К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ

Церемония драфта НФЛ 2024 года на площади Детройта (Фото AP Photo/Paul Sancya)
Церемония драфта НФЛ 2024 года на площади Детройта (Фото AP Photo/Paul Sancya)
В ночь с 25 на 26 апреля по московскому времени в Грин Бэе пройдет драфт новичков Национальной футбольной лиги (НФЛ) — главной лиги американского футбола, самого популярного вида спорта в США. Обычная процедура, когда франшизы по очереди отбирают лучших студентов, превратилась в колоссальную бизнес-индустрию на сотни миллионов долларов. Forbes Sport рассказывает, как локальное американское мероприятие стало приносить больше дохода, чем финалы Лиги чемпионов

Почему драфты вообще существуют?

Драфт — стандартное явление для американского спорта, он есть даже в местной лиге традиционного футбола MLS. Связано это с тем, что в Северной Америке нет привычных для европейцев академий при клубах, которые растят для главной команды молодых талантов. В американском спорте место академий и школ занимают университеты. Талантливые школьники переходят в колледжи под управлением NCAA, причем за это они могут получить не просто стипендию, а миллионные рекламные контракты. Такая система действует в НФЛ и НБА (хотя баскетбольные клубы активно драфтуют еще проспектов из европейских лиг).

В хоккейной лиге НХЛ система более сложная. Кроме университетских турниров под эгидой NCAA в США существует еще молодежная лига USHL. Она создана по подобию Канадской хоккейной лиги — чемпионата с сильнейшими молодежными командами страны плюс с небольшим вкраплением пограничных американских клубов. Плюс, доля талантливых европейцев в хоккее выше, чем в остальных видах спорта.

Но ни НБА, ни НХЛ с МЛБ не могут похвастаться охватом и экономикой драфта НФЛ. Сама по себе это самая богатая лига мира, где доход в 2024 году составил $23 млрд. В такой системе и церемонии драфта должны получать максимальный хайп, ведь на профессиональный уровень выходят и лучшие студенты страны. А студенческий футбол — второй по популярности вид спорта в Америке, он популярнее профессиональных баскетбола, бейсбола или хоккея.

 

 Примечательно, что сама структура драфтов в принципе противоречит монопольному законодательству США. Ведь юные спортсмены, выставившие себя на драфт, не могут заключить контракты с кем пожелают — им нужно отправиться в тот клуб, который их выбрал, да еще и на условиях, которые лига определяет для новичков.  Но во всех лигах закон обходят, благодаря соглашению с профсоюзами игроков: фактически, спортсмены добровольно согласились на такие условия от владельцев франшиз взамен на гарантированные деньги. 

Драфт превратился в большое шоу из-за ESPN

В первые десятилетия НФЛ не относилась к драфту, как уникальному мероприятию, способному приносить сотни миллионов долларов. Все проходило довольно обыденно: боссы франшиз собирались в Нью-Йорке, чтобы в закрытой обстановке выбрать по очереди новых футболистов для своих команд.

 

Но в 1980 году к НФЛ неожиданно обратился молодой спортивный телеканал, у которого не было никакого авторитета — ESPN. Комиссионер лиги Пит Розелл скептически относился к идее прямого эфира церемонии. Он не видел никаких перспектив, однако боссы телеканала хотели превратить драфт в настоящее шоу. ESPN не просто освещал выборы команд — канал впервые соорудил студию с экспертами, корреспондентами из разных городов и живыми комментариями от игроков, тренеров и генменеджеров. Сейчас это кажется обязательным набором, но в начале 80-х годов прошлого века было еще непривычным, и зрители новшество оценили.

С каждым сезоном ТВ-рейтинги трансляции драфта росли, а критики даже называли шоу от ESPN более интересным, чем церемония «Оскар». Особенно сильно интерес болельщиков подскочил в 1986 году, когда лига по просьбе телеканала перенесла мероприятие в выходной день.

Но контракт ESPN и НФЛ не был эксклюзивным — он шел как дополнению к основному ТВ-пакету. Поэтому лига без одобрения от бродкастера создала собственный телеканал NFL Network, и тоже начала в прямом эфире показывать драфт. Такая необычная структура сохраняется и сейчас — на церемонии работают две независимые стороны со своими экспертами и корреспондентами.

 

И конкуренция только пошла на пользу. Здесь надо еще понимать, что драфт – единственное большое событие в американском футболе за полгода. Супербоул проходит в середине февраля, предсезонные матчи стартуют в августе, а новый сезон — только в начале сентября. Из-за этого простоя НФЛ старается превращать даже самый маленький момент в большое шоу. Например, релиз календаря нового сезона.

Болельщикам так сильно не хватает футбола, что они готовы смотреть что угодно. Так, в 2025 году даже тренировки лучших проспектов перед драфтом (Draft Combine) собирали у экранов в общей сложности 5 млн зрителей за неделю. А в пиковые моменты эфир смотрело 390 тысяч зрителей. И это были не матчи, а выступления студентов перед скаутами и генменеджерами.

После появления NFL Networks уровень погружения экспертов в драфт только увеличился. Как и количество контента от компаний, университетов и сами игроков. Буквально каждый день составляются драфт-списки, болельщики постоянно обсуждают, кого и как выбрать. Все это и так давало высокие рейтинги и приносило доход,  но в 2015 году лига решила перейти на следующий уровень вовлеченности — драфт выехал за пределы Нью-Йорка.

Города получают сотни миллионов долларов от туристов во время драфта

Вынесенный драфт моментально превратился в феномен. Если первые два драфта лига и принимающий город Чикаго провели церемонию в обычном месте — в концертном зале, то уже в 2017 году в Филадельфии его решили провести на одной из городских площадей. И идея выстрелила.

В 2018 году драфт прошел на стадион «Даллас Ковбойз», а через год — прямо на главной улице Нэшвилла. Следом снова на стадионе, после — в отеле Bellagio в Лас-Вегасе. К этому моменту церемония драфта уже превратилась в настоящий фестиваль болельщиков. Из-за цен на билеты из простых зрителей почти никто не попадает на Супербоул, а вот драфт дает возможность задешево прикоснуться к большому мероприятию.

 

В прошлом году драфт впервые прошел в Детройте — снова на площади в центре города. И суммарно три дня мероприятия посетило рекордные 775 тысяч зрителей. Организационные расходы взяла на себя НФЛ, но город вложил $1,78 млн в небольшое благоустройство центральных площадей.

Результат превзошел все ожидания: Детройт и близлежащие населенные пункты за неделю драфта выручили $213,6 млн, из которых $161,3 млн принесли приезжие туристы. Причем более $100 млн из этой суммы отошло непосредственно бизнесу из штата Мичиган — фактически деньги останутся в штате. Остальной доход получат федеральные компании, например, отели.

Власти Детройта увидели в драфте еще и долгосрочный потенциал: город предстал в новом цвете перед американской аудиторией. В последние десятилетия штат Мичиган в целом находится в жестком экономическом кризисе. Всего на три дня, но Детройт стал «центром Америки» — это была возможность разрушить стереотипы. В прямом эфире трансляцию смотрели 12,1 млн человек, а общий охват церемонии (с соцсетями и прочими видео) составил более 50 млн американцев.

В Грин Бэе будет все скромнее — просто город сам по себе меньше Детройта, здесь проживают всего 100 тысяч человек. Это самый маленький город США с франшизой в топ-4 лиг страны. Но и тут ожидают приезда более 250 тысяч туристов, а общая выручка с драфта оценивается в более $90 млн — внушительная сумма, но в 2023 году Канзас-Сити заработал во время трехдневной церемонии $164,3 млн. 

 

Для сравнения, финал Лиги чемпионов-2023/24 принес Лондону около $68 млн, хотя по влиянию на массовую аудиторию главный матч в клубном футболе с драфтом сугубо американской НФЛ никак не сравнится. Возможно, что и нынешние доходы городов были бы совсем иными, если бы не высокие цены на сам футбол. Может быть, без них драфт не был для болельщиков столь желанным событием за разумные деньги.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+