Евгения Чикунова — Forbes: «Не хочу быть подавленной из-за комментария в интернете»

Несмотря на то, что Евгения стала лидером женского плавания уже давно, сейчас она впервые выступает на чемпионате мира. Сперва федерация ее не включила в состав сборной из-за молодости, потом наступило время пандемии, которую сменили санкции. За это время Чикунова успела побить мировой рекорд, собрать букет званий и стать победительницей рейтинга «30 до 30» от Forbes, но до главного турнира года добралась только сейчас.
Закрытость, доверие и утрата детской непосредственности
— Да, спустя шесть лет после того как на чемпионат мира впервые отобралась, наконец-то в нем участвую. В голове не укладывается, правда? В свои 20 лет, мне пришлось ждать шесть для участия в чемпионате мира.
— Вы за эти годы сильно изменились?
— Хочется верить, что осталась тем же человеком, только на шесть лет старше. А еще хочется верить, что умственно и физически я стала сильнее. В 14 у меня эмоции били через край, хотя я и сейчас эмоциональная девушка. Но тогда я была более доверчивой, вела себя порой по-детски. У меня было время посмотреть на себя со стороны, поразмышлять о своих целях и возможностях.
— Спортсменкой быть веселее в 14 лет или в 20?
— В 14, конечно, тогда я не придавала значения некоторым вещам, на которые обращаю внимание сейчас, и соревнования проходили в более игровой форме, и легче морально. Я и сейчас не отвлекаюсь на мелочи, но вот то восприятие соревнований, которое было в 14 — я по нему немного скучаю.
— При этом тогда для журналистов вы были закрытой персоной. Или это только для нас, а в остальном вы оставались веселой девочкой? Как это сочеталось?
— Я была веселой девочкой только в кругу друзей. И очень доверчивой. Мне тяжело было идти на контакт, но как только я знакомилась с человеком — все, я уже могла доверять ему на все сто, потому что была уверена, что если я умею хранить секреты, всегда стараюсь делать добро, то и человек, с которым я знакома и дружу, делает точно так же. Но так происходит не всегда. Поэтому конечно, мне тяжело было общаться, в том числе со СМИ, и тяжело было видеть весь этот хейт после моих интервью.
Я даже не говорю именно про какую-то критику — я именно про хейт. Я, когда читала все эти комментарии, то думала, что мне будто бы легче просто ничего не говорить, чтобы не видеть такого. Вот такая у меня была логика: нет интервью — нет хейта.
— И как вы научились с этим справляться?
— Поняла, что мне больше не хочется жить в подавленном состоянии только потому, что я прочла комментарий совершенно незнакомого мне человека. Например, про то, что я, по мнению тех, кто писал такие комментарии, в 14 лет употребляла допинг. И еще обсуждалась моя внешность.
Но я научилась у себя в голове находить ответы, которые просто уничтожали такие комментарии. Допинг я никогда не употребляла, тестирование это подтверждает. Ну а если кому-то не нравится то, как я выгляжу, меня это просто не заботит.
— Вы явно стали намного увереннее, это было особенно заметно, когда вы пошли перед чемпионатом мира в телестудию к Дмитрию Губерниеву на свой первый прямой эфир. Переживали?
— Мне не было страшно. Волнением делу не поможешь, скажем так. И соображать легче, когда у тебя холодная голова. Я всегда говорю себе это, стараюсь лишний раз не волноваться, не переживать, потому что от переживаний каждый раз совершаю необдуманные поступки, а я так делать не хочу. Поэтому стараюсь себя успокаивать, держаться смело и уверенно.
— Но это все равно был момент преодоления, потому что Губерниев громче всех критиковал ваше решение пропустить Олимпиаду в Париже.
— На этом эфире мы Олимпиаду уже не обсуждали. Для меня это уже дело прошлое, я оставила это в 2024-м. Стараюсь не оглядываться назад и не зацикливаться на вещах, которые могли меня расстроить в прошлом году. Нужно делать выводы и идти дальше.
Два часа в тесной шапочке и рецепт для длинных волос
— Вы почти всегда плавали в сиреневых шапочках. Сколько их у вас?
— Порядка десяти. На самом деле, не так много, потому что я стараюсь не отказывать, когда ко мне подходят и просят подарить шапочку. Я очень многие раздала и столкнулась тем, что партия, которую SPEEDO сделал под чемпионат мира на короткой воде в Абу-Даби в 2021 году, сократилась до двух, их я храню дома как зеницу ока.
— В чем на тренировках плаваете?
— Я использую мягкую шапку, потому что не очень люблю, когда какие-то внешние факторы влияют на мой тренировочный процесс, а тугая шапка — это болезненная голова. Фиолетовая как раз мне немного жмет. Но это для соревнований нормально. А вот два часа тренировки в такой шапке — это уже не плавание, а какие-то муки. У меня и шапочка с корги удобная. Вообще не натирает, не давит на голову, и я спокойно вообще выдерживаю любые нагрузки, любые проныры, всю работу с гипоксией делаю спокойно. И, на удивление, она не слетает у меня с головы после шампуня и масок, которые я делаю для волос.
— Есть какой-то лайфхак, как убрать правильно длинные волосы под шапку. Резинки? Заколки?
— Вообще их не использую, даже в детстве этого не делала. Тогда комплексовала из-за своих ушей, поэтому не любила убирать волосы ни в хвостик, ни в пучок. Так что и сейчас просто разделяю волосы на две части, убираю их вперед, начинаю скручивать. Потом убираю сначала левую часть, потом правую, поправляю сзади и готово!
— А что с очками — бесит, когда оставляют следы на лице?
— Конечно! Покупаешь себе новые очки и первая неделя плавания — это буквально ад, потому что резиночка сильно давит на веки. Резиночку на соревнованиях затягиваю очень-очень сильно, чтобы они не протекли, не слетели, не дай бог. Но даже на тренировке, когда есть возможность их ослабить, в первую неделю даже это не помогает. Тяжело так плавать, потому что это тоже немного отвлекает. Нужно сконцентрироваться на гребках, на скольжении, но я постоянно отвлекаюсь на то, что мне давят очки.
А еще обязательно нужно мазать лицо кремом, суперувлажняющим, чтобы глаза хотя бы смогли восстановиться к следующей тренировке.
Кот Филюша, собака Дженни, ставка по ипотеке, трудности общения и радости шопинга
— Шапочка с корги — это хороший повод спросить про вашу собаку. Кто был инициатором завести Дженни?
— Я всегда хотела, чтобы у нас в семье была собака. Отчетливо помню, как упрашивала папу в 2019 году, чтобы мне ее купили, если выиграю первенство Европы. На тот момент мне очень нравилась порода джек-рассел. Но прочитав про нее в интернете, мы быстро поняли, что она очень уж активная и с этим будет непросто. В общем, эту историю мы как-то отложили. К тому же у нас был кот Филюша, неизвестно как бы он воспринял собаку. Он был драчуном, хулиганом и на даче гонял соседских собак и кошек. Если бы увидел волка, тоже бы включился.
Так что к теме с собакой мы вернулись во второй половине 2022-го, и тогда я поняла что хочу именно корги. И зимой 2023 года, эта мечта воплотилась в жизнь. Я хотела именно пемброка, не кардигана. И мама взяла на себя поиск. Даже помню как все решилось. В субботу попросила родителей отвезти меня в центр, люблю гулять у Исаакиевского собора. И вот мама мне говорит, что нашла заводчицу, можно приехать и посмотреть. Я сразу сказала, что поедем прямо завтра.
— Когда вы уезжаете на сборы, то месяцами нужно уживаться не с корги, а с другими людьми. Как вы живете на сборах? Вы хороший сосед?
— Надеюсь. Хотя, конечно, мне легче, когда я одна. Тогда не испытываю какой-то вины за свои действия — за то что поздно иду умываться или еще что-то такое. Это чувство со мной всегда. Причем неважно с кем я живу. Кстати, чаще всего живу с Ариной Сурковой и она, наверное, идеальный человек, по-другому даже не могу сказать. Мнения у нас сходятся и с Ариной мне очень комфортно живется. Сейчас вот на Круглом жила с Яной Шакировой. Тоже все в порядке. Вообще никогда у меня не было каких-то нареканий к другому человеку, только к себе. Так что если есть возможность, я прошу, чтобы меня селили одну.
— Тогда вам и в общежитии должно быть непросто. Доходов от плавания хватит, чтобы завести собственное жилье?
— Сейчас я все чаще на сборах, но думаю о будущем, стараюсь откладывать деньги на покупку собственного жилья. Я, конечно, рассматривала вариант снять что-то рядом с бассейном, но в пешей доступности ничего не находится. Все равно придется либо ездить, либо идти 20-30 минут до бассейна. А для меня 30 минут это много, я люблю поспать. Поэтому общежитие в этом плане выигрывает.
— Ставка по ипотеке пугает?
— Я когда смотрю на нее, мне становится страшно примерно за всех людей. Да и когда смотришь сколько лет тебе придется платить, это пугает тоже.
— На что вы вообще тратите деньги?
— Очень люблю их тратить, поэтому сборы спасают — процент расходов снижается минимум на 70%. Там соблазнов на сборах меньше. Но есть ведь доставка из «Золотого яблока»! Как бы я ни старалась как-то воздерживаться, думая, что вот, все, это последний раз, когда я столько трачу, надо перебрать всю мою полку с косметикой,более тщательно подходить к покупкам, но пока не получается себя остановить.
— Как вы отдыхаете? Возите с собой на сбор что-то свое, чтобы лучше восстанавливаться — подушку, например?
— Совсем недавно был разговор с подругой про то, о чем я больше всего жалею. И я в шутку подруге ответила: «Жалею о том, что не увезла из олимпийской деревни в Токио подушку». Реально об этом жалею, потому что на ней я спала просто как… Я даже не знаю как кто… Как собака после трехчасовой охоты! Я вот просто ложилась и вырубалась. Но, знаете, на базе на Круглом нам, во-первых, поменяли матрасы. Во-вторых, как уже все знают, добавили мяса в столовой. В-третьих, нам купили шторы блэкаут. В-четвертых, у нас теперь ортопедические подушки. Днем спать вообще просто шикарно с этими шторами. Я даже не представляю, как мы раньше жили без них, потому что свет очень сильно проникал.
Я вообще такой человек, что готова, если надо, спать хоть на полу. Я даже, наверное, не буду жаловаться, в принципе. Лягу и полотенцем укроюсь. Но когда такие вещи добавляются, чувствуешь разницу.
