К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кризис «Лиги фермеров»: во Франции гордятся «ПСЖ» и боятся разорения остальных клубов

Фанаты клуба «ПСЖ» на матче Лиги чемпионов против лондонского «Арсенала» (Фото: AP/ТАСС)
Фанаты клуба «ПСЖ» на матче Лиги чемпионов против лондонского «Арсенала» (Фото: AP/ТАСС)
Французский футбол продолжает лихорадить: основной вещатель местной Лиги 1 сервис DAZN, не дожидаясь окончания сезона, расторг сделку, по которой платил €400 млн в год. Большинство клубов перешли в режим жесткой экономии, а Профессиональная футбольная лига Франции (LFP) теперь намерена запустить собственный телеканал. Forbes Sport рассказывает подробности

Финансовое положение «ПСЖ» несравнимо с возможностями остальных французских клубов

Английская Премьер-лига считается лучшей в мире по уровню футбола и доходов, в связи с чем британские болельщики высокомерно называют другие чемпионаты европейской топ-пятерки «Лигами фермеров». Особенно достается французской Лиге 1, где регулярно устанавливается доминирование какого-то одного клуба. В конце 1980-х пять титулов подряд выиграл «Марсель», а «Лион» семь раз подряд становился чемпионом в начале 2000-х. Теперь же настала эра «ПСЖ» — парижане 10 раз за последние 12 лет становились сильнейшей командой Франции.

После победы над лондонским «Арсенал» и выхода в финал Лиги чемпионов-2024/25 избитое клише о слабом уровне Лиги 1 высмеял главный тренер парижан Луис Энрике. В текущем сезоне команда испанского тренера последовательно обыграла четыре английских команды в Лиге чемпионов — «Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Астон Виллу» и «Арсенал».

«Четыре команды АПЛ? Ну… Лига фермеров, понимаете? Мы Лига фермеров, ахах. Это приятно, теперь мы наслаждаемся. Не только результатом, но и комплиментами, которые получает наша команда», — отметил Энрике.

 
Луис Энрике (Фото: EPA)

Какой бы уместной ни была ирония тренера, успех «ПСЖ» в Лиге чемпионов не определяет и не повышает уровень и статус чемпионата Франции. Хотя бы потому, что в нынешнем сезоне столичный клуб выиграл Лигу 1 досрочно и опережает идущий вторым «Марсель» на 19 очков. Благодаря финансовой поддержке Qatar Sports Investments (QSI) возможности «ПСЖ» и остальных французских клубов несопоставимы. По данным Sportico, в сезоне-2021/22 столичный клуб потратил на зарплаты €729 млн, и даже после ухода главных суперзвезд – Лионеля Месси, Неймара и Килиана Мбаппе – фонд заработной платы все равно остается сравнимым с расходами таких суперклубов, как «Реал», «Манчестер Сити» и «Барселона».

Пока «ПСЖ» купается в деньгах и овациях, большинство остальных французских клубов едва сводят концы с концами. В ноябре 2024 года глава французского футбольного финансового регулятора (DNCG) Жан-Марк Микелер заявил на заседании совета директоров, что по итогам сезона-2024/25 суммарные операционные убытки клубов Лиги 1 и Лиги 2 составят €1,2 млрд.

 

«Французские профессиональные клубы не генерируют столько операционного дохода, как в других крупных лигах. Они извлекают выгоду лишь из бизнес-модели, ориентированной на развитие и продажу талантов, что имеет решающее значение для их финансовой жизнеспособности», — отметил Микелер.

«По итогам прошлого сезона мы получили €15 млн от телевизионных прав, а теперь при тех же результатах получим в лучшем случае лишь €6 млн. Сокращение составляет €9 млн! Для бюджета, который мы получили в прошлом году, это меньше 60%. Полная катастрофа! Я все время ищу, где еще можно сэкономить. От пачек бумаги до бонусов игрокам», — ярко иллюстрирует ужасную экономическую ситуацию во французском футболе президент «Гавра» Жан-Мишель Русье.

Разрыв четырехлетнего контракта LFP с Mediapro на €3,25 млрд привел к печальным последствиям

Реализация ТВ-прав наряду с продажей талантов в более богатые клубы действительно является ключевым источником дохода большинства французских клубов. В то время как выручка «ПСЖ» от телевидения составляет лишь 20% его бюджета, то середняков и аутсайдеров Лиги 1 на эту статью приходится от 50% до 67%.

 

Проблемы у французских клубов начались после провальной сделки, подписанной в 2020 году с испанской мультимедийной группой Mediapro. Вещатель обязался выплатить за еженедельный показ восьми из девяти матчей тура матчей чемпионата Франции €3,25 млрд за четыре сезона, уточнила The Guardian. Еще €330 млн в год за показ центрального матча выложил Canal+, что позволило Лиге 1 превзойти отметку в €1 млрд за сезон и оказаться по доходам от продажи медиаправ на одном уровне с немецкой Бундеслигой (€1,1 млрд в год), испанской Ла Лигой (€990 млн) и итальянской Серией А (€900 млн).

Однако спустя всего три месяца руководство Mediapro сослалось на вызванную пандемией COVID-19 потерю доходов и разорвало соглашение, вынудив клубы выживать благодаря банковским кредитам, обеспеченных правительством. Лиге 1 в срочном порядке удалось подписать соглашение с американским интернет-гигантом Amazon на €275 млн за сезон, но этого явно оказалось недостаточно.

В этот момент руководство LFP получило предложение от инвестиционной компании CVC Capital Partners продать за $1,6 млрд 13% подразделения французской лиги LFP Media, которое занимается реализацией телевизионных прав Лиги 1 и Лиги 2. Сделка была оформлена, но эти деньги быстро были потрачены. К тому же выяснилось, что из общей суммы контракта €37,5 млн ушло на премии и комиссии сотрудникам LFP и третьим лицам, утверждает L'Équipe. Прошлой осенью расследование этого дела начала Французская национальная финансовая прокуратура (FNF), проведшая обыски в офисах лиги и ее президента Венсана Лабрюна.

Летом 2024 года у Лиги 1, наконец, появилась определенность относительно сделки с основным вещателем – пятилетний контракт с LFP на €400 млн заключил британский спортивный стриминговый сервис DAZN, плюс еще €100 млн за право показывать центральный матч тура выложил катарский спортивный холдинг beIN Sports.

Однако, как и в случае с Mediapro, соглашение с DAZN было расторгнуто еще до истечения срока контракта. Сервис обвинил руководство LFP в обмане во время ведения переговоров относительно перспектив набора потенциальных подписчиков. Для выхода на уровень безубыточности вещателю было необходимо набрать 1,5 млн, а в реальности британцы едва привлекли 500 000. В итоге в середине февраля 2025 года DAZN потребовал у лиги возместить ущерб в размере €573 млн, отмечает SportBusiness. Сервис намеревался взыскать €309 млн за умышленную «подмену рыночной стоимости прав» и еще €264 млн за «нарушение условий контракта».

 

Британский сервис заплатил €100 млн за расторжение сделки, но готов продолжить сотрудничество

DAZN подал иск против LFP в Парижский коммерческий суд, в котором также обвинил лигу в недостаточной борьбе с пиратством и неспособности продвигать свое освещение и отсутствии должного сотрудничества по контенту. В частности, футболисты отказывались от интервью и других активностей. Чтобы оказать давление на LFP, истец заморозил очередной платеж в размере €35 млн (в итоге он был погашен) и пригрозил невыплатой оставшейся до конца сезона суммы в размере €140 млн, сообщило издание Ouest-France.

Ситуация оказалась настолько критичной, что совет директоров LFP единогласно принял решение активировать свой резервный фонд — экстренная система, которая была введена в действие благодаря соглашению с CVC для удовлетворения краткосрочных потребностей в денежных средствах. Тем временем клубы сократили траты на авиаперелеты (стали ездить на матчи поездами) и расходы на прием гостей. «Тулуза» приостановила строительство тренировочного центра, «Ланс» отказался от установки солнечных панелей на стадионе, в «Нанте» передумали менять компьютеры и ПО, а в «Лионе» уволили 90 человек и планируют закрыть клубное ТВ.

Для решения спора LFP с DAZN было решено прибегнуть к услугам стороннего медиатора – Парижского трибунала по экономической деятельности. Переговоры шли несколько месяцев и завершились в начале мая. Обе стороны удовлетворило решение о выплате сервисом лиге €140 млн, чтобы закрыть текущий сезон, а также еще €100 млн за расторжение контракта, уточнила L'Equipe.

После серии провалов с продажей телевизионных прав руководство Лиги 1 теперь намерено реализовывать контент самостоятельно посредством запуска собственного канала трансляций матчей. Уже начата подготовка необходимых мощностей, а LFP находится в поиске партнера, которым может стать все тот же DAZN.

 

«Мы не для того зашли во Францию, чтобы потерять деньги и просто уйти спустя год. Сервис намерен принять участие в разработке канала Лиги 1. Мы готовы вложить в проект €100 млн», — заявил представитель DAZN.

Предложение британцев о сотрудничестве может перебить также выразивший заинтересованность в новом проекте Canal+. Самый популярный вещатель Франции боролся в прошлом сезоне с DAZN за подписание контракта, но конкуренты предложили более высокую цену, и это в итоге сыграло против них. Сервис в сезоне-2024/25 выставил ежемесячную плату в размере €30, что отпугнуло многих абонентов, тогда как Canal+ был готов реализовывать продукт за €25 в месяц. Определенность относительно нового партнера Лиги 1 должна наступить в начале лета.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+