К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кубики на трассе: как компания Lego заходила в спорт

Макс Ферстаппен, Юки Цунода и болиды из кубиков Lego (Фото Mark Thompson / Getty Images)
Макс Ферстаппен, Юки Цунода и болиды из кубиков Lego (Фото Mark Thompson / Getty Images)
Во время последнего гоночного уик-энда «Формулы-1» в Майами прошел уникальный парад гонщиков — они проехались на полноразмерных болидах, построенных из кубиков Lego. За детскую радость на лицах пилотов ответственно руководство обеих структур, в сентябре 2024 года подписавших полноценное соглашение о сотрудничестве. Forbes Sport рассказывает о самых интересных кейсах, когда компания Lego заходила в спорт
10 полноразмерных болидов «Формулы-1»
Hector Vivas·Getty Images

10 полноразмерных болидов «Формулы-1»

«Им придется подмести трассу, на ней довольно много обломков конструктора», — говорил чемпион «Формулы-1» прошлого сезона Макс Ферстаппен, когда все 10 пластиковых автомобилей завершили парад на трассе в Майами, где прошел очередной этап «королевских гонок».

В каждом автомобиле, двигавшемся с примерной скоростью 20 км/ч, сидели сразу двое гонщиков каждой команды, и для дизайнеров Lego это стало одной из проблем — надо было придумать, как расширить место при размерах копии в натуральную величину и соблюсти все остальные пропорции.

Как сообщает The Athletic, над проектом работали больше года, а автомобили делали на заводе Lego по производству «крупных моделей» в Праге. На каждую модель потребовалось около 400 000 кубиков, причем, цвета, дизайн и даже спонсорские логотипы каждого настоящего болида были воспроизведены максимально точно. Для этого потребовалось, чтобы команды заранее раскрыли для дизайнеров и инженеров Lego секрет, который тщательно охраняется до самой презентации болидов на старте сезона, — собственно, как каждый из них будет выглядеть.

План проекта впервые появился в начале 2024 года, и тогда предполагалось, что раньше 2026 года он свет не увидит, однако получилось сработать быстрее. Над проектом работала команда из 26 дизайнеров и инженеров во главе со старшим дизайнером Джонатаном Джурионом. Однако разработчиками было на что опираться — в прошлом году Ландо Норрис уже ездил на  Lego-версии суперкара «Макларен» по Сильверстоуну, созданном из 342 817 деталей Lego Technic. Впрочем, при создании болидов был использован совершенно иной подход и другие блоки конструктора.

Тот факт, что автомобили должны были ездить, представлял проблему для дизайнеров и инженеров. В конструкции они использовали электрическую силовую установку, гидравлические тормоза, рулевое колесо, которое было специально спроектировано. В общей сложности на сборку каждой машины ушло более 2000 часов. Прежде, чем отправить 10 болидов в Майами, их испытали на подземной стоянке. Интересно, что Lego и «Формула-1» держали в тайне факт, что автомобили смогут ездить — был дополнительный сюрприз.

Lego Sports — с чего начинали
John Gichigi·Getty Images

Lego Sports — с чего начинали

Идея расширить ассортимент игрушек спортивной тематикой пришла в голову креативщикам Lego в конце 1990-х, и в начале 2000-х появилась серия Lego Sports, которое просуществовала семь лет.

Сначала дизайнеры сделали логичный выбор и сосредоточились на футболе, выпуская минифигурки футболистов. В каких-то наборах можно было найти минифигурку самого Зинедина Зидана, а в некоторых футболист даже мог бить по мячу. Специальный выпуск наборов был приурочен к чемпионату мира по футболу 2002 году и потом к ЧМ-2006 в Германии.

Спустя три года после открытия Lego Sports, компания обратила свое внимание на хоккей и баскетбол, подписав лицензионные соглашения с НХЛ и НБА, выпуская минифигурки Шакила О’Нила и Коби Брайанта, набор для сборки арены НБА и стадиона НХЛ с использованием логотипов этих спортивных лиг.

В финансовом отчете компании за 2003 год сказано, что серия Sports занимала второе место по продажам после Bionicle, опережая Star Wars, Racers и Creators. Но уже на следующий год направление в числе самых успешных не фигурировало. Компания тогда искала новые выходы на рынок — в середине 2000-х пришлось уволить 1200 сотрудников в Дании и США, закрыть производство в Северной Америке и перенести его в Мексику. Уже тогда они начали сотрудничество с «Феррари» и выпустили ряд продуктов, основанных на гоночных автомобилях Скудерии. Но эта серия не была включена в Lego Sports, которая была закрыта в 2007 году.

Пластиковая сборная Германии на Евро-2016
DR

Пластиковая сборная Германии на Евро-2016

Забывать футбол совсем было непрактично, и перед чемпионатом Европы 2016 года было подписано лицензионное соглашение с Немецким футбольным союзом (DFB). В рамках сделки предполагалось создать коллекцию фигурок к турниру во Франции.

Сборная Германии за два года до этого выиграла чемпионат мира и имела большие шансы на континентальный титул, так что выбор был не случаен. За месяц до старта турнира в продажу поступили 16 фигурок, среди которых были Мануэль Нойер, Жером Боатенг, Бастиан Швайнштайгер, Месут Озил, Томас Мюллер, Тони Кроос, Марио Гетце и главный тренер команды Йоахим Лев. Каждая фигурка стоила €2,99.

Большие арены: от «Олд Траффорд» до «Сантьяго Бернабеу»
DR

Большие арены: от «Олд Траффорд» до «Сантьяго Бернабеу»

В 2019 году было объявлено, что Lego Group и английский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» подписали лицензионное соглашение, и это партнерство способствовало увеличению доходов клуба от спонсорства на $5,2 млн и в общей сложности составило $69,5 млн. Тогда подробности не разглашались, но спустя время «МЮ» сообщил, что январе 2020 года — к 110-летию стадиона «Олд Траффорд» — появится его пластиковая сборная версия от Lego.

Это был первый набор реального спортивного сооружения — в нулевых баскетбольные и хоккейные арены были обезличенными. Набор «Олд Траффорд» разработал Майкл Псиаки, который рассказал, что над идеей производства спортивных арен они размышляли последние 10 лет, провели несколько исследований и в 2018 году определились, что это должен быть именно стадион «МЮ», одного из самых популярных клубов мира.

Разработчики посетили арену только после того, как создали две предварительные ее версии, и только там увидели, что упустили множество деталей, которые затем были включены в третью, окончательную версию.

Спустя год Lego представили модель «Камп Ноу» — стадиона «Барселоны», состоящую из более чем 5500 деталей, а в 2022 году — «Сантьяго Бернабеу» из 5800 с лишним деталей. Причем, стадион мадридского «Реала» уже был закрыт на реконструкцию, поэтому набор, стоимостью $349, должен был оставить преданным фанатам воспоминание о прежнем облике арены. В онлайн-магазине «Реала» до сих пор можно найти клубный автобус из кубиков, производившийся отдельно.

Социальный проект: поддержка женского футбол и спонсорство Евро-2022
DR

Социальный проект: поддержка женского футбол и спонсорство Евро-2022

В октябре 2021 года компания Lego была объявлена спонсором женского чемпионата Европы 2022 года, который прошел в Англии. Поддержка женского футбола уже была встроена в социальные направления компании через проект «Ready for Girls».

Перед началом турнира датский бренд объединился с Футбольной ассоциацией Англии (FA) для создания школьных интернет-ресурсов, которые бы поощряли детей младшего школьного возраста проявлять творческие способности и исследовать свои хобби. Учителям предлагалась возможность выиграть наборы Lego для своего класса, а главным призом были наборы стоимостью 500 фунтов стерлингов.

Главной спонсорской акцией женского Евро-2022 от Lego стал фестиваль болельщиков на Трафальгарской площади в Лондоне, в центре которой стояла полноразмерная копия трофея из кубиков Lego, с которой каждый желающий мог сфотографироваться.

Расширение через спортивные бренды: к Nike через adidas
Adidas

Расширение через спортивные бренды: к Nike через adidas

В 2020 году Lego объединилась с немецким спортивным брендом adidas. В рамках сотрудничества они выпустили коллекцию детской и подростковой обуви и одежды, которая отличалась очень яркими деталями. Центром коллекции стала переосмысленная версия кроссовок Superstar с текстурой, напоминающей кубики Lego. Самым популярным комментарием к релизу кроссовок в социальных сетях была фраза: «Теперь вы можете безболезненно наступать на кубики Lego».

Производители конструктора в ответ создали сборную пластиковую коллекционную обувь с настоящими шнурками, логотипом adidas и продавалась в коробке с тремя полосками. 

Спустя четыре года датчане решили попробовать коллаборацию с Nike, и подписали соглашение, подробности которого пока не разглашаются. Какой будет совместная продукция — неизвестно, но в качестве завлекалочки компании показали, что на лице минифигурок вместо обычной улыбки будет нарисован Swoosh.

Время амбассадоров: от Томаса Мюллера до Иги Швентек
DR

Время амбассадоров: от Томаса Мюллера до Иги Швентек

В последние годы присутствие Lego в спорте стало настолько очевидным, что самым логичным следствием стало появление амбассадоров из спортивной сферы. Продвигать продукцию в Германии, Австрии и Швейцарии был выбран экс-игрок сборной Германии Томас Мюллер, уже побывавший в роли пластиковой фигурки в 2016 году. В Канаде то же самое будет делать теннисистка, финалистка US Open-2021 Лейла Фернандес, а в Польше — победительница пяти турниров Большого шлема Ига Швентек.

Ига рассказала, что обязательно берет с собой на турнир набор-другой, потому что сборка Lego помогает ей успокоиться, отвлечься и психологически подготовиться к матчу. Сначала дизайнеры сделали для Швентек сборную ракетку, а ко дню рождения подготовили уникальный набор — любимый полькой грунтовый корт с 224 минифигурками, среди которых персонажи сериала «Друзья» (Ига его очень любит) и игрок футбольной сборной Польши Роберт Левандовский. На входе было написано «Пекарня Иги» — теннисистку называют «пекарем», потому что она часто завершает сет со счетом 6:0 («баранкой»).

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+