Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

В 2024 году телевизионные компании и стриминговые сервисы потратили на спортивные трансляции свыше $60 млрд
Спорт — один из ключевых драйверов роста телевидения, в том числе и потокового. По данным SportBusiness Global Media, в прошлом году общемировая стоимость прав на спортивные трансляции впервые превысила рубеж в $60 млрд, чему способствовали летние Олимпийские игры и чемпионат Европы по футболу 2024 года. Сумма выплат составила $62,61 млрд, превзойдя на 12% прошлогодний показатель в $55,85 млрд. Для сравнения, в 2020 году объем рынка составлял на треть меньше — $41,12 млрд.
В прошлом году особый рост наблюдался в крикете (более чем на 15% по сравнению с 2023 годом) и студенческом спорте США (на 12%). На планете по-прежнему доминируют футбол и американский футбол, совокупно составляя 54,5% общей стоимости телеправ. Ценность футбола выросла почти на 12% по сравнению с 2023 годом, укрепив его и без того лидирующие позиции как самого популярного вида спорта в мире. На него приходится более трети мировых доходов от продажи медиаправ.
«Медиагруппы по всему миру как никогда ранее осознают уникальную силу прямых спортивных трансляций в привлечении аудитории и увеличении доходов, — отмечает редактор SportBusiness Media Имран Юсуф. — В 2025 году Netflix сделает более уверенный шаг в эту сторону, и на горизонте намечается ряд ключевых сделок по правам на медиа. Среди них — Абсолютный бойцовский чемпионат (UFC), стремящийся заключить новую сделку в США, и австралийская Национальная регбийная лига (NRL), также продвигающая свои права на рынок».
Стриминговые сервисы осознают огромный потенциал спорта и стремительно наращивают вложения в этот сектор — в 2024 году они составили $9,8 млрд, зафиксировала аналитическая компания Ampere Analysis. Это почти вдвое больше, чем двумя годами ранее ($5,2 млрд). Ожидается, что в 2025 году доля расходов стриминговых платформ на спортивные трансляции достигнет 21% от общемировых вложений в спортивное вещание.
Согласно отчету компании Nielsen, в 2024 году стриминговые платформы значительно увеличили свое доминирование в США: на них теперь приходится рекордные 40,3% от общего использования ТВ. Доля кабельных каналов составила 27,2%, эфирных каналов — 20,5%, других платформ — 12%.
Аудитория растет преимущественно за счет молодого поколения. В Великобритании, по данным агентства Ofcom, люди в возрасте от 18 до 24 лет практически перестали смотреть традиционные телеканалы: 90% представителей поколения Z предпочитают потоковые сервисы. Зрители в возрасте от 16 до 24 лет в среднем тратят всего 53 минуты в день на просмотр классического телевидения (снижение на две трети за последнее десятилетие) — в семь раз меньше, чем те, кому 65 лет и старше.
«Без тени сомнения, спорт — это следующее поле битвы среди стримеров, особенно в США, — убежден аналитик медиа и технологий в компании PP Foresight Паоло Пескаторе. — Спорт является одним из немногих жанров, который действительно заставляет людей хотеть смотреть что-то в прямом эфире и настраиваться на определенное время и день недели. Проблема для стримеров состоит в том, что изначально их бизнес-модели не были ориентированы на прямые трансляции спорта. Но если они действительно серьезно относятся к спорту, то для них это станет долгосрочным обязательством».
Запуску совместного сервиса Disney, Fox и Warner Bros Discovery помешал судебный иск
В феврале 2024 года главные американские медиагиганты Warner Bros Discovery (WBD), Disney и Fox учредили призванную стать мостом между старым кабельным пакетом и новым миром потоковых сервисов платформу Venu Sports. Объединивший спортивный контент трех компаний с некоторыми популярными шоу и документальными фильмами новый стриминговый сервис был создан как лучшее предложение для фанатов, которые не готовы платить $80 за полный пакет. Ценник Venu Sports в $42,99 выглядел очень заманчиво, констатировала The New York Times.
Предполагалось, что потребители получат доступ ко всем матчам топовых спортивных лиг США на одном ресурсе. Fox показывает Национальную футбольную лигу (НФЛ) и Главную лигу бейсбола (МЛБ), WBD транслирует поединки турниров «Большого шлема» по теннису и Олимпийские игры, а принадлежащий Disney канал ESPN – игры Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и Национальной хоккейной лиги (НХЛ).
Запуск Venu Sports ожидался в конце лета 2024 года, но застопорился из-за судебного иска со стороны другого потокового сервиса Fubo TV. Руководство этой платформы утверждало, что вертикально интегрированные медиакомпании «ведут многолетнюю кампанию по блокировке инновационного спортивного потокового бизнеса Fubo, что наносит значительный ущерб, как сервису, так и потребителям».
Fubo TV был основан девять лет назад, чтобы предложить потребителям спортивный пакет каналов потокового вещания в прямом эфире в качестве менее дорогой альтернативы традиционным кабельным пакетам. Однако, как описано в иске, «ответчики принуждали Fubo транслировать десятки дорогих неспортивных каналов, которые не нужны клиентам сервиса, что позволяло им извлекать миллиарды долларов сверхконкурентной прибыли». Объединение медиагигантов в один потоковый сервис, по мнению представителей Fubo, «является лишь последним скоординированным шагом в кампании по устранению конкурентов на рынке стримингового вещания спортивных трансляций и его полному захвату».
Федеральная судья Окружного суда США по Южному округу Нью-Йорка Маргарет Гарнетт согласилась, что это было антиконкурентное поведение. В августе, за неделю до запланированного запуска Venu Sports, она вынесла судебный запрет, заявив, что новый сервис «существенно снизит конкуренцию или будет способствовать созданию монополии в нарушение антимонопольного законодательства».
Сторонам удалось прийти к компромиссу после того, как Fubo согласился объединиться с другим стримингом, принадлежащим Disney, — Hulu+. В рамках этого соглашения владельцы Venu Sports выплатили Fubo $220 млн и предоставили кредит на развитие в размере $145 млн. Disney будет владеть 70% новой компании, а Fubo — управлять объединенным бизнесом, раскрыл подробности сделки SportsPro. Судебный иск был урегулирован, что открывало дорогу к открытию Venu Sports в марте 2025 года, но в итоге проект все равно закрылся.
Владельцы Venu Sports сосредоточились на других форматах распространения контента
«После тщательного коллективного обсуждения мы решили прекратить совместное предприятие Venu Sports и не запускать стриминговый сервис. В настоящий момент на постоянно меняющемся рынке будет правильнее удовлетворить меняющиеся потребности спортивных болельщиков, сосредоточившись на существующих продуктах и каналах распространения. Мы гордимся работой, проделанной над Venu, и благодарны его сотрудникам, которым поможем в этом переходном периоде», — говорится в совместном заявлении компаний.
Одной из причин упразднения Venu Sports стали письма в адрес судьи Гарнетт от представителей других крупных медиакомпаний США – EchoStar и DirecTV. В них говорилось, что новый сервис обладает конкурентным преимуществом, предлагая потребителям контент, который не разрешено транслировать другим дистрибьюторам.
«Посредством соглашения с Fubo ответчики откупаются и стремятся подчинить себе конкурента, который подал в суд иск о нарушении антимонопольного права. Эта сделка не решает основные антимонопольные нарушения стриминга, которые были справедливо определены судом», — цитирует Bloomberg адвокатов DirecTV.
Следующее рассмотрение дела в суде было назначено на октябрь 2025 года – ждать почти год неоднозначного решения владельцы Venu Sports посчитали нецелесообразным, и свернули проект. В результате, теперь ожидается, что Disney/ESPN запустит свой собственный сервис под кодовым названием Flagship («Флагман») стоимостью $25-30, отмечает The Athletic.
По мнению редактора платформы Awful Announcing, посвященной спортивной медиаиндустрии, Дрю Лернера, однажды все гиганты медиарынка все равно объединят свой контент под одной крышей.
«Сейчас у Warner Bros. Discovery есть то, что нужно Fox, и наоборот. Fox владеет правами на НФЛ и традиционным вещательным каналом, тогда как WBD контролирует стриминговый сервис Max. У Fox пока нет собственной платформы прямого доступа к потребителям. Думаю, в ближайшем будущем Fox, скорее всего, обратится к Disney с просьбой о доступе к ресурсу Hulu Live TV посредством лицензионного соглашения и постарается максимально использовать свои права на спортивный контент. Консолидация крупных игроков обязательно произойдет. Вопрос лишь в том, чтобы найти правильный способ коммуникации с потребителем», — считает Лернер.