К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Forbes Sport

Футбол забыл о коронавирусе: топ-клубы снова получают рекордные доходы

Фото Angel Martinez / Getty Images
Фото Angel Martinez / Getty Images
Аудиторская компании Deloitte опубликовала ежегодный отчет о доходах в мировом футболе. Исследование показало, что ведущим клубам удалось добиться рекордных показателей благодаря возвращению фанатов на трибуны и увеличению коммерческих доходов. Forbes Sport рассказывает и показывает, как зарабатывают самые богатые клубы в мире

Фанаты принесли топ-клубам €1,9 млрд после возвращения на стадионы

Компания Deloitte поделилась результатами своего ежегодного исследования о доходах футбольных клубов. В отчете представлены данные команд, показавших наибольший доход по итогам сезона-2022/23. Подробно были расписаны показатели представителей топ-20, а следующие 10 мест обошлись упоминанием и единственной цифрой — суммой дохода за сезон.

Лидерство впервые за три года оказалось у мадридского «Реала» — доходы мадридского клуба по итогам прошлого сезона достигли отметки в  €831,4 млн. Лидер предыдущего рейтинга английский «Манчестер Сити» теперь на втором месте с €825,9 млн, на третьем —  французский«Пари Сен-Жермен» (€801,8 млн). 

Представители Deloitte так подводят главный итог своего анализа: футбол окончательно справился с последствиями коронавируса. Это следует из суммарных доходов двадцати лучших команд рейтинга. Клубы в общей сложности получили €10,5 млрд. Эти показатели стали рекордными в истории рейтингов Deloitte, которые выходят уже 27 лет.

 

Ранее рекорд был зафиксирован в сезоне-2018/19, когда 20 лучших команд получили суммарный доход в размере €9,3 млрд. Потом случилась эпидемия коронавируса, которая сильно повлияла на футбол. В первую очередь это было связано с закрытием футбольных стадионов. Сначала в топ-лигах зрителей вообще не пускали на арены, а потом разрешили заполнять арены лишь частично.

Сезон-2022/23 стал первым с начала пандемии, когда во всех ведущих лигах были сняты коронавирусные ограничения, а фанаты вновь смогли устраивать аншлаги. Сразу 17 клубов из топ-20 рейтинга отчитались о рекордных заработках в матчдэй. В это понятие входит продажа билетов на домашние игры и доходы от посещения болельщиками ресторанов и магазинов на арене в дни матчей. Суммарно 20 команд заработали за сезон €1,9 млрд, что также стало рекордом, по данным Deloitte.

 

Однако доходы от матчей все еще приносят меньше, чем другие виды заработка. В исследовании аналитической компании все поступления клубов делятся на три вида: матчдэй, доходы от ТВ-прав и коммерческие доходы. В последнюю отрасль, например, попадают продажи игроков, доход от рекламы и другие сделки. Deloitte отмечает, что коммерческая прибыль в среднем составляет 42% от общей суммы. Еще 40% приходятся на ТВ-права, и лишь оставшиеся 18% приносит продажа билетов и другие атрибуты матчдэй.

Коммерческая выручка стала крупнейшим источником доходов для клубов из рейтинга впервые с сезона 2015/16, ранее по этому показателю впереди оставались доходы от продажи ТВ-прав. В минувшем сезоне суммарный коммерческий доход 20 лучших клубов составил €4,4 млрд, что является рекордом с момента сбора подобной статистики.

За пределами Англии доход сильно зависит от еврокубков

За пределами Англии топ-клубы до сих пор сильно зависят от выступления в еврокубках. Лига чемпионов приносит значимую часть дохода командам, которые не могут полагаться только на продажу телеправ. Например, мадридский «Атлетико» в прошлом сезоне получил доход в размере €364,1 млн. Эти показатели оказались на 9% ниже, чем год назад. Всему виной неудачное выступление в Лиге чемпионов — команда Диего Симеоне заняла последнее место в группе, оставшись без евровесны.

 

Разные клубы добились наилучшего результата в отдельных «номинациях». Лучшая коммерческая выручка оказалась у «Баварии» — €419 млн. Больше всех от телеправ заработал «Манчестер Сити» (€344 млн), что выглядит крайне логично: команда выиграла Лигу чемпионов и стала первой в Английской премьер-лиге (АПЛ). А лучшие доходы в матчдэй оказались у «Барселоны», заработавшей в дни домашних игр €166 млн за сезон.

Новичком рейтинга стал итальянский «Наполи», показавший самый больший прирост дохода за год. Команда прибавила 71%, заработав €268 млн. Неаполитанцы в прошлом сезоне выиграли Серию А и добрались до четвертьфинала Лиги чемпионов.

«Примеры «Атлетико» и «Наполи» подчеркивают важность развития разнообразных источников коммерческих доходов для клубов. Высокие коммерческие доходы позволяют клубам напрямую не зависеть от ухудшения результатов на футбольном поле», — говорят авторы исследования.

В Deloitte приходят к выводу, что поток инвестиций в европейский футбол высшего уровня продолжится в краткосрочной и среднесрочной перспективе, поэтому топ-клубы продолжат чувствовать себя уверенно в финансовом плане.

Из-за большого ТВ-контракта лиги английские клубы продолжают доминировать по этой части дохода. Ситуация сказывается на представительстве клубов в рейтинге. В топ-20 оказалось сразу восемь команд из чемпионата Англии. Еще четыре клубы представляют Серию А, по три — Ла Лигу и Бундеслигу, два — чемпионат Франции.

 

Финансовая стабильность прослеживается на примере участия в международных соревнованиях. Только представители АПЛ смогли попасть в рейтинг без участия в еврокубках. Клубы из всех других стран непременно были участниками турниров под эгидой УЕФА в сезоне-2022/23.

Уже со следующего сезона произойдет реформа еврокубков, что приведет к увеличению доходов от участия в Лиге чемпионов, Лиге Европы и Лиге конференций. Из-за этого, по словам авторов рейтинга, в ближайшие годы клубы из других регионов мира не смогут приблизиться к европейским командам по уровню заработка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+