К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дипломаты обещают вернуть в Россию UFC: как это возможно и почему об этом заговорили

Фото Henning Von Jagow / EPA / TASS
Фото Henning Von Jagow / EPA / TASS
Спецпредставитель президента России Кирилл Дмитрием сообщил о возможном возвращении турниров UFC в Россию. Американский промоушен смешанных боевых искусств, возглавляемый другом Дональда Трампа Даной Уайтом, трижды заезжал в нашу страну, но ни разу после 2019 года. Forbes Sport расскажет, каковы шансы на скорое возвращение UFC в Россию, и зачем это лучшей лиге ММА в мире

«Работаем над возвращением турниров UFC в Россию», — так выглядит сообщение главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева в его телеграм-канале. То же самое он написал в соцсети Х, отреагировав на появление президента США Дональда Трампа на турнире промоушена в Майами 13 апреля. Позже этот пост был удален.

В феврале Дмитриев был назначен специальным представителем президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и был в составе российской делегации на первой за долгое время американско-российской встрече в Эр-Рияде. После летал в США, где проводил первые переговоры с официальными представителями Белого дома с начала «спецоперации»*.

Интерес Дмитриева к возвращению UFC в нашу страну неслучаен и возник не в 2025 году. Учрежденный и возглавляемый им Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был партнером американского бренда смешанных единоборств. Благодаря нему в 2018 году UFC приехал в Россию впервые и затем заезжал еще дважды.

 

Как Россия инвестировала в UFC

UFC побывал в России трижды за два года. В 2018 году в «Олимпийском» состоялся UFC Fight Night (не номерной турнир, без участия чемпионов промоушена), который собрал почти 23 000 зрителей, в апреле 2019 года полноценное шоу американского промоушена дебютировало в Санкт-Петербурге в «Юбилейном», а в ноябре того же года вернулось в Москву на хоккейную «Арену ЦСКА».

Это стало возможным после того, как в 2018 году Российско-китайский инвестиционный фонд, РФПИ и China Investments Corporation, возглавляемые Дмитриевым, а также Mubadala Investment Company из ОАЭ заключили с UFC партнерство. Это позволило не только проводить на территории России и СНГ турниры под брендом американского промоушена, но и производить лицензионную продукцию, владеть правами на выпускаемый медиаконтент, вести электронную торговлю и заключать спонсорские контракты.

 

С тех пор промоушен UFC расширял географию своих турниров, организовывая поединки все в новых странах: от Новой Зеландии до Японии, от Саудовской Аравии – до Швеции и Аргентины. Но с Россией после второго турнира в Москве больше не связывался, хотя все говорило о долгосрочном партнерстве. К концу 2018 года у UFC появился свой YouTube-канал на русском языке, русскоязычная версия сайта, которая существует до сих пор, а также дочерняя компания UFC Russia.

«Инвестиции в UFC Russia — это вложения в наших атлетов, которые получают дополнительную возможность выйти на международный уровень. Мы как участники проекта ставим цель поднять долю российских бойцов в турнирах UFC», — говорил Дмитриев после турнира в Санкт-Петербурге.

В 2020 году сообщалось, что UFC может приехать в Сочи и Москву, но в дело вмешалась пандемия, из-за которой главе промоушена Дане Уайту пришлось построить «Бойцовский остров» в Абу-Даби, где бойцы перед поединками находились в «пузыре». С 2022 года бои UFC на российской территории тоже не представлялись возможными.

 

Из «российского» в UFC остался только солидный список бойцов, которых несмотря на международную обстановку уволены из промоушена не были и даже, более того, выходили на поединки с флагом России. Еще от  UFC в нашей стране сохранился бесплатный контент: в конце декабря 2024-го телеканал «Матч ТВ» на три года продлил контракт на показ боев американского промоушена. Эксперты оценили эту сделку в $15 млн, что в 1,5 раза больше, чем канал заплатил в 2021 году.

Зачем UFC турниры в России и странах СНГ

Билетная выручка с шоу в «Олимпийском» составила всего $1,8 млн, что ниже средних цифр промоушена с одного мероприятия — $3-6 млн. Неудобной стала и разница во времени с главной платежеспособной аудиторией UFC в США, где основной доход генерирует система продажи онлайн-трансляций (PPV). Впрочем, даже если бы американцы и захотели купить трансляцию в неудобное время, то вряд ли бы стали это делать ради турнира, где 70% карда составили россияне.

Ситуацию мог бы исправить Хабиб Нурмагомедов — одна из главных звезд того времени. Но его бой с Конором Макгрегором состоялся в Лас-Вегасе через месяц после турнира в «Олимпийском» и установил новый рекорд по продажам PPV (было продано 2,4 млн подписок). По разным причинам в Россию в 2018-2019 годах не смогли приехать и другие топовые бойцы, а дыры в карде турнира приходилось закрывать отечественным бойцам из других промоушенов. Главы российских лиг были рады приезду UFC в страну, но не верили в успех предприятия в долгосрочной перспективе.

После начала «спецоперации»*, сообщалось, что UFC Russia практически прекратил свою деятельность. Источник Forbes Sport, пожелавший остаться анонимным, утверждает, что это не так:

«UFC никогда не уходила из России и продолжает работу, несмотря на того, что турниры в России не проводились с 2019 года. Продолжается партнерство с «Газпром-медиа», благодаря чему стал возможен контракт на показ турниров UFC на каналах «Матч ТВ», которые был продлен в декабре 2024 и стал крупнейшим контрактом на продажу спортивно-медийных прав в регионе за многие годы. Продолжается сотрудничество и со спонсорами, российские спортсмены продолжают выходит под флагом России и организация подписывает новые контракты с российскими спортсменами. Так в октябре 2024 года бойцом UFC стал уроженец Кемерово Артем Вахитов. Русскоязычная аудитория соцсетей UFC Eurasia составляет более 22 млн человек и выросла более чем на 5 млн только в прошлом году. В этом смысле UFC активно продолжала развивать свое присутствие на рынках России и СНГ». 

 

Российское присутствие в главном промоушене ММА оставалось на уровне времен до 2022 года. Перелеты в США, где проходят большая часть мероприятий UFC, стали менее доступны, но зато на рынке смешанных единоборств появился Ближний Восток. Саудовская Аравия и ОАЭ взяли на себя организацию части турниров промоушена, тем самым, упростив на них присутствие бойцов из России.

Логистика для них может стать еще проще, если Азербайджан утвердит за собой статус столицы UFC на Кавказе. В апреле было объявлено, что в этой стране пройдет первый в истории турнир промоушена — его 21 июня примет Baku Crystal Hall. Это вторая страна бывшего СССР, где пройдет турнир UFC. Ранее сообщалось о возможных мероприятиях в Грузии и Казахстане, но их организовать пока не удалось.

 «Азербайджан проводит этап «Формулы-1», и у них есть опыт орагнизации крупных спортивных мероприятий. В Азербайджане серьезно относятся к международным событиям, плюс это страна находится на Кавказе в двух часах лета от ключевых столиц региона, который славится своими бойцами. У них 45 олимпийских медалей в боевых искусствах: от бокса до тхэквондо и дзюдо. В стране большое количество спортсменов, которые потенциально могут выступать в UFC. Поддержку мероприятию напрямую оказывают министр спорта и президент Азербайджана. Турнир в Баку будет показан в прямом эфире канала ABC. Это фактически один из главных эфирных каналов в США. Это интересно и телеканалу, и принимающей стороне», — поясняет собеседник Forbes Sport.

Что должно случиться, чтобы UFC вернулся в Россию

13 апреля Дональд Трамп, его советник Илон Маск, и некоторые члены кабинета президента США сидели на трибуне в Майами на мероприятии UFC. Это второй турнир промоушена, на котором присутствовал Трамп с тех пор, как был избран президентом в ноябре, и первый за время его президентства.

 

Трамп поддерживал бренд UFC на протяжении десятилетий: обеспечивал еще никому неизвестный промоушен местами проведения боев и дружил с ее лидером Даной Уайтом. Тот стал членом его ближайшего окружения во время предвыборной кампании и рекламировал идеи будущего нового президента на всю страну. В том числе, и на платформе UFC.

«Президент Трамп и UFC — это культурные символы. Он является поклонником этого вида спорта и элитного соревновательного духа всех спортсменов, которые выходят в октагон», — заявил директор по связям с общественностью Белого дома Стивен Чунг в интервью CNN.

Во время телефонного разговора Трампа с Владимиром Путиным в середине марта, американский президент поддержал идею российского — организовать хоккейные матчи между игроками НХЛ и КХЛ. Затем посольство США поздравило российского капитана «Вашингтон Кэпиталз» Александра Овечкина с установлением исторического рекорда Национальной хоккейной лиги по количеству заброшенных шайб, подчеркнув, что хоккей является мостом между Россией и США.

Вероятно, ММА может тоже послужить сближению двух стран. Так, по крайней мере, считает Дана Уайт, который на вопрос, что должно случиться, чтобы UFC вернулся в Россию, ответил так: «Трамп и Путин должны решить это. Понимаешь, о чем я?»

 

По мнению собеседника Forbes Sport, для этого должно совпасть сразу несколько факторов:

«UFC — это прежде всего бизнес и работает там, где работает ее бизнес-модель. Там, где есть партнеры в виде местных правительств и крупных спонсоров, готовых оплатить проведение турниров, что в зависимости от региона и типа турнира может составлять от $12 до $30 млн. Основной бизнес UFC строится на том, чтобы проводить мероприятие достаточно дорого. Если нет оплачивающей стороны, то только за счет билетов турнир не окупить. В основном UFC зарабатывает на продаже медийных прав, спонсорских возможностей и подписках на собственное приложение UFC Fight Pass.

Во-первых, для того, чтобы в Россию вернулся UFC, должны быть преодолены юридические барьеры в виде различных ограничений. Все-таки UFC — это часть компании TKO Group, которая торгуется на американской бирже. Во-вторых, должна появиться заинтересованная сторона, готовая выступить спонсором турнира, потому что это достаточно дорого».

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется нападением, вторжением либо объявлением войны, если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+