Шляпки, розы и Симона Байлз: как скачки в Кентукки стали успешным спортивным ивентом

Когда Forbes USA составлял своей рейтинг Forbes Fab 40 — самых ценных спортивных спортивных брендов в четырех категориях, скачки в Кентукки входили в топ-10 в категории спортивных событий вместе с Супербоулом, Олимпийскими играми, чемпионатом мира по футболу и другими крупнейшими мероприятиями. Стоимость бренда оценивали в $70 млн. Причем, Королевских скачек в Аскоте и дерби в Эпсоме, с которых во многом основатель Мэриуэзер Льюис Кларк-младший скопировал свое американское детище в 1875 году, в списке самых ценных не было.
Дерби в Кентукки считается старейшим из существующих спортивных мероприятий в США. Постепенно обычные скачки превратились в масштабное многодневное событие, которое окружено не только спортивными соревнованиями. Накануне непосредственно главного забега проходит Kentucky Oaks — скачки трехлетних кобыл, а еще две недели жители Луисвилла и туристы празднуют на приуроченном к событию фестивале. Причем, сам главный забег трехлетних чистокровных скакунов в первую субботу мая длится всего две минуты, но уже не одно десятилетие он называется «величайшими двумя минутами в спорте».
Ипподром «Черчилль-Даунс», которым, как и самим дерби, управляет компания Churchill Downs Inc., каждый год посещают более 150 000 человек, а трансляции смотрят 20 млн телезрителей в 170 странах. В этом году самые доступные билеты стартуют со $115, но они позволяют просто войти на территорию и, присев на плед, смотреть скачки на большом экране. На установку нового экрана вместе с реконструкцией ипподрома было потрачено $500 млн, $200 млн из которых — на паддок, где болельщики могут посмотреть, как седлают лошадей перед скачками. Если, конечно, не пожалеют $12 000.
Билетов на внутреннее поле ипподрома (инфилд), где собираются обычные люди, в этом году уже нет, но средняя цена на них в прошлые годы могла достигать $1700 на вторичном рынке билетов TicketiQ. Стоимость самых дорогих мест превышала $65 000. На трибунах и в ложах собираются королевские особы (в Кентукки, например, приезжали и Елизавета II, и принцесса Маргарет), миллионеры и знаменитости.
На ипподроме заботятся о красивой картинке для соцсетей: цветочные стенды и почетные маршалы
Селебрити всегда заполняли трибуны, но с 2012 года кто-то из них выступает в роли главного маршала, командующего жокеям занять свое место в седле. Первым стал известный баскетбольный тренер Джон Калипари, который в те годы работал со студенческой командой Университета Кентукки.
В последующие годы многие из почетных маршалов имели какое-то отношение к штату — Чарли Стронг тренировал студенческую команду Луисвилла по колледж-футболу (студенческий американский футбол), квотербек Тедди Бриджуотер когда-то за эту команду играл, Лейла Али является дочерью рожденного в Луисвилле легендарного Мухаммеда Али.
В конце концов, это стало традицией, весьма привлекательной в маркетинговом плане. Особенно, если «Всадники, в седло!» кричит голливудский актер Джефф Бриджес (2017), один из самых знаменитых в мире игроков в американский футбол Патрик Махоумс (2023) или величайшая гимнастка в истории Симона Байлз, которую пригласили выступить в почетной роли на ближайших скачках в мае этого года.
Знакомое всем имя и лицо сразу повышает охват в СМИ и социальных сетях, а социальные медиа для дерби в Кентукки очень важны, чтобы привлекать молодую аудиторию. В последние годы у скачек действительно появилось новое поколение болельщиков, и на ипподроме «Черчилль-Даунс» очень серьезно относятся к тому, чтобы обеспечить им подходящий цветочный фон для фотографий в Instagram (принадлежит компании Meta, признана экстремистской и запрещена в России) или пригласить известного рэппера или инфлюенсера в качестве дополнительного шоу.
Запрет на ставки угрожал существованию дерби, сейчас беттинг-партнер собирает рекордные деньги
Скачки еще с начала XVII века связаны с беттинговой индустрией так тесно, как, наверное, никакой другой спорт, и когда в США в конце XIX века набрала силу кампания против ставок на скачках, это начало угрожать существованию Кентуккийского дерби. Когда это привело к запрету букмекерских контор, в Кентукки, а потом и на других аналогичных соревнованиях, ввели тотализаторы.
Сейчас дерби в Кентукки каждый год бьет рекорды по объему ставок — в 2024 году общий объем составил $320,5 млн, а их официальный беттинговый партнер TwinSpires принял рекордные $92,1 млн. Название конторы переводится как «шпили-близнецы», а реальные шпили являются настоящим символом ипподрома со 130-летней историей. Их построили в 1895 году во время реконструкции «Черчилль-Даунс». Архитектор Джозеф Балдес придумал их, потому что захотел придать новой трибуне выразительный вид. С тех пор Twin Spires изображаются на сувенирной продукции и пользуются популярностью у коллекционеров.
Контора TwinSpires — далеко не единственный партнер и спонсор. Ford недавно продлил контракт в качестве эксклюзивного автомобильного партнера, пивоварня TEN20 Craft Brewery уже не первый год выпускает фирменное пиво «Churchill Downs Light», а Longines десятилетия является официальным хронометристом скачек в Луисвилле.
Woodford Reserve, производитель бурбона, в 1999 году стал алкогольным спонсором мероприятия, и буквально спас еще одну давнюю традицию.
В 90-х традиция пить мятный джулеп едва не умерла, спас новый спонсор
Знаменитый мятный джулеп — это такой же официальный и ассоциирующийся с дерби напиток, как Honey Duece с US Open или шампанское с клубникой с Уимблдоном. Джулеп, который готовится на основе бурбона с сахарным сиропом, мятой и большим количеством льда, — традиционный напиток американского Юга, и, разумеется, на ипподроме его тоже подавали с самого начала. Исторические хроники гласят, что основатель скачек Мериуэзер Льюис Кларк-младший во время скачек в 1877 году устроил вечеринку, на которой среди приглашенных оказалась польская актриса Елена Моджеска, по замужеству являющаяся еще и графиней. Так получилось, что именно перед ней хозяин вечера поставил большую чашу с мятным джулепом, из которой предполагалось наливать каждому гостю. Однако графиня решила, что вся эта посудина предназначается ей, пригубила, а затем попросила принести такую же своему мужу.
История передавалась из уст в уста и добавляла популярности мятному джулепу, который в итоге в 1939 году стал официальным напитком Кентуккийского дерби, продающимся в брендированных сувенирных стаканчиках. Они тоже появились благодаря курьезу. На ипподроме стали замечать, что зрители забирают стаканы от коктейля с собой, но вместо того, чтобы бороться с этим невинным воровством, они повысили цены и стали продавать джулеп вместе со стаканом.
Цены на напиток растут до сих пор. В 1940 году он стоил 75 центов, в 1980-м — $3, в 2006-м — $9, а в 2024 году — уже $22. Причем, в благотворительных целях Woodford Reserve ежегодно продает 75 стаканчиков с мятным джулепом по $1000 и $2000. Те, что подешевле, сделаны из серебра с ручной гравировкой, а внутри — премиальные ингредиенты. Дорогой вариант стакана представляет собой серебряную посуду, покрытую 24-каратным золотом и украшенной подковой из 43 бриллиантов.
В 1990-х джулеп утратил былую популярность и перестал быть солидным источником дохода. «В те годы у напитка была очень плохая репутация, — рассказывал Крис Моррис, представитель Woodford Reserve. — Он был слишком сладким и сиропообразным, и фактически, в нем даже не было бурбона». Люди, конечно, покупали его, но исключительно, чтобы следовать вековой традиции. «Зажать нос и выпить залпом один мятный джулеп на ипподроме — таково было отношение», — говорил Моррис. Но приход Woodford Reserve ситуацию изменил, когда стал партнером скачек в 1999 году. Они создали новый рецепт коктейля, который теперь ежегодно распродается в количестве 120 000 порций. На них уходит около 45 кг мяты, 20 000 бутылок Woodford Reserve и 24 000 бутылок Old Forester.
Попона из роз вручается более 100 лет, шляпки носили всегда
Еще одна традиция — возлагать на скакуна-победителя попону из 400-500 свежих роз — тоже появилась в конце XIX века, а в 1925 году забег в Кентукки назвали «Забегом за розами». Разумеется, со временем у дерби появился официальный партнер-флорист. С 1987 года плетением попоны занимается компания Kroger.
Более десятка мастеров-флористов за несколько дней до скачек садятся в магазине Kroger в Мидлтауне, штат Кентукки, и прямо на глазах покупателей и любопытствующих семь часов подряд творят красоту из сотен свежих роз сорта Freedom. Каждый цветок отбирается вручную, вставляется в капсулу с водой, чтобы сохранить его свежим, а затем вшивается в основу.
Попона, размером 3 м на 0,5 м и весом 18 кг, отправляется потом в сопровождении полиции в «Черчилль-Даунс», где выставляется для зрителей, пока не будет возложена на победителя.
Но красота скачек в Кентукки не только в розах. Каждая зрительница, как в Аскоте и Эпсоме, должна украсить свою голову шляпкой. Причем, официальный сайт мероприятия каждый год публикует советы по дресс-коду и модным тенденциям с привлечением стилистов, а также сотрудничает с Kentucky Derby modilners — группой дизайнеров, создающих уникальные головные уборы. Разумеется, тысячи шляпок уже в день события появятся в социальных сетях.
Благодаря такому пухлому и грамотно составленному спонсорскому портфелю, дерби в Кентукки имеет возможность повышать призовой фонд. В 2006 году он был повышен в два раза — до $2 млн, а в прошлом — до $3 млн. Призовые распределяются между занявшими первые пять мест, и победитель с 2024 года получает $3,1 млн. Правда, речь не о жокее. Он заберет домой не более $310 000 — остальное идет владельцам скакуна.
Впрочем, хороший жокей найдет, где заработать. С 2004 года им разрешено наносить на одежду спонсорские логотипы и коммерческую рекламу.