К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Рекордные рейтинги и $30 млн за матч: как «Зимние классики» стали первым хитом года

Фото: AP/TASS
Фото: AP/TASS
Национальная хоккейная лига (НХЛ) подвела итоги проведения 15-й «Зимней классики», которая прошла в ночь с 1 на 2 января. В Сиэтле при 47 тысячах зрителей местный «Кракен» обыграли чемпионов лиги «Вегас» со счетом 3:0, но для лиги важнее привлечение зрителей, освоение нового рынка и отличный доход от игры. Forbes Sport рассказывает об истории мероприятия и почему оно важно для лиги и городов.

Когда-то лига не верила в успех «Зимних классик»

Все американские лиги имеют определенный традиции, которые четко прикреплены к календарю. Например, День благодарения уже как десятилетия неразлучен с НФЛ, а игры на Рождество — с НБА. У НХЛ тоже есть своя главная дата в календаре — первый день года.

Причем, как и в других лигах, НХЛ не сама придумали «зимние классики». Хотя сам по себе хоккей — изначально уличный вид спорта, который со времени перекочевал под закрытые арены. Например, финал ЧМ-1957 между СССР и Швецией прошел на стадионе имени Ленина (сейчас — «Лужники»), собрав 55 тысяч зрителей. Но со временем самая популярная игра на льду перебралась под крыши закрытых дворцов, где была возможность создавать более комфортные условия для зрителей и игроков. 

Тем не менее, о прошлом не забывали. В 1991 году НХЛ впервые после долгого перерыва провела выставочный матч на открытом воздухе в Лас-Вегасе, но он оказался не особо успешным. Прежде всего из-за того, что это была предсезонная встреча без спортивной составляющей. Настоящая революция пришла из NCAA — в 2001 году хоккейные команды университетов Мичиган и Мичиган Стэйт сыграли на футбольном стадионе при 74 тысячах зрителей. С медийной точки зрения это было откровение, так как студенческий хоккей, совершенно нишевый на тот время вид спорта, попал в массовые обсуждения.

 

После успеха этой встречи, НХЛ решила заимствовать удачный опыт. Однако, перенос идеи на территорию США был слишком рискованным, поэтому первую игру на воздухе решили провести в Канаде. 22 ноября 2003 года в Эдмонтоне прошла первая «Классика наследия». И несмотря на мороз (на ветру температура воздуха ощущалась как —30 градусов по Цельсию), на стадион пришло 57 тысяч зрителей. А по канадскому ТВ встречу посмотрели 2,75 млн человек — то есть, каждый двенадцатый канадец.

При этом сама лига изначально даже не совсем осознавала весь потенциал матчей на открытом воздухе. Да, был успех в Канаде, но у НХЛ не было никакого первоначального плана, как создать новую традицию. И первыми с предложением вышли бродкастеры.

 

Бывший исполнительный директор NBC Sports Джон Миллер обратился к НХЛ с просьбой принять концепт «Зимней классики», но в лиге назвали проект «неработоспособным». Все изменилось в 2006, когда на пост вице-президент НХЛ пришел Джон Коллинз. Он поддержал эту идею, и лига начала работу же над первой официальной «Зимней классикjq».

Но, как и в случае с «Классикой наследия», у НХЛ не было долгосрочного проекта относительно таких матчей. «Зимняя классика»-2008 планировалась как разовая акция. Но на игру между «Баффало» и «Питтсбургом» пришли рекордные 71 тысяча зрителей, а по ТВ встречу посмотрели 3,75 млн человек. Следом в НХЛ решили провести такую встречу и в 2009-м, а после традиция новогодних игр окончательно закрепилась.

«Зимние классики» всегда показывают лучший ТВ-рейтинг в регулярных чемпионатах НХЛ

Всего с 2008-го НХЛ провела 15 «Зимних классик». Должно было быть 17, но две встречи сорвались — в 2013 году из-за локаута и в 2021 году из-за пандемии. Сама лига не раскрывает расходы на проведение матчей, но в 2009 году в материале The New York Times сообщалось, что бюджет игры составил $1,5 млн.

 

Концепция «Зимней классики» — это золотая жила для НХЛ. Во-первых, благодаря большому количеству зрителей лига может получать наибольшие доходы за сезон. Точные цифры представители НХЛ не раскрывают, однако только в 2014 году во время «Зимней классики» доход от продажи билетов превысил $30 млн. Та игра вошла в историю, как самая посещаемая — на встрече между «Детройтом» и «Торонто» присутствовало 105 тысяч человек.

Во-вторых, «Зимние классики», благодаря своему антуражу и дате показывают выдающиеся для НХЛ телевизионные рейтинги. Например, до 2021 году у лиги основным бродкастером был NBC Universal. Телеканал показывал лишь до 20 встреч регулярного сезона на своем флагманской, федеральной сети (NBC), но одной из них всегда была «Зимняя классика».

И все «Классики» были самыми рейтинговыми матчами регулярных сезонов НХЛ. До 2021 года они стабильно собирали свыше 2 млн зрителей у ТВ (в 2021-м был минимум на NBC — 1,96 млн). То есть, матчи 1 января превратились в витрину НХЛ, позволяющей лиге хотя бы один день в году показывать рейтинги на уровне лучших встреч НБА.

Даже после ухода от NBC «Зимние классики» устанавливали рекорды. Два года подряд матчи проходили на кабельном TNT, и оба раза аудитория встреч превышала 1,3 млн зрителей. А «Зимнюю классику-2023» смотрели 1,78 млн зрителей (в пиковые моменты — 2,1 млн) — это лучший ТВ-рейтинг НХЛ на кабельных телеканалах США за всю историю.

Рейтинги «Зимней классики-2024» станут известны позднее, однако вряд ли в этот раз они покажут рекордные значения. Во-первых, параллельно с матчем проходил полуфинал плей-офф в колледж-футболе между «Мичиганом» и «Алабамой» (первый штат — традиционно хоккейный). Во-вторых, для самого Сиэтла, где была игра, «Зимняя классика-2024» не была главным матчем дня — вечером 1 января университет штата Вашингтон тоже сыграл, но уже в другом полуфинале.

 

Бизнес в Сиэтле может заработать $30 млн из-за «Зимней классики-2024»

В свою очередь, для города «Зимняя классика-2024» стала большим событием. Встреча прошла при аншлаге, а, как сообщает портал king5.com, бары и прочие объекты малого бизнеса возле стадиона и в городе потенциально могли заработали около $30 млн от посетителей. Точные цифры будут известны позднее, но для Сиэтла, который только в 2021-м стал частью НХЛ, это несомненный успех.

Концепция «Зимней классики» стала глотком воздуха для лиги. Она получилась настолько успешной, что НХЛ придумала еще два дополнительных мероприятия на открытом воздухе. Сначала лига заново запустила «Классику наследия» в Канаде, разграничив рынки. А в 2014-м появилась «Стадионная серия» — дополнительные игры на стадионах, проходящие в январе–феврале.

В 2024-м «Стадионная серия» может даже превзойти «Зимнюю классику» по многим показателями — в феврале две встречи состоятся на 80-тысячном «Метлайф Стэдиуме», где выступают клубы НХЛ «Нью-Йорк Джайнтс» и «Нью-Йорк Джетс». Сначала сыграют «Филадельфия» и «Нью-Джерси», а на следующий день пройдет нью-йоркское дерби между «Рейнджерс» и «Айлендерс». У этой игры есть потенциал стать второй по посещаемости за всю историю лиги.

Концепция «Зимней классики» оказалась настолько успешной, что ее активно перенимают и по другую сторону Атлантики. Еще в 2007-м (до первой ЗК в НХЛ) матч на открытом воздухе провели в Швейцарии, а в последующие годы игры прошли в Швеции, Чехии, Германии, Финляндии, России и даже во Франции на стадионе «Лиона».

 

Не исключено, что в следующем году «зимние классики» вновь вернутся и в КХЛ. В 2023 году обсуждался вариант проведения таких матчей в Нижнем Новгороде и Москве, но из-за небольшого времени на подготовку от идей отказались. А теперь времени более чем достаточно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Forbes Sport