К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Это круче, чем Супербоул»: как индийская лига крикета зарабатывает $16,4 млрд в год

Матч кубка мира по крикету между сборными Индии и Пакистана (Фото J. Conrad Williams / Newsday RM via Getty Images)
Матч кубка мира по крикету между сборными Индии и Пакистана (Фото J. Conrad Williams / Newsday RM via Getty Images)
Классический европейский футбол занимает первое место по популярности в мире — им увлекаются 3,5 млрд человек. Однако к виду спорта №1 уверенными темпами приближается крикет (2,5 млрд), который к тому же демонстрирует огромный коммерческий рост. В 2024 году Индийская премьер-лиги крикета (IPL) заработала $16,4 млрд, а матч Кубка мира Индия – Пакистан собрал у экранов 400 млн зрителей. Forbes Sport рассказывает о причинах успеха индийской лиги, попытках раскрутить лигу крикета в США и конкуренции со стороны Саудовской Аравии

Стоимость самого дорогого билета на игру Индия — Пакистан составила $52 000

9 июня 2024 года на временном стадионе в парке Эйзенхауэра в Нью-Йорке творилось сумасшествие – матч Кубка мира по крикету T20 между Индией и Пакистаном собрал более 34 000 болельщиков и во много раз большая аудитория наблюдала трансляцию события. 

Огромный ажиотаж был предопределен не только статусом лучших команд мира, но и размерами населения этих стран (суммарно в них живет почти 1,7 млрд человек) и непростыми политическими отношениями между странами. За 77 лет с момента окончания британского колониального правления между Индией и Пакистаном случилось три войны, и были введены жесткие ограничения на обмен товарами и гражданскими лицами – несмотря на общую границу, культуру и тесно переплетенную историю.

Международный совет крикета (ICC) подвергся критике за очень высокую стоимость билетов — от $300 до $10,000, при этом цены у перекупщиков стартовали с $830, а за самый дорогой билет просили целое состояние — $52 000. Чтобы удовлетворить бешеный спрос, организаторы турнира организовали просмотр матча на огромных мониторах стадиона «Сити-филд» бейсбольной команды «Нью-Йорк Метс». Дополнительно за игрой там наблюдала аудитория в 8 000 человек.

 

«Потрясающие эмоции! — цитирует The New York Times фаната сборной Индии и предпринимателя из Тампы Чанду Талла, который пришел на матч со своим сыном Арьяном. — Мы заплатили по $2 500 за билет и не пожалели. Это была мечта, ставшая реальностью — увидеть Индию здесь».

«Противостояние между Индией и Пакистаном — это круче, чем Супербоул! Вот что это такое», — передал атмосферу поединка, завершившегося сенсационной победой Индии со счетом 119:113, приехавший из Балтимора пакистанский фанат Басита Кадри.

 

Сравнение с Супербоулом вполне оправдано. Если финальную игру Национальной футбольной лиги по американскому футболу (НФЛ) между «Филадельфией Иглз» и «Канзас-Сити Чифс» посмотрело по всему миру 126 млн человек, то матч Индия – Пакистан на Кубке мира-2024 привлек к экранам 400 млн зрителей. По данным консалтинговой компании Anderson Economic Group, экономический эффект от поединка Индия – Пакистан составил $78 млн.

Решение провести в 2024 году чемпионат мира по крикету короткого формата T20 (встреча длится не более 3,5 часов) в США призвано стимулировать рост популярности этого вида спорта в стране. Прибыль, полученная от матчей, сыгранных в Нью-Йорке, была инвестирована в повышение осведомленности о крикете. Следуя по стопам других стран, занимающихся крикетом, в 2023 году США основали собственную лигу. Первый сезон Высшей лиги крикета (MLC) прошел в течение трех недель в Северной Каролине и Техасе с участие шести команд и принес доход в $8 млн.

Крикет имеет долгую историю в США. Первая международная игра состоялась между Штатами и Канадой в 1844 году в Нью-Йорке, но в итоге крикет проиграл битву за популярность бейсболу и другим видам спорта. Однако в последние годы игра становится все более заметной. Организованы сотни клубных команд, и уже не редкость увидеть игры в общественных парках в крупных городах США, где команды в основном состоят из индийских, пакистанских, шриланкийских и бангладешских общин.

 

Доход Индийской премьер-лиги крикета (IPL) в 2024 году составил $16,4 млрд

«Крикет, пожалуй, единственный вид спорта, который одновременно является самой популярной игрой на таком большом рынке, как Индия, и быстро растет на многих новых рынках, таких как США, – констатирует генеральный директор команды «Райяштан Роялз» Индийской премьер-лиги крикета (IPL) Майк Фордхэм. – А если учесть тот факт, что крикет был включен в программу Олимпийских игр 2028 года в Лос-Анджелесе, и есть большая вероятность, что Игры-2036 пройдут в Индии, потенциал этого вида спорта очевиден».

Главным драйвером роста крикета по-прежнему остается Индия, чему во многом способствуют не только рост населения страны (1,4 млрд), но и развитие экономики. По прогнозам исследовательского центра Goldman Sachs Research, к 2075 году Индия станет второй по величине экономикой мира. В стране все еще остаются сотни миллионов очень бедных людей, но их доля снижается по мере роста хорошо образованного городского среднего класса.

Крикет — самый популярный вид спорта не только в Индии, но и других странах Южной Азии. Если добавить население Афганистана, Бангладеш, Непала, Пакистана и Шри-Ланки, то получится, что каждый четвертый человек на планете живет в странах, где крикет является видом спорта номер один. И это не считая поклонников этого вида спорта в Австралии, Великобритании, Ямайке, Южной Африке и везде, где эта игра тоже любима.

По данным лондонской компании Oakwell Sports Advisory, «90% от миллиарда поклонников крикета в возрасте от 16 до 69 лет по всему миру составляют жители Индии», а «индийский рынок более чем в два раза превышает рынок остальных 11 стран – полноправных членов ICC (Международного совета по крикету) вместе взятых».

Неудивительно, что индийская IPL показывает беспрецедентный коммерческий рост. Согласно исследованию американского инвестиционного банка Houlihan Lokey, по итогам 2024 года доход IPL вырос до $16,4 млрд (рост на 6,5% по сравнению с прошлым годом), утверждает Statista. Это второй показатель в мире после НФЛ, которая заработала в прошлом году $23 млрд.

 

С момента своего учреждения в 2008 году IPL объединила маркетинг в американском стиле с блеском Болливуда и энергией огромного населения Индии, превратив спорт, который долгое время был финансово отстающим, в сверхприбыльную индустрию. Несмотря на сезон, который длится всего восемь недель каждую весну, в 2022 году лига установила очередной рекорд по стоимости продажи внутренних телевизионных прав – $6,02 млрд по рассчитанному до 2027 года контракту, отмечает BBC. Эта сделка более чем в два раза превышает сумму в $2,4 млрд, которую Star India заплатила за предыдущие пять сезонов IPL.

Половину стоимости ТВ-прав выкупила компания Viacom18, принадлежащая индийскому миллиардеру Мукешему Амбани, вторая часть досталась индийскому медиаконгломерату Star India, которым владеет Disney. В среднем за матч доход лиги от телевидения составляет $15,1 млн – больше, чем в футбольной английской Премьер-лиге (АПЛ), и лишь немногим меньше, чем $17 млн, которые зарабатывает за каждую игру НФЛ.

Саудовская Аравия намерена составить конкуренцию IPL запуском Глобальной лиги крикета T20

Успешным стратегическим шагом IPL стал отказ от традиционного формата крикета, включающего пятидневные матчи с перерывами для игроков на чай, и принятие упрощенного набора правил, известного как Twenty20 (T20). Длящиеся в среднем три часа матчи удачно легли в телевизионные сетки, названия команд в стиле НФЛ («Калькута Найт Райдерс», «Дели Кэпиталз»), а также привлечение на игры звездных исполнителей и шоу чирлидеров, создали очень привлекательную продаваемую картинку.

Когда в 2008 году были проданы первые восемь франшиз IPL, их общая стоимость составила $700 млн. Но уже в 2021 году за две франшизы расширения в Лакхнау и Ахмадабаде удалось выручить 1,2 млрд фунтов стерлингов. Большинство команд принадлежат самым богатым семьям и крупнейшим конгломератам Индии. К примеру, семья Амбани, справившая в 2024 году свадьбу за $600 млн, является совладельцем пятикратных чемпионов IPL «Мумбаи Индианс».

 

Несмотря на то, что с момента своего основания IPL была пронизана частыми коррупционными скандалами, включая обвинения в мошенничестве на торгах, уклонении от уплаты налогов, инсайдерских сделках и незаконных азартных играх, это не отразилось на уровне роста лиги.

Потенциальной угрозой доминированию IPL может стать запуск Саудовской Аравией Глобальной лиги крикета T20. В этом заинтересовано спортивное подразделения Суверенного фонда благосостояния королевства (PIF). Ожидается, что новая лига включит восемь команд, которые будут соревноваться четыре раза в год в различных уголках планеты, как это происходит в теннисных турнирах «Большого шлема».

Правительство Саудовской Аравии выделило инвестиции в $500 млн на учреждение новой лиги крикета, что соответствует более широкой стратегии арабского государства по расширению своего присутствия в международном спорте, включая вложения в чемпионат мира по кольцевым автогонкам «Формула-1», получение прав на проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2034 года и множество других проектов.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+