Загитова — Forbes: «Начинающему продюсеру сложно занять свою позицию в индустрии»

«Такого еще никто не делал»
— Ваше новое шоу «Ассоль» рекламируется не как традиционное, а как рок-мюзикл на льду. Что это значит? Такого же еще не было в России?
— Мы с командой решили внести в мир фигурного катания новый жанр. Вообще, я вас поправлю — такого не было не только в России, но и в мире. Может показаться, что я говорю немного свысока, но это факт. Такого еще никто не делал. Мы идем в новом направлении и совмещаем современную симфоническую музыку с роком.
— И в чем же состоит главное отличие «Ассоль» от постановок, к которым мы привыкли в России?
— Это синтез жанров и видов искусства: фигурное катание, поэзия, современная хореография с элементами балета в стиле Дианы Вишневой (одна из первых балерин, попробовавших себя в жанре Art & Dance Performance — Forbes Sport), рок-музыка, выступление артистов мюзикла и цирка. Кстати, у нас будут живые музыканты — рок-группа, которая на протяжении всего шоу будет исполнять живую музыку.
— Рок-группу вы подберете в Санкт-Петербурге?
— Пока рассматриваем варианты. Конечно, учитывая место, где мы выпускаем шоу, хочется привлекать как можно больше людей из Петербурга, находить новые таланты.
— Для большинства ледовых шоу в нашей стране главное время — новогодние каникулы, именно к ним приурочивают премьеры, в эти дни идет борьба за ледовые дворцы. Вы же запланировали «Ассоль» на лето. Рассчитываете использовать интерес к «Алым парусам», которые пройдут в Петербурге в это же время?
— Да, конечно. У меня не было ни одного выпускного в жизни — ни в детском саду, ни в школе, ни в университете. И я шучу, что мне пришлось делать масштабное ледовое шоу в Петербурге, чтобы приехать на праздник выпускников «Алые паруса», что всегда было моей мечтой. Представьте: белые ночи, теплое время года, Санкт-Петербург..
— «Ассоль» — это чисто питерская история? Или шоу станет постоянным проектом, который поедет с гастролями по городам и странам?
— Такие планы есть — возить шоу по городам нашей страны. И, возможно, удастся показать его за пределами России.
«Мне нравится браться за то, что еще никто не делал»
— «Щелкунчик», «Золушка», «Белоснежка» — российские продюсеры ледовых представлений часто берут за основу проекта детские сказки. Почему вы выбрали «Ассоль»? Насколько мне известно, никто ранее не использовал произведение Грина.
— Поэтому и выбрали. Мне нравится браться за то, что еще никто не делал. Но еще во мне очень отзывается история Ассоль — я думаю, что мы с ней очень схожи. Знаете, вайб совпал, как сейчас это модно говорить. Как мне кажется, случилось полное попадание в меня и в мою жизнь: я тоже шла к своей мечте через непонимание и хейт.
— А не было такого, что на выбор темы повлияло желание отличаться от конкурентов?
— Нужно выбирать темы, которые в тебе откликаются, и тогда ты с удовольствием будешь погружаться в них с головой. Все постановщики разные, с разными характерами, и в любом случае у всех получаются разные проекты. Да, на моем проекте работает режиссер, которая ставит ледовые шоу и для других фигуристов. Но в целом мы столкнулись с тем, что очень мало профессионалов в этой области.
Поэтому мы позвали в команду людей, которые больше работают с театром. Композитор Андрей Зубец пишет музыку для спектаклей театра Вахтангова и Ленкома, спектакль нашего сценариста Ники Симоновой в соавторстве с рэпером Бастой получил премию «Звезда театрала». А художник-постановщик Юрий Антизерский больше 40 лет работает со звездами шоу-бизнеса, создавал визуал для шоу Аллы Пугачевой, Патрисии Каас и многих других.
— Наверное, не только с режиссерами есть проблемы: со стороны кажется, что у продюсеров ледовых шоу идет борьба и за фигуристов, и за хореографов. Это действительно так? Может ли один и тот же спортсмен, например, выступать в шоу Навки и Авербуха, Плющенко и Загитовой? Или в контрактах прописываются специальные условия, чтобы такого избежать?
— Я не могу говорить за другие команды. После объявления о запуске шоу «Ассоль» нам написало много фигуристов, выступающих уже в других проектах. Это показатель того, что к нам люди тянутся и хотят у нас выступать. Но чтобы частично избежать этой борьбы за фигуристов с другими продюсерами мы организовали кастинг. Хотим собрать свою команду. Мы получили больше 200 заявок со всей страны, сейчас отбираем и будем приглашать кандидатов на следующий этап просмотра. Мы даем шанс людям исполнить свою мечту и выйти на лед с олимпийскими чемпионами. Мне кажется, это важно. Я когда-то тоже приехала в Москву за своей мечтой из маленького Ижевска, и в какой-то момент перестала верить в себя. Но в итоге рядом со мной оказались нужные люди, которые дали мне шанс, и в итоге все получилось.
«Самое главное — это отклик людей»
— Наши фигуристы стали неплохо зарабатывать во время отстранения от международных соревнований: призовой фонд на внутренних стартах увеличился в разы. Тем не менее, участие в ледовых представлениях все равно составляет значительную часть заработка. Сколько за три дня проекта «Ассоль» смогут заработать фигуристы у вас?
— У нас будет несколько олимпийских чемпионов — Леша Ягудин, Дима Соловьев. Я как олимпийская чемпионка могу сказать, что заработок для них будет весомым. Мы оплачиваем не только выступления, но и репетиции, которые в основном будут проходить по ночам и занимать большое количество времени: по 6−7 часов практически каждый день. Я скажу так: на гонорары фигуристов мы тратим плюс-минус 10% от всего бюджета шоу.
— Согласно открытым данным, бюджет одного шоу составляет от 20 до 100 млн рублей, или даже больше. Каким будет бюджет вашего?
— Я не хочу разглашать полный бюджет шоу, но он довольно внушительный. Чего только стоит аренда катка в «Ледовом дворце» — это более 10 млн рублей. Плюс техническое обеспечение, визуальное оформление, костюмы, продвижение проекта, бэк-офис. А еще будет запись оркестровой музыки на студии. Вот и считайте.
— В прошлом году вы уже подавали заявку на грант для шоу «Алые паруса». Тогда ее отклонили из-за отсутствия привлеченного дополнительного финансирования. Сейчас вам удалось найти источники таких средств? Насколько это сложно?
— У нас была неудачная попытка заявки на государственный грант, но это полностью моя ошибка. У меня не было опыта в подаче заявок, поэтому в гранте нам отказали. Мы начали искать партнеров, которые могли бы нам помочь в реализации проекта. Стучались абсолютно во все двери, зная, что рано или поздно одна из них откроется, главное — стараться, пытаться и верить.
В какой-то момент, на самом деле, я немного опустила руки — начинающему продюсеру сложно занять свою позицию в этой индустрии. Но очень круто, что мы нашли партнеров, которые поддержали проект. Поверили в нас.
Я уверена, что у нас получится очень крутое шоу, наравне с нашими титанами в этой сфере. Вспоминаю свое первое шоу «Хранители времени», я думала, что вот он — масштабный проект. А теперь я вижу, что «Ассоль» намного масштабнее. И с каждым разом я надеюсь, что будет все лучше и грандиознее.
— «Хранители времени» были вашим дебютом в роли продюсера. Как вы оцениваете этот опыт? Были какие-то ошибки, которых вы постараетесь избежать во втором проекте?
— Это 100% не был блин комом. Для меня самое главное — это отклик людей. Наше шоу посетили десятки тысяч казанцев, а многие специально приехали из других городов, чтобы увидеть ледовый спектакль. И зрители были очень довольны, многие хотели посмотреть шоу еще раз, даже говорили, почему так мало показов. Это был мой первый продюсерский проект и он был сделан в кратчайшие сроки. Такие шоу делают порядка девяти месяцев, а мы сделали за три. Да, не все было идеально, но мы сделали выводы и учитываем их в дальнейшей работе.
«Моя главная задача — реализовать себя в роли генерального продюсера»
— Как происходит процесс создания ледового шоу — от задумки до реализации? Например, вы вдохновляетесь прочитанным произведением, потом собираете команду или пишете менеджеру, смотрите свободные арены, ищете фигуристов — или может все в обратном порядке?
— С «Ассоль» было так. Я прочитала «Алые паруса» и вдохновилась. Потом в Санкт-Петербурге на каком-то из соревнований я решила зайти в книжный магазин и купить первую попавшуюся книгу. И «первой попавшейся» стали «Алые паруса». Я подумала: «Ну это судьба, 100%». И потом мне стали часто попадаться силуэты алых парусов, каких-то кораблей. После тех знаков судьбы я подумала, что в 2025 году точно реализую проект. И как-то так совпало, что именно в этот момент я нашла инвесторов.
Хочется сказать людям, что надо верить в чудеса, в свою мечту и не опускать руки при первом же провале. Провалы случаются, к сожалению. Я попала в нужную команду профессионалов, которые меня сегодня поддерживают.
— Сколько человек в команде, которая работает над шоу?
— Творческая группа, продюсеры, маркетологи — всего около 15 человек.
— В фигурном катании остро стоит проблема авторских прав на использованную музыку, это постоянная тема споров. Вы из-за этого привлекли композиторов?
— Да, музыку мы пишем сами полностью, но авторские права не главная причина. Вся музыка пишется эксклюзивно для шоу, так же, как и стихи, и это позволяет нам создать уникальное звучание и заложить в историю оригинальные смыслы. Сюжет мы тоже несколько корректируем, как вы можете понять, потому что это рок-мюзикл. Единственное, мы не можем назвать шоу «Алые паруса», потому что этот знак уже зарегистрирован, поэтому проект получил название «Ассоль». Мне кажется, что это название даже больше подходит.
— Команда уже почти собрана, много людей работает, приведет ли это к созданию постоянной продюсерской компании, которая будет выпускать шоу каждый год? Если да, то что станет конкурентным преимуществом именно вашей компании в борьбе за аудиторию на рынке?
— Я живу сегодняшним днем. На данный момент моя главная задача — реализовать себя в роли генерального продюсера. А там поживем, увидим, к чему это приведет. Главное работать и полностью вкладываться в свое детище, как мы сейчас вкладываемся в «Ассоль». Я, конечно же, до последнего очень буду переживать, что никто не придет ко мне на шоу, или будет очень мало зрителей. Но верю в себя и команду, и в то, что людям интересны искусство и спорт, поэтому приглашаю всех на премьеру.