День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ

Почему драфты вообще существуют?
Драфт — стандартное явление для американского спорта, он есть даже в местной лиге традиционного футбола MLS. Связано это с тем, что в Северной Америке нет привычных для европейцев академий при клубах, которые растят для главной команды молодых талантов. В американском спорте место академий и школ занимают университеты. Талантливые школьники переходят в колледжи под управлением NCAA, причем за это они могут получить не просто стипендию, а миллионные рекламные контракты. Такая система действует в НФЛ и НБА (хотя баскетбольные клубы активно драфтуют еще проспектов из европейских лиг).
В хоккейной лиге НХЛ система более сложная. Кроме университетских турниров под эгидой NCAA в США существует еще молодежная лига USHL. Она создана по подобию Канадской хоккейной лиги — чемпионата с сильнейшими молодежными командами страны плюс с небольшим вкраплением пограничных американских клубов. Плюс, доля талантливых европейцев в хоккее выше, чем в остальных видах спорта.
Но ни НБА, ни НХЛ с МЛБ не могут похвастаться охватом и экономикой драфта НФЛ. Сама по себе это самая богатая лига мира, где доход в 2024 году составил $23 млрд. В такой системе и церемонии драфта должны получать максимальный хайп, ведь на профессиональный уровень выходят и лучшие студенты страны. А студенческий футбол — второй по популярности вид спорта в Америке, он популярнее профессиональных баскетбола, бейсбола или хоккея.
Примечательно, что сама структура драфтов в принципе противоречит монопольному законодательству США. Ведь юные спортсмены, выставившие себя на драфт, не могут заключить контракты с кем пожелают — им нужно отправиться в тот клуб, который их выбрал, да еще и на условиях, которые лига определяет для новичков. Но во всех лигах закон обходят, благодаря соглашению с профсоюзами игроков: фактически, спортсмены добровольно согласились на такие условия от владельцев франшиз взамен на гарантированные деньги.
Драфт превратился в большое шоу из-за ESPN
В первые десятилетия НФЛ не относилась к драфту, как уникальному мероприятию, способному приносить сотни миллионов долларов. Все проходило довольно обыденно: боссы франшиз собирались в Нью-Йорке, чтобы в закрытой обстановке выбрать по очереди новых футболистов для своих команд.
Но в 1980 году к НФЛ неожиданно обратился молодой спортивный телеканал, у которого не было никакого авторитета — ESPN. Комиссионер лиги Пит Розелл скептически относился к идее прямого эфира церемонии. Он не видел никаких перспектив, однако боссы телеканала хотели превратить драфт в настоящее шоу. ESPN не просто освещал выборы команд — канал впервые соорудил студию с экспертами, корреспондентами из разных городов и живыми комментариями от игроков, тренеров и генменеджеров. Сейчас это кажется обязательным набором, но в начале 80-х годов прошлого века было еще непривычным, и зрители новшество оценили.
С каждым сезоном ТВ-рейтинги трансляции драфта росли, а критики даже называли шоу от ESPN более интересным, чем церемония «Оскар». Особенно сильно интерес болельщиков подскочил в 1986 году, когда лига по просьбе телеканала перенесла мероприятие в выходной день.
Но контракт ESPN и НФЛ не был эксклюзивным — он шел как дополнению к основному ТВ-пакету. Поэтому лига без одобрения от бродкастера создала собственный телеканал NFL Network, и тоже начала в прямом эфире показывать драфт. Такая необычная структура сохраняется и сейчас — на церемонии работают две независимые стороны со своими экспертами и корреспондентами.
И конкуренция только пошла на пользу. Здесь надо еще понимать, что драфт – единственное большое событие в американском футболе за полгода. Супербоул проходит в середине февраля, предсезонные матчи стартуют в августе, а новый сезон — только в начале сентября. Из-за этого простоя НФЛ старается превращать даже самый маленький момент в большое шоу. Например, релиз календаря нового сезона.
Болельщикам так сильно не хватает футбола, что они готовы смотреть что угодно. Так, в 2025 году даже тренировки лучших проспектов перед драфтом (Draft Combine) собирали у экранов в общей сложности 5 млн зрителей за неделю. А в пиковые моменты эфир смотрело 390 тысяч зрителей. И это были не матчи, а выступления студентов перед скаутами и генменеджерами.
После появления NFL Networks уровень погружения экспертов в драфт только увеличился. Как и количество контента от компаний, университетов и сами игроков. Буквально каждый день составляются драфт-списки, болельщики постоянно обсуждают, кого и как выбрать. Все это и так давало высокие рейтинги и приносило доход, но в 2015 году лига решила перейти на следующий уровень вовлеченности — драфт выехал за пределы Нью-Йорка.
Города получают сотни миллионов долларов от туристов во время драфта
Вынесенный драфт моментально превратился в феномен. Если первые два драфта лига и принимающий город Чикаго провели церемонию в обычном месте — в концертном зале, то уже в 2017 году в Филадельфии его решили провести на одной из городских площадей. И идея выстрелила.
В 2018 году драфт прошел на стадион «Даллас Ковбойз», а через год — прямо на главной улице Нэшвилла. Следом снова на стадионе, после — в отеле Bellagio в Лас-Вегасе. К этому моменту церемония драфта уже превратилась в настоящий фестиваль болельщиков. Из-за цен на билеты из простых зрителей почти никто не попадает на Супербоул, а вот драфт дает возможность задешево прикоснуться к большому мероприятию.
В прошлом году драфт впервые прошел в Детройте — снова на площади в центре города. И суммарно три дня мероприятия посетило рекордные 775 тысяч зрителей. Организационные расходы взяла на себя НФЛ, но город вложил $1,78 млн в небольшое благоустройство центральных площадей.
Результат превзошел все ожидания: Детройт и близлежащие населенные пункты за неделю драфта выручили $213,6 млн, из которых $161,3 млн принесли приезжие туристы. Причем более $100 млн из этой суммы отошло непосредственно бизнесу из штата Мичиган — фактически деньги останутся в штате. Остальной доход получат федеральные компании, например, отели.
Власти Детройта увидели в драфте еще и долгосрочный потенциал: город предстал в новом цвете перед американской аудиторией. В последние десятилетия штат Мичиган в целом находится в жестком экономическом кризисе. Всего на три дня, но Детройт стал «центром Америки» — это была возможность разрушить стереотипы. В прямом эфире трансляцию смотрели 12,1 млн человек, а общий охват церемонии (с соцсетями и прочими видео) составил более 50 млн американцев.
В Грин Бэе будет все скромнее — просто город сам по себе меньше Детройта, здесь проживают всего 100 тысяч человек. Это самый маленький город США с франшизой в топ-4 лиг страны. Но и тут ожидают приезда более 250 тысяч туристов, а общая выручка с драфта оценивается в более $90 млн — внушительная сумма, но в 2023 году Канзас-Сити заработал во время трехдневной церемонии $164,3 млн.
Для сравнения, финал Лиги чемпионов-2023/24 принес Лондону около $68 млн, хотя по влиянию на массовую аудиторию главный матч в клубном футболе с драфтом сугубо американской НФЛ никак не сравнится. Возможно, что и нынешние доходы городов были бы совсем иными, если бы не высокие цены на сам футбол. Может быть, без них драфт не был для болельщиков столь желанным событием за разумные деньги.