Джокер в мире бодибилдинга: какой получилась спортивная драма «Жажда славы»

Киллиан Мэддокс (Джонатан Мейджорс) живет в тихом американском пригороде. Днем он работает продавцом в продовольственном магазине, а по ночам до бессилия тренируется в собственном гараже. В перерывах между ухаживает за своим пожилым дедушкой — ветераном вьетнамской войны и единственным близким родственником. Родителей у Киллиана нет: отец когда-то застрелил сперва мать мальчика, а потом себя. Увиденный ужас не прошел для юного героя бесследно — Киллиан и сам ментально нездоров. У него проблемы с контролем гнева и коммуникацией с окружающими, перед которыми он то стеснительно робеет, то срывается на них в припадке злости.
Единственная отдушина — бодибилдинг, которым он по-настоящему одержим. Киллиан как некогда поклонник Эминема в его песне «Stan», написывает своему кумиру, культуристу Брэду, бесконечные письма, в которых называет себя его истинным фанатом и просит об обратной связи. Связь в итоге случится, но не принесет герою ничего, кроме нового разочарования. Хотя Брэд для него не просто человек, а образ: равно желанный и недосягаемый. Киллиан мечтает так же блистать на конкурсах по бодибилдингу (несмотря на впечатляющую внешнюю форму судьи все время критикуют героя, обделяя наградами) и обложках тематических журналов. Но мир вокруг враждебен, окружающие не понимают и не принимают его и с каждым днем у Киллиана все сильнее срывает резьбу. Пока однажды все это не приводит к плачевным последствиям.
Написал и снял «Жажду славы» Элайджа Байнум, на счету которого сценарий к мистическому триллеру «Избавление» с многоликой Гленн Клоуз и раскаленная криминальная драма «Жаркие летние ночи» с Тимоти Шаламе. Его новый проект был анонсирован еще в 2021 году, когда стало известно об участии с нем Мейджорса — к тому моменту известному по сериалу «Страна Лавкрафта» и инди-драме «Последний черный в Сан-Франциско». Третий «Крид» с его участием и злодей Marvel Канг Завоеватель из «Человека-муравья и Оса: Квантомания» были только впереди.
Время анонса фильма Байнума кажется неслучайным и будто бы косвенно намекает, в каком контексте и из чего родился проект. Двумя годами ранее на весь мир прогремел «Джокер» Тодда Филлипса, в котором режиссер и автор сценария предложил новый и радикально неожиданный взгляд на хорошо знакомого героя комиксов. Вместо привычного психопата с растянутой от уха до уха пугающей улыбкой на лице у него получился глубоко травмированный и несчастный герой-одиночка. Артур Флэк в исполнении Хоакина Феникса (за эту роль актер получил долгожданный «Оскар») мечтал узнать правду о своем отце, ухаживал за нездоровой мамой, мечтал о славе стендапера, страдал от редкого ментального заболевания и больше всего на свете рвался на шоу любимого ведущего-комика.
У Киллиана с Артуром много точек пересечений и очевидно, что Байнум после успеха драмы Филлипса захотел рассказать свою версию «Джокера», перенеся героя из Готэма 1980-х на спортивный пьедестал Америки 2020-х. Тем более, что главную роль вызвался сыграть к тому моменту уже почти герой Marvel Джонатан Мейджорс. Правда долго он в этом статусе не задержался.
«Жажда славы» была готова еще в 2023-м, когда Мейджорса заявили на роль одного из главных суперзлодеев вселенной Marvel Канга Завоевателя, но следом выяснилось, что актер и в реальной жизни обитает на темной стороне. Он был признан виновным в нападении и применении физического насилия в отношении своей бывшей девушки Грейс Джаббари. Суд приговорил артиста к прохождению 52-недельной программы, направленной на предотвращение домашнего насилия, обязывающей его по итогу отчитаться перед психологом о достигнутом прогрессе. Еще во время судебного процесса от проблемного Мейджорса поспешили откреститься Marvel, его актерское агентство и ряд компаний, заключавших с ним ранее рекламные контракты. Оказался на полке и фильм «Жажда славы», который предположительно должен был стать профессиональным бенефисом артиста.
Полностью отстраниться от контекста, в котором создавался проект и от образа его главной звезды сложно, но если сконцентрироваться исключительно на художественной составляющей проекта, его и правда есть за что похвалить. Оказавшийся любителем поразмахивать кулаками Мейджорс в роли Киллиана создает сложный, многослойный и максимально амбивалентный образ героя, которому так некомфортно в собственном теле и сознании, что он постепенно теряет рассудок. Это действительно выдающаяся актерская работа, за которую Мейджорс мог бы собрать целую охапку наград, включая потенциальную номинацию на «Оскар», если бы сам не разрушил свою карьеру.
Еще одно достоинство «Жажды славы» — авторский и режиссерский талант Элайджи Байнума. Как и в случае с «Рестлером» Даррена Аронофски и «Малышкой на миллион» Клинта Иствуда «Жажда славы» представляет спорт не столько трибуной для чемпионов, сколько последним пристанищем аутсайдеров. Картина удачно передает бэкграунд и социальный фон, сформировавшие героя. В телевизоре непрерывно звучит криминальная сводка. А в комментариях под видео Киллиана, которые он, преодолев стеснение, решается снять и выложить в интернет, сплошная травля. Ноунеймы-комментаторы обзывают неуверенного в себе бодибилдера инцелом, неудачником и прочими оскорбительными словами, роняя его самооценку еще ниже и пробуждая новую волну гнева.
В этом смысле «Жажда славы» неожиданным образом пересекается и с главным хитом последних месяцев — прогремевшим сериалом «Переходный возраст». В нем исследуются те же темы токсичной маскулинности, маносферы (сегмент интернета, посвященный популяризации ненависти к женщинам), онлайн-травли и неконтролируемой агрессии, доводящей до трагедии. Только британская драма фокусируется на образе следующего поколения — уязвимых подростках, подверженных дурному влиянию агрессивной интернет-среды. А «Жажда славы» рассказывает об уязвимости взрослых мужчин. Им хорошо за 30, но они все так же потеряны, одиноки, лишены достойных ролевых моделей и права на проявление эмоций, рискуя столкнуться с осуждением и даже физическим насилием.
Так история про мечты героя о спортивной славе оборачиваются дискомфортным, но важным разговором о месте мужчины в современном обществе, игнорирующем своих маргиналов. Неслучайно главными обидчиками доведенный до ручки Киллиан считает тех, кто по его мнению наделен властью: своего кумира, бодибилдера Брэда, и судью конкурсов культуристов, озвучивающего нереалистичные стандарты для спортсменов, и без того убивающих здоровье изнурительными тренировками и допингом.
Пропитанная насилием среда (помимо фонового прослушивания криминальных новостей эмоциональную разрядку Киллиан ищет в просмотре хардкор-порно) порождает то же насилие. И личная история актера Джонатана Мейджорса, осужденного за насилие, буквальное тому подтверждение. Только в отличие от «Переходного возраста», разговоры о котором дошли до самой верхушки британского правительства и способствовали включению проекта в обязательную школьную программу по профилактике женоненавистничества, «Жажду славы» ждет куда меньший резонанс. А жаль: это неуютное, но значимое кино про опасность торжества тела, как места концентрации силы, по отношению к очень хрупкому и незащищенному духу.