«Это жадность»: как ФИФА заработала $15 млн на билетах ЧМ-2026 еще до старта продаж

Стоимость самого дорогого билета на финал ЧМ-2026 составит $6 730
Согласно отчету лондонского агентства Pitch Marketing Group, чемпионат мира по футболу 2026 года станет самым прибыльным спортивным мероприятием в истории. Ожидается, что доходы ФИФА от турнира превысят $10 млрд, а всего за четырехлетний цикл (2023 – 2026) федерация планирует выручить $13 млрд. Это почти в два раза больше, чем главный орган международного футбола заработал за цикл ЧМ-2022 в Катаре, отмечает Sports Business Journal.
Мировая аудитория шестинедельного турнира составит более 5 млрд человек (почти две трети населения мира), а общее количество просмотров во всех видах медиа превысит 700 млрд. Основной причиной такого значительного роста прогнозируемых доходов является расширение турнира с 32 до 48 команд и увеличения количества игр с 64 до 104. В отчете также говорится, что это будет «глобальный момент конвергенции, когда спорт, технологии, музыка, культура, СМИ, политика и идентичность столкнутся в беспрецедентном масштабе».
Кроме того, согласно исследованию, проведенному римской финансово-аналитической компанией OpenEconomics с использованием методологий анализа воздействия и социальной отдачи от инвестиций (SROI), утверждается, что Клубный чемпионат мира, прошедший летом 2025 года, а также ЧМ-2026 увеличат валовой внутренний продукт США на $47 млрд и создадут почти 300 000 рабочих мест. Эти два турнира добавят $62 млрд к мировому экономическому объему, подчеркивает Business Day.
До старта чемпионата мира осталось меньше года, и ажиотаж растет с каждым днем. Очередной пик интереса к этому событию вызвало открытие 10 сентября десятидневного окна, в течение которого болельщики с картами Visa получили возможность подать заявку, чтобы оказаться в числе избранных, кто 1 октября примет участие в первом раунде продажи билетов. Это право будет разыграно в формате лотереи, а всего предусмотрено три этапа продажи билетов: в октябре, ноябре и вскоре после запланированной 5 декабря на жеребьевки финальной части ЧМ, когда будет составлено точное расписание турнира.
Только за первые 24 часа организаторы получили 1,5 млн заявок из 210 стран — больше всего из стран-организаторов (США, Мексика и Канада), а также Аргентины, Колумбии, Бразилии, Англии, Испании, Португалии и Германии, информирует Inside FIFA. Директор ФИФА по билетному бизнесу и гостеприимству Фальк Эллер сообщил, что для первой предварительной продажи будет доступно около 1 млн билетов.
Цены на матчи группового этапа стартуют с $60, а стоимость билетов на матчи более поздних стадий, включая финал, достигнут $6 730. Для сравнения, во время ЧМ-1994, также проходившего в США, самый дешевый билет стоил $25, а самый дорогой — $475. На турнире 2022 года в Катаре стоимость билетов колебалась от $69 до $1607. Цены на билеты представительского класса на ЧМ-2026 в рамках программы гостеприимства значительно выше и колеблются от $3 500 до $73 200 на человека.
ФИФА заявила, что планирует до конца года запустить официальную платформу перепродажи, которая позволит владельцам билетов безопасно перепродавать свои билеты. Также Эллер уточнил, что цены перепродажи не будут ограничиваться в связи с необходимостью конкурировать с неофициальными точками перепродажи и обеспечивать регулируемую среду.
ФИФА критиковали болельщики и кандидат в мэры Нью-Йорка
Еще не продано ни одного билета, а ФИФА, которая намерена выручить от их реализации не менее $3 млрд, уже попала под жесткую критику за применение динамического ценообразования для ЧМ-2026 вместо фиксированного, как было на предыдущих турнирах. Это означает, что цены могут — и, скорее всего, изменятся — до и после жеребьевки ЧМ. Однако если на Клубном ЧМ этим летом, когда впервые в истории организации был применен такой подход, цены значительно упали из-за низкого спроса, то на финальную часть ЧМ они могут существенно возрасти.
«Я думаю, что мы отправили болельщикам весьма четкое послание: «Покупайте билеты заранее, — заявил главный операционный директор чемпионата мира Хеймо Ширги. — Особенно если вы знаете, где будете, потому что живете в этом городе или болеете за три принимающие страны, и уже знаете, когда и где пройдет матч. Может случиться все что угодно. Мы будем корректировать цены в зависимости от спроса и оставшихся запасов билетов».
Этот подход вызвал критику не только простых болельщиков, но и известных общественных деятелей. Так кандидат в мэры Нью-Йорка Зохран Мамдани создал петицию под названием «Игра важнее жадности» в знак протеста против такой политики. Он призвал ФИФА отказаться от динамического ценообразования, установить фиксированную цену билетов на перепродажу и выделить 15% билетов местным жителям со скидкой.
«Я очень взволнован. Сможет ли вообще хоть кто-то из рабочего класса Нью-Йорка посмотреть эти матчи?» — задался вопросом Мамдани в соцсетях.
«Футбол, как и любой другой крупный вид спорта, относится к индустрии развлечений и следует по пути, проложенному известными музыкантами. Они продавали билеты с помощью этой технологии, к большому огорчению своих поклонников. Потребители все больше привыкают к этой концепции. Динамичное ценообразование, резкий рост цен, завышение цен — называйте это как хотите, но это все равно попахивает жадностью и ничем иным», — выразил мнение автор New York Post Гэвин Ньюшем.
Солидарность с этой позицией выразил исполнительный директор независимой некоммерческой ассоциации европейских болельщиков Football Supporters Europe (FSE) Ронан Эвейн.
«Мы считаем, что ФИФА посылает неверный сигнал, вводя динамическое ценообразование на чемпионат мира. Их главный аргумент заключается в том, что правовая база в США не позволяет федерации поступить иным образом. Мне в это очень сложно поверить, — цитирует Эвейна Times and Star. — ФИФА проявляет полную безответственность в том, что чемпионат мира станет самым дорогим в истории. Они могли бы хотя бы символически снизить общую стоимость турнира для болельщиков. Имея огромные резервы, ФИФА совершенно не нужно увеличивать доходы от продажи билетов. Но они живут в параллельной вселенной — организацию особо не волнуют ни болельщики, ни общественное мнение. Это тревожный сигнал для футбола: нам нужны надлежащие законы о защите прав потребителей».
В ответ представитель ФИФА заявил: «Принятая модель ценообразования в целом отражает существующую и развивающуюся рыночную практику в странах, где мы совместно проводим крупные развлекательные и спортивные мероприятия, включая футбол. Мы стремимся обеспечить справедливый доступ к нашей игре как существующим, так и потенциальным болельщикам и предлагаем билеты на групповой этап от $60 — весьма конкурентоспособная цена для крупного мирового спортивного мероприятия в США».
Платформа FIFA+ Collect позволяет приобрести билеты ЧМ-2026 без участия в лотерее
Лотерея, с помощью, которой разыгрывается право на приобретение билетов ЧМ-2026, оставит многих людей разочарованными. Однако для этого чемпионата ФИФА придумала способ, который не только позволяет покупателям обойти лотереи или цифровые очереди, но и помогает федерации получить дополнительный доход. В мае прошлого года на сайте ФИФА и на других электронных площадках организации начал звучать призыв: «Окажетесь ли вы там, когда будет вершиться история? Получите приоритетный доступ к билетам на Чемпионат мира ФИФА 26 с помощью FIFA Collect».
Запущенная в 2022 году под названием «FIFA+ Collect» платформа изначально предназначалась для обслуживания небольшого сообщества увлеченных коллекционеров, которые приобретали наборы NFT (уникальный цифровой объект) с символикой ФИФА. Но к 2024 году популярность платформы заметно снизилась, и организаторы возродили ее с новым подходом. FIFA Collect приступила к продаже токенов RTB (технология в цифровой рекламе, представляющая собой автоматизированный аукцион в режиме реального времени) с набором карточек, которые можно обменять на «Право на покупку» билетов на ЧМ-2026.
На данный момент продано около 30 000 таких цифровых токенов, которые гарантируют покупателям возможность приобрести один или два билета на чемпионат мира в определенную дату. Таким образом, обладатель подобного токена заплатит дважды — за право купить билет и за сам билет. По данным The Athletic, ФИФА уже продала RTB-токенов более чем на $15 млн.
Во время ЧМ-2022 в Катаре было доступно около 3,4 млн билетов при 23 млн заявок, что демонстрирует ошеломляющее соотношение спроса и предложения — почти 7 к 1. Ажиотаж вокруг очередного чемпионата мира еще выше, поэтому спрос на RTB-токены растет с каждым днем. Только в июне платформа продала более 5 000 пакетов — цены варьировались от $279 (право на покупку билетов на случайный матч в Филадельфии, Атланте или Бостоне) до $3 000 (право на покупку одного билета на матч открытия чемпионата мира в Мехико).
При этом, в ФИФА не считают, что такой подход ущемляет права других болельщиков, поскольку на FIFA Collect приходится около 70 000 билетов — всего лишь около 1% от общего количества билетов, исчисляемых 6 млн.
