К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«104 Супербоула за месяц»: почему чемпионат мира по футболу уступает финалу НФЛ

Фото: AP Photo/George Walker IV
Фото: AP Photo/George Walker IV
Главному событию в спортивной и культурной жизни Америки — Супербоулу — трудно избежать сравнений с решающими матчами чемпионата мира по футболу и финалом Лиги чемпионов. По глобальной зрительской аудитории Супербоул сильно проигрывает топовым футбольным турнирам, но значительно превосходит по экономическим показателям. Forbes Sport сравнил доходы лиг и соревнований от телевидения и спонсорской поддержки, а также по уровню интереса со стороны рекламодателей

Президент ФИФА анонсировал чемпионат мира-2026 как 104 Супербоула в течение пяти недель

Для американцев Супербоул — это больше, чем игра, которую называют тканью нации. В событие вовлечены миллионы людей, которые даже не интересуются американским футболом и не знают названия участвующих в финале команд. Они не идут на стадион, но собираются семьями дома, в ресторане или спортбаре, чтобы посмотреть игру, наслаждаясь разнообразной едой и шоу с участием суперзвезд.

Неудивительно, что каждый сезон растет количество зрителей этого события: в феврале прошлого года Супербоул посмотрели рекордные почти 124 млн человек только в США и еще 65,5 млн зрителей составила международная аудитория, отмечает специализирующаяся на рыночных и потребительских данных компания Statista. Финальный матч сезона-2024 стал самой просматриваемой трансляцией в истории телевидения США, сравнимой лишь с высадкой «Аполлона-11» на Луну — в 1969 году за этим событием наблюдало от 125 до 150 млн зрителей (точные данные неизвестны в силу использования в 60-х годах прошлого века других методик измерения телеаудитории).

Несмотря на масштаб и крутизну Супербоула, руководители Международной федерации футбола (ФИФА) все же считают, что их флагманский турнир — финальная часть чемпионата мира, а также решающий поединок за звание чемпиона — значительно превосходит в глобальном отношении главное событие США.

 

«Следующий чемпионат мира в 2026 году... Три страны... 48 команд-участниц... По сути, это 104 Супербоула за один месяц», — радовался во время жеребьевки ЧМ-2026  глава ФИФА Джанни Инфантино. Высказывание функционера выглядит не просто красивой метафорой: он, как и многие другие управленцы мирового футбола, мечтает о продвижении своего продукта в Америке. 

Каким бы ни был Супербоул успешным в своей стране, это событие действительно уступает по охвату финалу чемпионата мира ФИФА. По данным Inside FIFA, финальная часть ЧМ-2022 привлекла внимание 5 млрд болельщиков во всех медиа (линейное ТВ, цифровые технологии, социальные сети и платформы ФИФА). Решающая игра турнира между Францией и Аргентиной побила рекорд, сумев привлечь к экранам 1,42 млрд зрителей. Средняя мировая аудитория прямых трансляций чемпионата мира в Катаре также составила внушительные 175 млн зрителей.

 

За один год НФЛ зарабатывает более $20 млрд, ФИФА — только $7,5 млрд за четырехлетний цикл

У ФИФА и НФЛ слишком разная специфика, подходы и модели управления, чтобы провести корректные сравнения их деятельности ( впрочем, как и Супербоула с финалом ЧМ). Но ряд экономических показателей все же позволяют сделать определенные выводы. К примеру, за четыре года коммерческих сделок к чемпионату мира в Катаре ФИФА заработала рекордные $7,5 млрд — на $1 млрд больше, чем в предыдущем цикле, который завершился чемпионатом мира 2018 года в России. Прогнозируется, что доходы от ЧМ-2026 вырастут до $10 млрд благодаря новой финансовой стратегии женского футбола, расширенному до 48 команд составу участников и проведению турнира сразу в трех странах — США, Канаде и Мексике.

Показатели очень приличные, но они почти втрое уступают доходам НФЛ всего за один год: в 2023-м лига заработала $20,2 млрд. Это почти на $2 млрд больше, чем было годом ранее, зафиксировала Statista. Для понимания динамики роста можно вспомнить, что футбольный чемпионат мира-2014 в Бразилии принес ФИФА доход в $4,8 млрд (опять же речь идет о четырехлетнем цикле), тогда как НФЛ за один 2014 год сгенерировала $11,09 млрд. 

Почти половину — $2,96 млрд — от заработанного ФИФА в Катаре принесли сделки по продаже телевизионных прав, и здесь сравнение тоже будет не в пользу соккера. В 2023 году НФЛ подписала новые соглашения о правах на трансляцию с CBS, NBC, Fox, ESPN и Amazon на общую сумму около $110 млрд долларов за 11 лет ($10 млрд в год), что почти вдвое превышает стоимость предыдущих контрактов, констатирует The New York Times.

 

Пока ФИФА с трудом привлекает спонсоров к Клубному чемпионату мира ФИФА-2025, суммарные доходы 32-х команд НФЛ от спонсорства в сезоне 2024 года выросли на 6% до $2,49 млрд, информирует аналитическая платформа SponsorUnited. Общее количество активных сделок в лиге превысило 3 600, что на 9% больше, чем в 2023 году. Более 60% доходов от спонсорства НФЛ пришлось на категории продаж билетов, алкогольных напитков и телекоммуникаций. В тройку команд с наибольшим портфелем спонсорских контрактов входят «Джэксонвилл Джагуарс», «Даллас Ковбойз» и «Индианаполис Колтс».

При подсчете прибыли важно понимать расходы проводящей организации, а также городов и стран, ответственных за мероприятие. К примеру, ФИФА заработала $7,5 млрд от ЧМ-2022, но и потратила немало — $1,7 млрд. Правительству же Катара турнир и вовсе стоил фантастические $242,8 млрд при несопоставимых доходах от туризма, оценивающихся от $1,6 млрд до $2,4 млрд или 0,7-1,0% ВВП страны в 2022 году. Для сравнения, прошлогодний Супербоул прошел в Лас-Вегасе и позволил одному из крупнейших мировых центров развлечений аккумулировать $1 млрд всего за несколько дней.  

В трансляции американского футбола легче интегрировать рекламу

Супербоул — настоящий пир для американских телекомпаний. Согласно принципу ротации, событие поочередно транслируется медиаимпериями ABC/ESPN, Fox, CBS и NBC, принося огромную прибыль от рекламы. В 2024 году бренды потратили на продвижение своей продукции порядка $650 млн, отмечает Sports Business Journal, что на на $50 млн больше, чем годом ранее.

Очередной розыгрыш Супербоула должен увеличить эти доходы хотя бы по той причине, что транслирующий в 2025 году зрелище телеканал Fox продал более десяти рекламных слотов брендам продолжительность в 30 секунд за $8 млн — годом ранее максимальная стоимость рекламы составляла на $1 млн меньше.

«Супербоул имеет самую большую аудиторию среди американских телезрителей каждый год, и это единственное событие, где люди по-настоящему обращают внимание на рекламу. Реклама — это большая часть сделки, поэтому стоимость в $7-8 млн за 30-секундный слот вполне оправдана, — считает аналитик спортивного маркетинга в США Боб Дорфман. — Игра длится более трех часов, разбивается на множество отрезков, и за это время есть возможность интегрировать более 60 рекламных роликов. Соккер не обладает таким огромным конкурентным преимуществом».

 

ФИФА продает права на трансляцию мужского чемпионата мира более чем на 140 стран, и вещатели, как правило, не разглашают стоимость рекламы. Однако рекламное новостное агентство The Drum сообщило в 2022 году, что телекомпания ITV, один из двух основных бесплатных каналов Великобритании наряду с BBC, продавала 30-секундные рекламные слоты для четвертьфинала чемпионата мира между Англией и Францией за 400 000 фунтов стерлингов (порядка $500 000). По оценкам Дорфмана, американские рекламодатели платили около $1 млн за 30-секундный блок во время финала ЧМ-2022.

Вместо финала ЧМ более справедливым сравнением было бы противопоставление Супербоула финалу Лиги чемпионов УЕФА, который проводится ежегодно, и в обоих турнирах соревнуются клубные команды, а не национальные сборные. В 2023 году Европейский футбольный союз (УЕФА) подсчитал, что решающий матч между «Манчестер Сити» и «Интером» посмотрела глобальная аудитория в 450 млн человек, что значительно выше аудитории Супербоула. Однако общий доход турнира в том сезоне составил лишь около €3,2 млрд ($3,3 млрд).

Несмотря на огромное преимущество топовых турниров по соккеру над американским футболом, у НФЛ и Супербоула есть главное преимущество — это национальный, а не международный турнир с неповторимой аурой величия. Здесь каждому фрагменту потрясающей мозаики уделяется огромное внимание, начиная от подброса монетки и заканчивая грандиозным шоу в перерыве.

В 2015 году возможность придать красок финалу Лиги чемпионов увидела компания Pepsi, выступившая спонсором развлекательной программы перед решающим матчем Kickoff Show. С тех пор такие известные артисты, как Дуа Липа, Камила Кабельо и группа Black Eyed Peas выступали в начале глобальной трансляции. Однако ни один из них не произвел фурора, сравнимого с выступлениями во время Супербоула Мадонны или Бейонсе, не говоря уже о величественном 12-минутном перфомансе Майкла Джексона на Супербоуле-1993.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+