Взлет с низкой базы: какие деньги стоят на кону в новом сезоне РПЛ

Призовой фонд в РПЛ превышает 10 млрд рублей
Во всех лигах Европы, в том числе и в РПЛ, призовой фонд зависит от телевизионных и коммерческих контрактов. Например, в прошлом сезоне централизованные выплаты 20 клубам Английской премьер-лиги (АПЛ) составили £2,848 млрд. Из них только £164 млн приходятся на доходы от спонсоров. Весь остальной фонд подсчитан от соглашению с бродкастерами.
В РПЛ бродкастер (холдинг «Матч») также остается главным спонсором. По изначальным оценкам в нынешнем сезоне лига должна получить от телеканала 7,7 млрд рублей за эксклюзивный показ 240 матчей. Если бы в чемпионате осталось только 15 команд, то и матчей было ы на 30 меньше. А это могло бы привести к потере огромной суммы.
Второе по значимости соглашение — беттинг-контракт с Winline. Сделка, как и с «Матчем», началась в 2022 году и рассчитана на 11,04 млрд рублей (в среднем по 2,76 млрд рублей в год). Наконец, нейминг-соглашение с национальной платежной системой «Мир» приносит лиге еще до 800 млн рублей в год.
В реальности суммы соглашений могут быть еще большими. Например, по данным «РБ Бизнес», в нынешнем сезоне выплаты от «Матча» могут составить 9,1 млрд рублей. А мае 2024 году клубы хотели получить от телеканала еще больше выплат, так как на федеральном канале транслируется более 60 матчей за сезон (столько было прописано в соглашении).
Не все деньги от коммерческих соглашений доходят клубам. Как сообщил «Чемпионат» в 2023-м, 7,5% от общего призового фонда РПЛ направляет в виде выплат РФС за приобретенные права. Еще 600 млн лига направляет на производство ТВ-сигнала. Но итоговая сумма все равно получается внушительной: по оценке Metaratings.ru, в прошлом сезоне клубы распределили порядка 11 миллиардов рублей. И за пять лет размер призового фонда увеличился почти в 8 раз.
Как именно распределяются призовые, решают сами команды перед началом сезона. Например, в прошлом году часть от фонда (555 млн рублей) была распределена на основании рейтинга посещаемости клубов (277,5 млн) и по итогам «медийного чемпионата» (277,5 млн). То есть, клубы могли заработать дополнительные средства, если на них хорошо ходят зрители, и если у них отличная работа в медийном пространстве.
Так, в рейтинге посещаемости, где учитываются множество факторов (от, собственно, размера аудитории до ее прироста и процента заполняемости стадионов) лучшим стал «Краснодар». И за это клуб, как подсчитал Metaratings.ru, получил от лиги дополнительные 32,65 млн рублей. А по данным «БИЗНЕС Online», в «медийном чемпионате» лучшим стало московское «Динамо», и за это уже московский клуб выручил те же 32,65 млн.
В начале июля клубы отправили в РФС новую согласованную модель распределения призовых по итогам сезона-2025/26 — она останется такой же, как год назад. К тому же, клубы приняли решение о создании инвестиционного фонда развития АФК «РПЛ» на сезон 2025/26. Но подробной информации об этом пока нет. Так или иначе, но уже сейчас можно оценить, какие деньги стоят на кону в нынешнем сезоне по аналогии с прошлым.
В прошлом сезоне больше всех заработал чемпион
В прошлом сезоне призовые (за вычетом вышеуказанных 555 млн рублей) были распределены по схеме «50 / 50»: половину от общей суммы в равных долях разделили между 16 клубами-участниками, а вторую часть — в зависимости от занятого места в итоговой турнирной таблице. Плюс были выплачены приветственные бонусы в 0,25% от призового фонда (около 27,5 млн рублей) трем новичкам — «Акрону», «Химкам» и махачкалинскому «Динамо».
Согласно исследованию Metaratings.ru, в котором учитывались в том числе и все бонусы, больше всех заработал «Краснодар». Чемпиону России досталось 1,28 млрд рублей — рекордные призовые в истории страны. И примерно на такой же интервал выплат может претендовать и победитель нового сезона.
Вот так выглядят выплаты всем участникам РПЛ-2024/25:
Махачкалинцы и воронежцы в рейтинге призовых оказались выше, чемв турнирной таблице, как раз из-за бонусов. «Факел» стал седьмым в рейтинге посещаемости, а «Динамо» (Махачкала) вообще оказалось на третьей позиции в «медийном чемпионате» — выше, чем ЦСКА, «Зенит» и «Спартак».
Всего три клуба смогли заработать свыше 1 млрд рублей — это как раз связано с ростом выплат от «Матч ТВ». Для сравнения, в сезоне-2023/24 эту отметку превзошел только «Зенит», ставший чемпионом. Однако большие деньги на кону не только в РПЛ, но еще и в FONBET Кубке России.
ЦСКА, выигравший второй по значимости трофей, по подсчетам Metaratings.ru, заработал 292 млн рублей. И благодаря этому именно москвичи в общем рейтинге призовых находятся выше «Зенита». Более того, армейцы даже почти достали «Краснодар». Вот так выглядит первая десятка в этом рейтинге:
Потенциально, даже самый скромный клуб лиги может заработать свыше миллиарда рублей. Надо занять место в топ-5 и как можно дальше пройти по сетке Кубка. Но уже через год ситуация может измениться, ведь все ожидают роста коммерческих контрактов. И, естественно, призовых.
РПЛ может рассчитывать на многомиллиардный рост доходов уже через год
Все коммерческие соглашения в РПЛ подписываются на четыре года. Поэтому сделки с «Матчем», «Миром» и Winline завершатся в конце нынешнего сезона. И уже сейчас лига уже должна вести переговоры о новых соглашениях — либо с новыми спонсорами, либо на улучшенных предложениях со старыми.
Как отметили источники портала Legalbet, только от букмекеров и бродкастеров лига может заработать до 15 млрд рублей. Из них, по оценке экспертов, 6-7 млрд должно прийти от беттинг-компании. А ТВ-права на показ РПЛ может получить даже Okko Sport, который потом передаст часть по сублицензии «Матчу».
Но пока что все это только прогнозы. Рекламодатели долгое время недооценивали российский футбол, и резкий рост доходов после пандемии как раз связан с «эффектом низкой базы». И за последние несколько лет рынок стал более конкурентен, как среди букмекеров, так среди и бродкастеров. Но если РПЛ сможет добиться довести свои доходы до 15 млрд рублей (а это €164,4 млн) в год, то чемпион России будет получать уже больше, чем сильнейший клуб Нидерландов.
