К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Война до последнего кроссовка: как тарифы Трампа меняют рынок спортивных товаров

Фото Lauren DeCicca / Getty Images
Фото Lauren DeCicca / Getty Images
Тарифный блицкриг Дональда Трампа и начало торговой войны между США и Китаем так или иначе оказывают воздействие на все отрасли мировой экономики. Но есть сферы, которые оказались наиболее уязвимыми — в их числе производители спортивной продукции. Forbes Sport рассказывает, почему индустрия опасается высоких тарифов для стран Азии

Из-за новых тарифов компании начали выводить производство из Китая в другие страны Азии

Временная заморозка введения новых повышенных пошлин, безусловно, обрадовала производителей спортивной продукции. Например, сразу после этого действия Трампа стоимость акции многих компаний увеличились более чем на 10%. Например, у Under Armour рост составил 14%, а у On Holding — 15,7%. Вот только у того же Under Armour в течение первых шести дней после введения тарифов цена акций обвалилась на 24,9%. И даже после небольшого отскока она находится на самом низком уровне с августа 2020-го.

Обрушение ставок легко прогнозировалось. Ведь несмотря на все «импортозамещение» последнего десятилетия, зависимость производителей от Азии все еще остается огромной. Компании приобретают как готовую продукцию, так и сырье у азиатских производителей.

Экономическое противостояние между США и Китаем продолжается не первый год. Страны постоянно соперничали друг с другом, но активная фаза началась в январе 2018-го во время первого президентского срока Трампа, когда обе страны поочередно ввели повышенные ставки на некоторые виды товаров, в том числе и на различное оборудование.

 

Как сообщает Reuters, нестабильная ситуация, а также сложность с последующим прогнозированием событий «торговой войны», вынудили тогда американских производителей начать снижать зависимость от Китая. Но они поступили максимально для себя логично: вместо переноса производства в свои страны, решили «открыть» новые азиатские рынки.

Telegram-канал Forbes Sport
Канал о спорте, бизнесе и финансах в России и в мире
Подписаться

Главным бенефициаром новой политики стал Вьетнам — так, Nike закрыл несколько заводов в Китае, и перенес в соседнюю  страну. У Вьетнама есть несколько преимуществ. Во-первых, исторически развитая легкая промышленность. Во-вторых, и что самое главное — дешевая рабочая сила и поддержка государства. По подсчетам портала Berunwear, затраты на производство товаров во Вьетнаме могут составить до трети от затрат в Китае. Однако теперь политика, которая тогда казалась рациональной, больше не приносит ожидаемых бонусов.

 

«Компании, которые много лет усердно работали над снижением зависимости от Китая, ориентируясь на такие страны, как Вьетнам, осознали, что на самом деле нигде не получится спрятаться», — подвел печальный итог в интервью Reuters аналитик BMO Capital Markets Симеон Сигел.

И Вьетнам – это только одна из азиатских факторий. Зависимость от Азии у производителей продукции остается критически большой.

На Nike во Вьетнаме работают 460 тысяч человек — в сто раз больше, чем в США

После заморозки пошлин, американское издание Sportico провело большое исследование производителей спортивных товаров и азиатских поставщиков. Всего они изучили деятельность 11 компаний, в том числе adidas, Puma, Nike, Fanatic, New Era Сap, Asics. Не все эти компании производят продукцию еще в США, но все они экспортируют свои товары с азиатских заводов.

 

Суммарно эти 11 компании закупают продукцию, либо производят свою на 2508 фабриках по всему миру. И 80% из них находятся в Восточной и Южной Азии.

  • 35% заводов производителей и поставщиков базируются в Китае;
  • 18% – во Вьетнаме;
  • 6% – в Индонезии;
  • 4% – в Камбодже;
  • 3% – на Тайване. На остальные азиатские страны приходятся 14% производств.

Отметим, что речь не идет о том, что 80% товаров производится в Азии — указано именно количество заводов, что работают с компаниями. У Under Armour сразу 63% одежды и аксессуаров производятся в Иордании, Вьетнаме, Камбодже и Индонезии. А у Nike половина всей обуви и 30% одежды сейчас выпускается во Вьетнаме. И производство обуви во Вьетнаме приносит Nike и adidas свыше $20 млрд в год.

Еще большее поражает количество сотрудников компаний спортивной одежды и обуви в Северной Америке и Азии. На Nike, главного американского производителя, в США работают 4,1 тысячи сотрудников на 28 фабриках. Во Вьетнаме заводов 130, а сотрудников 460 000 — более чем в 100 раз больше, чем в Америке.

Согласно анализу Sportico, 92% от всей продукции немецкого adidas готовится в Азии, у другой немецкой компании — Puma — объем дошел сразу до 94%. Конечно, не все эти товары подпадают под действие новых тарифов Трампа:  adidas только 22% от своей продукции поставляет в Северную Америку. А вот Nike очень зависит от родного рынка: здесь реализуется 43% продукции компании.

Если в июле Трамп вернет ставки на прежний уровень (46% для Вьетнама, 49% для Камбоджи или 32% для Индонезии), то выиграют компании с наиболее диверсифицированными цепочками поставок. Такие как Fanatics, которая поставляет джерси клубам НХЛ или фанатскую продукцию во всех американских лигах. У этой компании свыше 40% поставщиков находятся за пределами Восточной Азии. Правда, и объемы ее производства несопоставимы с теми, что есть у Nike или adidas.

 

Футбольная форма в США может подорожать на 15%

Предполагается, что если же все-таки пошлины будут сохранены, то компании смогут компенсировать убытки только одним способом — резким увеличением цен. По оценке аналитиков UBS, чтобы нивелировать убытки только с вьетнамских поставок, придется повысить цену минимум на 10-12%.

В то же время на фоне экономического кризиса и роста инфляции, американские потребители могут и на захотеть покупать товары по повышенной стоимости. Это приведет к еще большим расходом производителей, новому росту цен и так далее. Например, по оценке Footy Headlines, комплект футбольной формы в США может подорожать в среднем на $15 . Но по мнению экспертов BBC, из-за особенностей поставок цены вряд ли увеличатся более чем на $5.

Одна из заявленных целей политика Трампа — это не только ослабление китайской экономики, но еще и перенос производства на территорию США. Однако, по мнению главного экономиста Annex Wealth Management Брайана Якобсена, на это потребуются годы. Плюс перенос производства на данный момент нецелесообразен из-за высокой стоимости рабочей силы.

И пока непонятно, как это может затронуть российский рынок. Администрация Трампа еще на год продлила санкции против России, и не попала в число стран, против которых ведены новые тарифы. Однако остается высокая вероятность того, что после вступления в  силу новых тарифов азиатские поставщики повысят цены, чтобы сократить убытки. И все это на фоне неопределенного будущего курса рубля к доллару и юаню. 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+