Играй, как Бекхэм, жаль, как Егорян: 10 вдохновляющих фильмов о женщинах в спорте
![Кадр из фильма «Малышка на миллион»](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2024/03/Malyska-na-million-0-65e9a785ebbbe.jpg)
«Малышка на миллион» (2004)
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Клинт Иствуд, Хилари Суонк, Морган Фримен
Мэгги, выросшая в трейлерном парке (как и сама Хилари Суонк) и работавшая официанткой, сначала добилась того, чтобы хмурый и по-своему несчастный Фрэнки Данн сменил свое категоричное «я не тренирую женщин» на «допустим, я тебя возьму», а потом стала нокаутировать каждую, кто выходил против нее на ринг.
Но в обычной спортивной драме Мэгги в кульминации одержала бы трудную, но убедительную победу над «Голубой медведицей», получила бы миллион, порвала бы связи со своей бездушной семьей и стала бы заботиться о Данне, как об отце. Но «Малышка на миллион» — не обычная спортивная драма. Потому что главные испытания героев после кульминационного боя только начинаются. Мэгги в этом поединке повреждает позвоночник, ей, парализованной, ампутируют ногу, и в конце концов она просит Фрэнки помочь ей уйти из жизни. Чтобы решиться на такую помощь герою Клинта Иствуда тоже многое придется переосмыслить.
Исполнительница главной роли Хилари Суонк, как и ее героиня Мэгги Фицджеральд, оказалась невероятно волевой и сильной. Набирая мышечную массу, поскольку Иствуду не очень нравилось телосложение актрисы, она тренировалась по пять часов ежедневно, а потом хвасталась, что в начале не могла подтянуться ни разу, а в конце курса делала 11 подтягиваний.
Имея бюджет всего в $30 млн, «Малышка на миллион» собрала в прокате более $216 млн, взяла четыре «Оскара», в том числе и как лучший фильм, и стала одной из самых рейтинговых спортивных лент в истории кино.
«Невидимая сторона» (2009)
Режиссер: Джон Ли Хэнкок
В ролях: Сандра Буллок, Куинтон Аарон, Тим Макгроу
Белая обеспеченная семья берет под опеку оставшегося без дома темнокожего подростка. Хрупкая и добрая, но целеустремленная приемная мать в исполнении Сандры Буллок практически как фея-крестная, преодолевая все препятствия, помогает парню освоиться в этом мире и выйти победителем. В прямом смысле слова, потому что настоящий Майкл Оэр, про судьбу которого и снят фильм «Невидимая сторона», в 2013 году выигрывает Супербоул с «Балтимор Рэйвенс».
Говорят, таких сказок не бывает, хотя фильм и основан на реальной истории Майкла Оэра, которого взяли к себе в семью Ли Энн и Шон Туи. Как выяснилось, действительно не бывает, потому что в августе 2023 года Майкл Оэр, который уже завершил карьеру в НФЛ, подал в суд на семью Туи с требованиями прекратить опекунство и выплатить ему часть от тех миллионов, которые Ли Энн, Шон и двое их родных детей заработали на его имени.
Опекунство суд отменил в сентябре, в ноябре семья перестала называть Майкла Оэра в публичных выступлениях и публикациях своим приемным сыном, а в декабре стало известно, что Оэр требовал у Туи $15 млн, иначе он все свои обвинения вынесет в публичное пространство.
Сейчас Оэру уже 37 лет, судебные тяжбы между ним и бывшей семьей продолжаются, а красивый фильм «Невидимая сторона», заработавший в прокате более $300 млн при бюджете $29 млн и за роль в котором Сандра Буллок получила свою единственную пока статуэтку «Оскар», уже действительно воспринимается как сказка. Впрочем, кто сказал, что не бывает сказок про сильных женщин?
«Их собственная лига» (1992)
Режиссер: Пенни Маршалл
В ролях: Том Хэнкс, Джина Дэвис, Мадонна
Во многом вымышленная история о создании действительно существовавшей с 1943-го по 1954-й Всеамериканской женской профессиональной бейсбольной лиги. Когда во время Второй мировой войны американские мужчины, в том числе и американские бейсболисты, уехали воевать в Европу, бейсбольную лигу хотели закрыть, но в итоге решили попробовать создать женский аналог.
В фильме весело рассказывается про то, как организаторы проехались по Штатам, набирая девушек, умеющих держать в руке биту, и как эти девушки, по ходу сюжета ругаясь друг с другом, в итоге превратили никому не нужный продукт в то, что понравилось американцам.
Это самый кассовый фильм о бейсболе за всю историю, собравший больше, чем легендарный Moneyball («Человек, который изменил все») с Брэдом Питтом, и единственный, собравший более $100 млн. Впрочем, с таким кастингом это не удивительно. Интересно, что главную роль вместо Джины Дэвис могла сыграть Деми Мур, но она некстати забеременела. Потом Пенни Маршалл пригласила Дебру Уингер и та даже прошла тренировочный лагерь, чтобы обучиться азам игры, но после того, как на роль Мэй Мордабито была приглашена Мадонна, Уингер от участия отказалась.
«Серфер души» (2011)
Режиссер: Шон Макнамара
В ролях: Анна-София Робб, Хелен Хант, Деннис Куэйд
Бетани Хэмилтон 13 лет, она ведет активную подростковую жизнь на Гавайях и страстно любит серфинг. Однажды она отпросилась у мамы покататься с друзьями на волнах ночью. Рано утром Бетани лежала на доске, свесив руку в воду, когда рядом появилась огромная акула, напала на девочку и откусила ей руку.
Кошмар в том, что фильмом эта история стала лишь спустя восемь лет. Вообще же это реальная трагедия американской профессиональной серфингистки.
В фильме показано, как Бетани чудом выживает, как она сама и вся ее семья пытаются пережить и преодолеть случившееся, а сама девчушка уже через месяц после выписки вновь становится на доску.
В жизни Бетани Хэмилтон действительно стала профессиональной серфингисткой и даже завоевывала призовые места на соревнованиях. Уже через год после трагедии Хэмилтон выпустила свою автобиографию, семейный дом атаковали папарацци, а история Бетани так и просилась на экраны. Но проект не могли запустить шесть лет из-за недостатка финансирования.
Анну-Софию Робб на роль Бетани предложило само семейство Хэмилтон, и на съемках актриса надевала на руку зеленый рукав, чтобы потом мастера спецэффектов убрали ее. Сама же Бетани обучила Анну-Софию ловить волну, но лично становилась на доску, когда в кадре нужно было выполнить трюки на серфе.
Бетани Хэмилтон еще долго оставалась профессиональной серфингисткой, а та самая доска, кусок которой вместе с рукой откусила акула, хранится в калифорнийском музее серфинга.
«В погоне за ветром» (2019)
Режиссер: Рэйчел Гриффитс
В ролях: Тереза Палмер, Сэм Нил
Австралийская звезда сериала HBO «Клиент всегда мертв» Рэйчел Гриффитс в 2015 году во время барбекю смотрела по телевизору, как Мишель Пейн выигрывает престижный Кубок Мельбурна. Первая женщина-жокей за всю 155-летнюю (на тот момент) историю. Рэйчел выслушала речь победительницы, в которой Пейн назвала скачки «шовинистическим видом спорта», предложила всем, кто не хотел давать ей шанса, заткнуться, а женщинам всего мира — поверить, что они могут все.
Потом Гриффитс узнала и историю семьи Пейн, в которой было десять детей, но не было мамы — она погибла, когда Мишель было всего полгода. И тогда Рэйчел Гриффитс решила, что эта самая подходящая историю для ее режиссерского дебюта.
Премьеру фильма, в сюжете которого были страшные травмы, угрожающие концом карьеры, и сексистские фразы «Твое место на кухне», омрачили протесты против жестокого обращения с животными, в чем давно обвиняют конный спорт. Незадолго до выхода ленты тренера Даррена Вейра (в фильме его играет Салливан Стэплтон) дисквалифицировали на четыре года — у него нашли запрещенные в спорте электрошоковые устройства, использующиеся для подготовки лошадей. Сама Пейн тоже подвергалась дисквалификации спустя два года после своей триумфальной победы — в ее пробе было обнаружено запрещенное вещество, снижающее аппетит. Но все это в фильм не вошло — там есть только история упорной женщины, со всей страстью жаждущей победы в виде спорта, в котором женщины не побеждают.
«Игра по правилам» (2014)
Режиссер: Андреа Седлачкова
В ролях: Юдит Бартош, Анна Гейслерова
Анна Седлачкова — довольно известный чешский режиссер, стремившаяся «снять фильм, который помог бы народу примириться с недавним прошлым». На съемки «Игры по правилам» ее сподвигли рассекреченные данные о допинговой программе в коммунистической Чехословакии.
Главная героиня Анна — перспективная чехословацкая легкоатлетка. Она становится кандидатом в сборную страны на летние Олимпийские игры-1984. В сборной, чтобы еще улучшить результаты, ей делают инъекции препарата, а позже выясняется, что колят спортсменке анаболический стероид. Анна отказывается принимать допинг, но под видом витаминов станозолол продолжает ей колоть мать. Мотивация у той проста: она хочет, чтобы дочь добилась олимпийского успеха, уехала на Запад и не повторила ее унылую жизнь. Муж эмигрировал в Германию, из-за чего она не может устроиться на приличную работу и поэтому моет полы, при этом тайно перепечатывает антиправительственные тексты, которые ей подбрасывает бывший любовник.
Маму в итоге сажают на полтора года, Анна все-таки отбирается на Олимпиаду, но отказывается ехать («Я не имею ничего общего с этой системой», — говорит она), несмотря на то, что в сборной ей готовы помочь выйти из тени неблагонадежной матери. А в самом конце девушка слышит по радио, что СССР и все соцстраны бойкотируют Игры в Лос-Анджелесе, надевает кеды и просто отправляется на пробежку.
Чешская академия кино и телевидения предлагала ленту в номинанты на «Оскар», как лучший иностранный фильм, но в итоге он не был номинирован.
«История Габриэль Дуглас» (2014)
Режиссер: Грегг Чемпион
В ролях: Имани Хаким, Реджина Кинг
Еще одна реальная история. Первая афроамериканская абсолютная чемпионка Олимпийских игр Габби Дуглас через расизм, травмы и бедность приходит к своему успеху.
После Лондона-2012 Дуглас стала общенациональной звездой и даже удостоилась чести быть изображенной на коробке с кукурузными хлопьями от Kellogg's, хотя раньше компания размещала фотографии олимпийских атлетов только на коробках пшеничных Wheaties. И в интервью Опре Уинфри Габби рассказывала, что в фильме показано еще не самое страшное, потому что в зале Excalibur Gymnastics в Вирджинии, где тренировалась спортсменка, подруги по команде всячески над ней издевались и говорили, что именно она должна очищать брусья от мела — «ведь она наша рабыня». Правда, генеральный директор Excalibur Gymnastics Густаво Мур и другие гимнастки довольно быстро это опровергли, назвав замечания Габби обидными и беспочвенными: ««У нас было больше афроамериканцев, чем в любом другом спортзале страны. Ее бывшие афроамериканские товарищи по команде могут ответить на это серьезное обвинение.Мы хорошие люди».
Но если тут одно слово против другого, то в случае с телеканалом NBC, который сообщая об успехе американской гимнастки на Играх, сразу после новости показал заставку с обезьянкой, подтягивающейся на кольцах, оправдания были бессмысленны.
«Битва полов» (2017)
Режиссеры: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис
В ролях: Эмма Стоун, Стив Карелл
Самая известная и, что важнее, самая результативная история борьбы за равноправие в спорте. В центре сюжета знаменитый теннисный матч Билли Джин Кинг против Бобби Риггса, названный «битвой полов». Фильм довольно подробно и правдоподобно описывает, как сначала Билли Джин отказалась участвовать в этом шоу, потому что у нее были другие заботы: надо было добиться равных с мужчинами призовых на турнирах для женщин. Как Маргарет Корт, лучшая теннисистка тех лет, разгромно влетела ветерану тенниса, тем самым поставив женщин с их требованиями в проигрышную позицию. И как Билли Джин Кинг вынуждена была все-таки выйти на корт против мужчины, чтобы защитить право теннисисток на достойную оплату.
Уже фоном к знаменитому матчу идет создание собственного профессионального женского тура девятью теннисистками, подписавшими символические контракты на $1, тем самым рискуя быть дисквалифицированными, а также создание Женской теннисной ассоциации. Но все эти события взаимосвязаны и именно они определили то, каким сейчас является женский теннис.
Это не первая экранизация такой «вкусной» спортивной истории. В 2001 году Холли Хантер и Рон Сильвер разыграли свою «битву полов» в фильме «Когда Билли побеждает Бобби».
«Играй как Бекхэм» (2002)
Режиссер: Гуриндер Чадха
В ролях: Парминдер Награ, Кира Найтли
На момент выхода лента о двух британских девушках, мечтающих играть в футбол, как Дэвид Бекхэм или американка Мия Хэмм, стала самым кассовым фильмом о футболе в США. В мировом же прокате он собрал более $77 млн.
Джесс родилась в семье выходцев из Пенджаба, которые и подумать не могут, что их дочь будет бегать с голыми ногами вместе с мальчиками по полю. Джульетта — ее лучшая подруга, у которой тоже свои проблемы. Но, разумеется, они добиваются своего всеми правдами и неправдами.
Это сейчас Дэвид Бекхэм живет в Штатах, владеет «Интер Майами» и привез туда Месси, женская сборная США — четырехкратные чемпионы мира — добились от федерации одинаковых с мужчинами призовых, женская сборная Англии два года назад впервые выиграла чемпионат Европы и вышла в финал чемпионата мира, а женский футбол в мире достиг невероятных высот, в том числе и финансовых. Но двадцать с лишним лет назад для девушек-футболисток все было не так радужно, а в американском прокате всерьез подумывали о том, чтобы назвать фильм «Двигайся как Мия», потому что опасались, что местные не поймут, кто такой Дэвид Бекхэм и почему героиня должна «закрутить», как он.
Дословно Bend it like Beckham переводится «Закрути как Бекхэм» — имеется в виду знаменитый крученый удар Дэвида. Режиссер фильма Гуриндер Чадха утверждает, что название имеет двойной смысл: женщинам, чтобы чего-то добиться, надо тоже крутиться и вертеться, огибая все препятствия, как мяч, посылаемый Бексом в ворота.
«На острие» (2020)
Режиссер: Эдуард Бордуков
В ролях: Светлана Ходченкова, Стася Милославская
Российский фильм об олимпийской драме в фехтовании — это смесь реальной истории, вымышленной предыстории и придуманных героинь. Эмоциональный финал между Александрой Покровской (Ходченкова) и Кирой Егоровой (Милославская) действительно повторяет в точности то, как это случилось в Рио-2016. Счет 14:14 до последнего укола, нанесенного 22-летней Яной Егорян, которая лишила 30-летнюю и звездную Софью Великую олимпийского золота. И сама Великая осталась довольна, однако обе саблистки подчеркивают, что в жизни все было не так. «Да, там есть пересечения в главном — Олимпийские игры в Рио, наше противостояние с Софьей, — но много и отличий. В чем-то это даже хорошо. Не уверена, что я и Соня хотели бы, чтобы в кино показали реальные обстоятельства нашей жизни на тот момент. Все-таки личное должно оставаться личным», — говорила Егорян.
Да и фактические отличия в кино тоже есть. В Рио на третьей ступени пьедестала стояла украинка Ольга Харлан, а не француженка, как и в финале командной сабли девушки обыграли сборную Украины, а не Франции.