К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Свет с Востока: как Китай хочет нарастить свою спортиндустрию до $1 трлн за пять лет

Фото Peng Peng / Zhejiang Daily Press Group/VCG
Фото Peng Peng / Zhejiang Daily Press Group/VCG
Китай поставил задачу поднять уровень воспроизводства своей спортивной индустрии к 2030 году до общего объема более 7 триллионов юаней ($1 трлн). Постоянный автор Forbes Sport директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ профессор Сергей Алтухов обращает внимание на то, что дальневосточные новости начала сентября заставляют нас по-иному посмотреть на спорт как отрасль экономики на фоне официальных заявлений о готовности Китая и России совместно работать над созданием более справедливой и разумной системы глобального управления

Глобальное управление

Кадры впечатляющего военного парада в Пекине 3 сентября облетели весь мир, а вскоре к видео марширующих солдат и проезжающих ракет добавились новости о том, что Китай совместно с Россией готов строить более справедливую и разумную систему глобального управления. Об этом заявил на брифинге официальный представитель МИД КНР Го Цзякунь, комментируя визит президента России Владимира Путина в Китай, сообщает Sina News. «Китай и Россия готовы следовать консенсусу, достигнутому на встрече глав государств двух стран <…>, продолжать плодотворное сотрудничество в различных областях, продолжать раскрывать огромный потенциал китайско-российских отношений и совместно играть активную роль в решении основных международных и региональных проблем», — заявил представитель МИДа.

На заседании глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества, в состав которой входят Китай, Россия, Индия, Беларусь, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан, глава КНР Си Цзиньпин перечислил пять главных принципов инициативы глобального управления:

  • суверенное равенство;
  • соблюдение принципов международного права;
  • курс на многосторонность;
  • отстаивание ориентированного на людей подхода;
  • концентрация на реальных действиях.

Президент России Владимир Путин выразил поддержку идее китайского лидера о глобальном управлении. «Это актуально в условиях, когда некоторые страны по-прежнему не отказываются от стремления к диктату в международных делах», — заявил российский президент.

 
Telegram-канал Forbes Sport
Канал о спорте, бизнесе и финансах в России и в мире
Подписаться

Это, что называется, заявления из официальных отчетов в средствах массовой информации. Но обсуждая заявления мировых лидеров о грядущих переменах в глобальной политике, многие упустили из виду еще один информационный повод. Он касается спорта — рода деятельности, который у нас принято воспринимать, как нечто второстепенное. Но в соседней Китайской народной республике на него теперь смотрят совсем иначе,  а статус и роль спорта в стране должны подвергнуться кардинальным изменениям.

Речь идет о программном документе, опубликованном Госсоветом Китая 5 сентября, который называется «Дальнейшее содействие качественному развитию спортивной индустрии». В нем спортивная индустрия страны представлена как опорная (!) отрасль в ряде регионов, и конкретизируется ряд задач для достижения целевого показателя развития спортивной индустрии к 2030 году до общего объема более 7 триллионов юаней ($1 трлн).

 

«Двойная циркуляция»

Днем, когда начался исторический старт превращения Китая в могущественную спортивную державу, можно считать 21 октября 2014 года. Именно тогда Государственный Совет и Кабинет министров Китая утвердили «Программу ускорения развития спортивной отрасли и поощрение потребления спорта», призвав Государственное управление спорта Китая, высшего спортивного органа, ослабить жесткий контроль и позволить большему числу организаций и частному бизнесу выйти на рынок, где давно и прочно доминировали государственные организации. Программа требовала от региональных правительств включить государственные расходы на спорт в их финансовые бюджетные ассигнования, вводила льготный налоговый режим с 25% до 15 % для спортивных организаций, утверждала права на интеллектуальную собственность, торговые марки, бренды в спорте, допускалось право приобретения прав трансляций спортивных соревнований любыми телевизионными каналами и т.д. Главная цель программы — создание внутреннего рынка потребления спорта объемом 5 трлн юаней ($800 млрд) за счет «ускорения развития и поощрения потребления спорта».

Тогда же Китай начал менять свои стратегические приоритеты и переходить с экономики, основанной на производстве, экспорте и инвестициях, к экономике, которая извлекает выгоду из своего потребительского потенциала, привлекает лучшие кадры и поощряет развитие технологий и инноваций. На официальном уровне новая модель развития получила название стратегии «двойной циркуляции». Она впервые была озвучена 14 мая 2020 года в ходе заседания Политбюро ЦК КПК, на котором Си Цзиньпин заявил о «необходимости использовать преимущества огромного внутреннего рынка Китая и потенциала его внутреннего спроса для установления новых форматов развития — внутренней и международной двойной циркуляции, которые дополняли бы друг друга».

Стратегия «двойной циркуляции» предполагает, что приоритет будет отдаваться «внутреннему контуру» перед «внешним». В переводе с бюрократического языка это означает, что новая модель экономического развития Китая будет фокусироваться на увеличении потребления на внутреннем рынке при параллельном привлечении зарубежных инвестиций. В долгосрочной перспективе данная стратегия нацелена на устранение зависимости китайской экономики от зарубежных рынков и технологий. Как видим сейчас, это был важный шаг на пути строительства «разумного» глобального управления с центром в Китае и вокруг Китая.

 

Китайская спортивная индустрия за 10 лет реализации программы продемонстрировала верность указанному пути, подтверждением чему стал выход Китая на лидирующие позиции в мировом спорте: в итоговом медальном зачете Олимпийских зимних игр-2022 в Пекине сборная этой страны заняла 4-е место (самое высокое в истории участия Китая в зимних Играх), а на летней Олимпиаде в Париже 2024 года у команды Китая было 2-е место. А ироничные высказывания футбольных экспертов о невозможности обучить футболу китайцев следует воспринимать как очередной вызов для Поднебесной: Китай намерен принять Кубок мира по футболу ФИФА 2050 года у себя в стране и не просто принять, но и выиграть его. Они не отменяют цель. Они изменяют пути достижения цели.

Спортивная политика: мы и они

Российские спортивные чиновники в историческом периоде после Олимпийских игр в Сочи с разной степенью безразличия относились к происходящему в спортивной индустрии Китая. Меморандум о сотрудничестве, подписанный главами Олимпийского комитета России Станиславом Поздняковым и Олимпийского комитета Китая Го Чжувенем в 2018 году, вселял надежду на развитие продуктивного сотрудничества между соседними странами, однако стремительный переход страны-лидера мирового спорта в статус нерукопожатного партнера, обвиненного в манипуляциях и нарушениях самого разного рода, не оставлял пространства для маневра в конструктивной и созидательной деятельности.

Кроме того, на фоне международных скандалов и разоблачений сложно было рассчитывать на перезагрузку спортивной политики России, а начало специальной военной операции* и последующие санкционные ограничения сделали практически невозможным конструктивный переговорный процесс. В этой связи стратегия «мы в окружении врагов» или «республика в кольце фронтов» диктовала единственно возможный вариант автономной деятельности с надеждой на себя и свои ресурсы и переходу к декомпозиции стратегии, связанной с изменениями факторов внешней среды.

Нынешний министр спорта России во время саммита ШОС находился в Китае, был приглашен в Пекинский университет спорта, принимал участие в ряде мероприятий, что наводило на предположения о более тесных контактах сторон и переходу к новой стратегии «дружить с дальним и воевать с ближним». Китайцам эта стратагема хорошо знакома. К тому же 5 сентября Михаил Дегтярев заявил на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, что страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) работают над созданием ассоциации спортивных организаций. «Мы заявили о готовности провести первые Игры ШОС. Наша страна готова их принять. Сейчас мы согласовываем со странами-участниками уставные документы на этот счет и создаем ассоциацию спортивных организаций стран ШОС», — заявил Дегтярев. Но дальше этого дело не пошло.

Если более подробно посмотреть китайский программный документ, то стоит обратить внимание на перечень задач и адресатов изменений, на которых рассчитаны эти изменения. Отдельно посмотрите на перечень государственных и правительственных структур, которые отвечают за реализацию этой программы развития спортивной индустрии и повышения потребления спортивных товаров и услуг китайских граждан. Игры ШОС на этом фоне кажутся погрешностью. Может быть, еще время не пришло для полноценного и добрососедского сотрудничества наших стран в спорте. 

 

Но что важно? Китай показывает всем пример целеполагания, разработки стратегических и программных документов и планов реализации в нелегком и невиданном ранее деле – спортивной деятельности с совершенно понятными и измеримыми критериями эффективности и результативности. И если российские чиновники ставят задачу «возвращения» (с флагом и гимном) своей страны на международную арену, даже без статуса и сатисфакции, то китайцы ставят целью «доминирование» своей страны на глобальном спортивном уровне и начало новой эпохи, в которой спорт будет отнесен к одному из важнейших и успешных видов деятельности людей.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется нападением, вторжением либо объявлением войны, если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+