский гонщик Найджел Мэнселл. А завершилась южноафриканская гоночная история победой Алена Проста в 1993-м.

 

Трассе была нужна модернизация, а соответственно и финансирование. В июле 1993 года «Кьялами» была продана Южноафриканской автомобильной ассоциации за $10 млн, которая планировала по традиции открыть сезон «Формулы-1» 13 марта на Гран-при ЮАР. Однако открытие следующего сезона состоялось уже в Бразилии.

С тех пор было несколько попыток вернуть южноафриканский этап в календарь королевских гонок. Причем, необязательно на трассе «Кьялами».

 

В 2004 году гоночная трасса была продана за 42 млн южноафриканских рэндов ($7 млн по курсу на июль 2004 года) Imperial Group и консорциуму бизнесменов под названием MJF Associates. Часть территории планировали застроить элитным жильем, но саму трассу обещали не трогать. И хотя все эти годы там проводили различные гоночные мероприятия, о возвращении этапа «Формулы-1» не заикались. Представители Южноафриканской автомобильной ассоциации утверждали, что несмотря на экономические выгоды от проведения мероприятия, они так и не смогли убедить правительство страны в необходимости финансовой помощи.

Именно отсутствие государственной поддержки в ЮАР называлось одной из основных причин, почему столько времени гонки не смогли вернуться в Южную Африку. В начале 2010-х годов, после успешного проведения чемпионата мира по футболу-2010, гонки пытались провести в Кейптауне. Для заявки еще в 2007 году была создана компания Cape Town Grand Prix Bid Co, пытавшаяся убедить местную администрацию и правительство, а руководивший тогда F1Берни Экклстоун в день финала чемпионата мира-2010 в интервью для BBC Radio 5 Live  заявил: «Африка — это то, где мы должны быть. Было бы неплохо охватить весь мир, но Россия пока важнее». Российский этап «Формулы-1» в итоге прошел впервые в 2014 году, а надежды на появление в календаре южноафриканского этапа в 2013-м или хотя бы в 2014-м так и не оправдались.

К этому времени «Кьялами» пришла в упадок и возрождать былую славу взялся Тоби Вентер, глава южноафриканского подразделения Porsche, купивший ее в 2014 году за $19,5 млн. Но и спустя четыре года она все еще не была готова принимать масштабное событие.

 

В 2018 году генеральный директор Motorsport South Africa Адриан Шольц говорил, что «никто не может ответить на вопрос, вернется ли когда-нибудь F1 на африканский континент». С приходом в «Формулу-1» Liberty Media шансы, по его мнению, улучшились, но этапу по-прежнему необходимы большие деньги, хороший промоутер и политическая поддержка. К тому моменту трасса «Кьялами» не могла быть одобрена Международной автомобильной ассоциацией (FIA) и требовала модернизации.

В серьезную плоскость разговоры перешли лишь к 2021 году. Была создана компания South African Grand Prix, которую возглавил племянник бывшего чемпиона «Формулы-1» Джоди Шектера — Уоррен Шектер, чьи переговоры с FIA и F1 совместно с Тоби Вентером практически увенчались успехом. Он был уверен, что «Кьялами» готова вернуться в гоночную серию в 2023 году. Горячую поддержку этой идее оказывал семикратный чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон. Уже появились сообщения, что контракт практически подписан, но все снова сорвалось. По словам Джоди Шектера, из-за комиссионных, которые затребовали представители «Кьялами». «Была поддержка правительства, за которой стояли одни из самых богатых людей ЮАР, F1 были готовы все подписать, но сделка развалилась за 11 часов», — рассказал он.

Планы были перенесены на 2024 год, но и им, похоже, не суждено сбыться. Предполагалось, что Гран-при ЮАР займет в календаре место Гран-при Бельгии, контракт с которым заканчивался в 2023 году. В Бельгии всерьез опасались такого исхода и всячески старались сделать свой этап успешнее для продления контракта. И похоже, теперь гонкам в Спа-Франкоршам ничего не угрожает.

RacingNews365.com сообщает, что ни представители «Кьялами», ни F1 пока не стали комментировать слухи о том, что этап в ЮАР снова не состоится, а также о том, что это связано с теплыми отношениями страны с Россией.

По какой бы причине не сорвалось подписание контракта, это стало очередным провалом в очередных переговорах, где стороны никак не могут прийти к соглашению. Тем не менее, посыл о том, что тесные связи с Россией могут стать поводом для отмены крупного спортивного мероприятия позвучал впервые.

 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Forbes Sport